18.04.2022

На уральском рынке вторсырья царствует нелегальный бизнес. Как его выводят из тени

В правовом поле пока работают всего 5% предприятий

О том, какие виды бытовых отходов способны отбирать, сортировать и перерабатывать в Свердловской области и почему в этой сфере пока преобладают нелегалы, в интервью изданию «Эксперт-Урал» рассказал председатель правления Союза отходоперерабатывающих предприятий Уральского федерального округа Сергей Литвиненко.

В серой зоне

— Каковы в Уральском регионе мощности по переработке твердых коммунальных отходов?

— Для начала напомню, что идея циркулярной экономики состоит в том, чтобы выпускать такие товары, которые бы после их использования можно было переработать и пустить во вторичный оборот. Прежняя, линейная экономика такую задачу не ставила. Чтобы сократить объемы отходов, размещаемых на полигонах, надо их где-то перерабатывать. В Уральском регионе есть предприятия по переработке отходов, но далеко не все они работают в правовом поле. Поскольку раньше никто не интересовался, кто и сколько отходов переработал и как вернул их во вторичный оборот, возникла серая зона, с которой мы сейчас боремся.

— Этот бизнес работает нелегально?

— Да, практически нелегально. Как у нас было раньше? Образуются твердые коммунальные отходы (ТКО), которые региональный оператор везет на свалку. И задача всей операции в том, чтобы все отходы доехали до полигона. Это регулируемый вид деятельности, потому что население оплачивает эту услугу.

В циркулярной экономике часть отходов забирают на переработку, размещая на полигоне не 100%, а условно половину. Учета этих не размещенных на полигоне 50% до сегодняшнего дня не велось. Вторсырье просто отбиралось и через серую зону, без всякого учета, без налогообложения реализовывалось тем предприятиям, которые в нем нуждались.

Теперь же в систему циркулярной экономики включились очень мощные игроки — отечественные производители товаров, подлежащих утилизации, и товаров в упаковке. Это тоже регулируемый вид деятельности, потому что экологический сбор, который они уплачивают, по сути, представляет собой налог. Например, если предприятие производит напитки в бутылках, то должно платить экологический сбор. Федеральное законодательство предусматривает, что предприятие, выпускающее товары в упаковке, может после его использования потребителями самостоятельно собрать оставшуюся упаковку и утилизировать ее, либо нанять для этого утилизирующую компанию. Эта компания официально подтверждает факт утилизации через Росприроднадзор. И такая справка позволяет предприятию, выпускающему товары в упаковке, не платить экологический сбор.

Но получилось так, что картон, полиэтилен, стеклянные бутылки выпали из зоны регулирования, потому что такие виды упаковки не считались отходами. Поэтому нелегально работающие компании их собирали и направляли в качестве сырья обратно в переработку. Нигде это не учитывалось. Отсюда ответ на ваш вопрос: понять, какими перерабатывающими мощностями обладает наш регион, очень сложно. Сейчас мы как раз этим и занимаемся.

Ряд уральских компаний объединились в Союз отходоперерабатывающих предприятий УрФО. Мы хотим показать, что работать вбелую гораздо выгоднее, чем прятаться в серой зоне. Суть проекта — создать условия для бизнеса, чтобы он работал в правовом поле.

— Какие выгоды получают компании, работая легально?

— Когда компания-переработчик работает вбелую, она может открыто предлагать производителям услугу по утилизации их упаковки и предоставлять им достоверную отчетность. В этом случае производители компенсируют переработчику многие расходы — на сбор, транспортирование, утилизацию. Перерабатывать вторичные ресурсы гораздо сложнее и затратнее, чем изготавливать продукцию из первичных ресурсов. Легальные переработчики могут получить соответствующую компенсацию. А производители в то же время снижают объемы уплачиваемого ими экологического сбора.

— Государство чем-то может помочь?

— Денег давать не нужно. Можно ограничиться тем, чтобы обеспечить хорошие заказы на продукцию из вторсырья. Например, заказы на товары для благоустройства общественных пространств, выполненные из переработанного пластика. Скажем, на контейнерные площадки.

Взгляд сквозь битое стекло

— Много ли предприятий Свердловской области в сфере переработки отходов уже работают вбелую?

— Всего процентов пять. В нашем регионе компаниями получено в Росприроднадзоре более 840 лицензий на обращение с отходами. Мы попытались связаться с этими предприятиями. Из них только 15 официально подтвердили свою деятельность в сфере утилизации отходов, причем три из них — регоператоры. Остальные либо вообще не откликнулись, либо сообщили, что утилизируют только собственные отходы.

На что сегодня готова Свердловская область в части обращения с отходами? В нашем регионе работают два целлюлозно-бумажных комбината — Новолялинский и Туринский. Они официально заявляют, что готовы переработать всю собираемую на Среднем Урале макулатуру, если бы она к ним направлялась.

В Свердловской области нет стекольных производств, но у нас есть соглашения с двумя стекольными заводами в Тюмени и Новосибирске. Четверть объема бутылок там производят из битого стекла, это 30 тысяч тонн в год. Заводы готовы увеличить эти объемы втрое. А мы готовы собрать, отсортировать и отвезти туда битое стекло, чтобы оно не размещалось на наших полигонах.

У наших соседей в Челябинской области есть предприятия, перерабатывающие вторсырье из пластика и полиэтилена. Сейчас обсуждается вопрос, каким образом это сырье извлекать из твердых коммунальных отходов. Екатеринбургская компания «Уралвторма», работающая с большинством фракций макулатуры, полимеров, пластиков, решает эту задачу так. В ее структуре два десятка пунктов приема вторичных материалов, они охватывают все районы Екатеринбурга. Это наиболее разветвленная сеть в Свердловской области. Компания поддерживает активность горожан оплатой каждого килограмма сданных отходов.

Пилотная модель экономики замкнутого цикла создается в Сысерти. Здесь развивается система раздельного сбора бытовых отходов, растет количество предприятий по переработке вторсырья. Одно из них, «Термопласт-С», производит широкую линейку долговечной пластиковой продукции для благоустройства придомовых территорий, дворов, детских и спортивных площадок, дачных и садовых участков.

Наш регион полностью закрывает свои потребности по утилизации резины. В Нижнем Тагиле работает крупная компания, «ЦГС», перерабатывающая автомобильные покрышки: они измельчаются в крошку, из которой делается дорожное покрытие. Но возникает вопрос транспортировки вторсырья до пунктов переработки. Если этим за свой счет будут заниматься сами перерабатывающие предприятия, их бизнес станет нерентабельным.

Чтобы упорядочить сферу переработки, в этом году мы намерены провести учет всех собираемых и сортируемых в регионе вторичных ресурсов — что, сколько и куда у нас идет.

Еще в сюжете «Свердловская область»

Материалы по теме

Ты добычи не дождешься

«ПТК ЭкоПром» реализует в Башкирии проект по мусоропереработке

В Удмуртии построят первую мусоросортировочную станцию

На Южном Урале создадут инфраструктуру обращения с ТКО

В Башкортостане определены операторы по ТБО

Челябинская городская свалка больше не принимает отходы