08.07.2024

Игра в экспорт: в Екатеринбурге предпринимателей научили поставлять товары за границу

Игра в экспорт: в Екатеринбурге предпринимателей научили поставлять товары за границу

Как выйти на зарубежный рынок и при этом получить максимальную прибыль. Этому 4 июля в креативном кластере «Домна» научились действующие и начинающие экспортеры

В Екатеринбурге впервые прошла бизнес-игра «Выйти на экспорт в онлайн за 1 час». Новый формат обучения вызвал немалый интерес у предпринимателей.

Обучающие мероприятие организовал Центр поддержки экспорта Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства (СОФПП, на базе которого создан Центр «Мой бизнес») в соответствии с задачами национального проекта «Малое и среднее предпринимательство».

Как отметил директор СОФПП Валерий Пиличев, такую игру Фонд проводит впервые. С учетом большого числа желающих, скорее всего, СОФПП проведет целую серию подобных мероприятий. Их цель – дать правильные ответы предпринимателям на волнующие их вопросы и таким образом помочь разобраться со сложностями.

«Для нас это необычный формат обучающего мероприятия. В формате игры предприниматели получают новые знания, учатся правильно составлять документы, рассчитывать свой бизнес-план, плечо логистики, применять инструменты продвижения. Думаю, что после такого обучения пройти все этапы выхода на экспорт в реальной жизни предпринимателям станет проще», – сказал Валерий Пиличев.

По его словам, в Свердловской области насчитывается примерно 2000 экспортеров из числа малого и среднего бизнеса. Сейчас стоит задача – не увеличить их количество, а помочь преодолеть сложности выхода на зарубежные рынки и продвижения продукции. Предприниматели сталкиваются с такими трудностями, как оформление таможенной и иной документации, переводами денежных средств. Однако самая сложная задача – решиться выйти на зарубежные рынки, понять, что это не так страшно, как кажется.

 Эксперт по развитию цифровых продуктов АО «Российский Экспортный Центр» Анна Балашова

Для этого организаторы создали участникам условия, максимально приближенные к реальным. Аналитик по развитию цифровых услуг АО «Российский Экспортный Центр» (РЭЦ) Ксения Каратеева пояснила, что таким образом организаторы попытались показать экспортерам как можно выйти на экспортные рынки.

«Мы подобрали примерный бюджет для команды, различные условия для выхода на рынок и пригласили наших партнеров для консультации. Результатом игры будет количество продаж на зарубежном рынке», – рассказала эксперт Центра.

Игра в экспорт объединила как действующих поставщиков, так и желающих попробовать себя в этом деле. Участники попытались найти ответ на главный вопрос: а как же действовать?

В азарте игры

Организаторы разбили участников на шесть команд. Причем команды составляли стихийно – каждый садился к незнакомым ему ранее людям. Игра состояла из пяти этапов, на выполнение каждого из которых отводилось несколько минут: знакомство, презентация «легенды» команды; ознакомление с барьерами, сбор информации; выстраивание стратегии, расчет стоимости, количество продаж; форс-мажор и подведение итогов. Игру вели Ксения Каратеева и эксперт по развитию цифровых продуктов АО «Российский Экспортный Центр» Анна Балашова.

Перед началом игры один из членов команды при помощи слепого жребия получал наименование товара, который предстоит экспортировать: шоколад, канцелярские изделия, косметику, натуральная одежда, мебель, детские товары. Командам давался бюджет в 1 млн условных единиц для вывода выбранного товара на рынок. На каждом этапе команда получала баллы, по итогам суммирования которых определялся победитель.

Станция продвижения во главе с Глебом Толстовым

На первом этапе участникам предстояло познакомиться друг с другом, распределить роли – гендиректор, логист, маркетолог, финансист и менеджер ВЭД – придумать название команды и историю ее появления, уточнить товары, способы их продвижения и планы по выходу на рынки. Кульминацией была презентация проекта: один из игроков рассказывал аудитории о своей компании. Так, на рынке появились компании Sweety, «Дракон», Nastya Shop, «Эко-детство», «Скрепка» и Brain Kids.

На втором этапе участники в зависимости от их роли отправлялись на станции, где им предстояло пройти тренинг по направлениям логистики и продвижения, а также проявить себя в викторине. Экспертами выступили генеральный директор столичной компании ZonoSmart Глеб Толстов и представитель «Почты России» Константин Кряжев.

Толстов рассказал маркетологам об инструментах продвижения на зарубежные рынки и с какими странами проще работать, Кряжев дал мастер-класс логистам об оптимальных инструментах логистики и расчетах. В это время остальные участники игры занимались анализом ситуации и знакомством со спецификой стран. Для этого организаторы выдали командам справочные материалы.

Игрокам поставили задачу максимально выгодно вывести свой товар на одну из шести стран: США, Узбекистан, Китай, Германия, ОАЭ и Турция.

Каждая команда получила от ведущих направление бизнеса и за один час «вывела» продукцию своей компании на рынок определенной страны через онлайн-каналы.

Одна из команд

Победила дружба

Самым «горячим» этапом игры стал третий, когда участникам предстояло определиться с количеством единиц для поставки, выбрать оптимальную страну для экспорта, рассчитать расходы на логистику, продвижению, количество проданных единиц и при этом уложиться в бюджет. Результаты вносили в бланк.

На это организаторы отвели игрокам не более 20 минут. Игроки спорили, черкались в блокнотах, выданных РЭЦ для черновых записей, вновь и вновь продумывали свою стратегию, оставляя про запас средства на форс-мажор. В отведенное время уложились далеко не все. Некоторым потребовался еще один бланк.

Экспорт – это риск, и непредвиденные ситуации в нем не редкость. Поэтому эксперты РЭЦ ввели еще один этап – форс-мажор. Один из игроков как студент на экзамене вытягивал свой билет с ситуацией, а команде предстояло за 10 минут найти выход из нее. Некоторым откровенно везло: одна из команд получила бонус в виде 500 дополнительных бесплатных продаж. Однако для этого требовался запас товара на складе выбранной страны. Таким образом, игрокам предстояло научиться не только просчитывать будущие поставки, но и оставлять запас на непредвиденные ситуации.

На последнем этапе эксперты РЭЦ определяли победителя игры по итогам наибольшего количества продаж и баллов, набранных участниками. Всего за один час каждая команда «вывела» продукцию своей компании через онлайн-каналы на рынок определенной страны.

С учетом количества баллов выиграла команда Nastya Shop, второе место заняла «Скрепка», тройку замкнула Brain Kids. Победители получили призы от СОФПП и креативного кластера «Домна».

Победители игры/ фото автора

В бизнес-игре «Выйти на экспорт в онлайн за 1 час» в выигрыше оказались все участники. Они получили знания и опыт по разработке стратегии поставки за рубеж, что одним поможет сделать тот самый первый шаг, а другим – усовершенствовать свою работу.

По этому поводу министр инвестиций и развития Свердловской области Вадим Третьяков заявил, что перед правительство региона сегодня стоит амбициозная задача по увеличению объема экспорта несырьевых неэнергетических товаров.

«Крайне важно, чтобы наши предприниматели проходили качественные обучающие программы, получали опыт от практиков и узнавали от специалистов обо всех нюансах рынков. В регионе есть меры поддержки, которые релевантны запросам уральских предпринимателей и популярны среди них», — заявил Вадим Третьяков.

Добавим, это не последнее мероприятие Центра поддержки экспорта СОФПП. В среду, 24 июля, пройдет однодневный курс «Экспорт через Ozon». На следующий день состоится курс «Экспорт через Wildberries».

 

Фото: Екатерина Киселева 

Еще в сюжете «Экспорт»

Еще в сюжете «Свердловская область»

Еще в сюжете «Поддержка бизнеса»