Промысел с изумрудным оттенком

Как возродили уральскую керамику

Как возродили уральскую керамику
Фото Натальи Кузнецовой

Предприятие в деревне Нижние Таволги продолжает вековые традиции уральской керамики и Демидовых. Его возродил из руин энтузиаст, вернувшийся на родину предков

«Таволожская керамика» в следующем году отметит 70-летний юбилей — с учетом его советского прошлого и возрождения в нулевые. По факту, как отмечает генеральный директор и собственник предприятия Александр Назаров, промысел существует гораздо дольше с учетом истории керамики в деревнях под Невьянском. Предприятие продолжает традиции гончарного ремесла.

— В этих краях керамика и культура создания посуды появилась благодаря старообрядцам. Этому способствовал раскол Русской церкви и местные ресурсы — здесь же находится и месторождение глины, и месторождение меди, используемой для изготовления знаменитого изумрудного пигмента для покрытия керамики. В середине XVII века старообрядцы на реке Нейве основали деревни Верхние и Нижние Таволги, принеся опыт, знания в производстве керамики на территорию Урала. В 1855 году в Таволгах было 59 гончарных мастерских, — рассказывает Александр Георгиевич.

Семейные гончарные мастерские сохранили традиции и технологии благодаря преемственности вплоть до XX века. После революции в советское время маленькие мастерские объединили в артели: одна работала в Верхних Таволгах, а вторая — в Нижних. Артели «Новый путь» и «Керамик» работали до 1955 года. В январе 55-го они объединились в Невьянский завод художественной керамики. Предприятие более чем на 30 лет стало одним из ведущих производителей посуды и керамических изделий в Свердловской области и в стране.

Традиции изготовления керамических изделий и особенности их форм у каждого народа свои. Одинаковые или похожие не найдешь, говорит Александр Назаров. Керамика отражает культуру, традиции и наследие народа. Ее форма и цвет зависит также от местных природных богатств. Благодаря месторождению меди местная таволожская керамика приобрела изумрудный оттенок.

— Местные мастера совместно с известными горнозаводчиками Демидовыми придумали технологию покрытия посуды глазурью из окиси меди. Неподалеку отсюда, в селе Быньги, была создана Демидовская латунная фабрика. Таволожские смекалистые гончары стали закупать отходы производства фабрики — оксид меди. В результате керамика из чернолощеной стала зеленой, изумрудной, — пояснил собеседник.

Традиции использования окиси меди в глазури для покрытия посуды предприятие сохраняет до сих пор. Поэтому на прилавках фирменных магазинов можно найти кружки, тарелки и другие изделия изумрудных оттенков. Эта серия посуды до сих пор пользуется особым спросом у покупателей и является традиционной для нашего региона.

Также на предприятии производятся изделия с ангобной росписью методом фляндровки. Ангобы — это краски на основе белой глины с минеральными пигментами. К примеру, синий цвет получается благодаря кобальту, красный — оксиду железа, желтый — титану. Поэтому эта серия таволожской керамической посуды разноцветная.

Традиции использования в производстве натуральных материалов завод хранит и сейчас как предприятие народных художественных промыслов входит в Федеральный перечень НХП наряду с такими известными предприятиями, как «Гжель», «Хохлома», «Крестецкая строчка». Этот статус «Таволожская керамика» получила еще в начале нулевых. Он отражает философию предприятия и традиции нашего края, едва не потерявшиеся в 90-е годы.

Восстание из руин

Александр Назаров стал собственником предприятия в 2001 году, вернувшись на родину предков. Этому предшествовал непростой трудовой путь.

— Прадед и дед похоронены в Верхних Таволгах. Отец из этих мест, а сам я здесь никогда не жил. В последнее время чаще бываю здесь, в Нижних Таволгах. Живу в Екатеринбурге. Я окончил Свердловский горный институт (ныне Уральский государственный горный университет), по образованию инженер-геофизик, — рассказал Назаров.

После окончания вуза по распределению будущий предприниматель трудился в НПО автоматики, получил дополнительное образование в дипломатической академии и работал за границей. Александр Назаров также приобрел боевой опыт во время службы на офицерских должностях в Афганистане. В 90-е ушел в крупный бизнес, благодаря которому в итоге и стал собственником заброшенного керамического производства. Однажды компанию Назарова попросили поставить несколько цистерн солярки для заправки техники во время посевной кампании сельскохозяйственному предприятию. Однако заказчик в итоге не смог оплатить эту поставку и рассчитался «натурой». Александру Назарову предложили здание пустующей земской школы в селе Верхние Таволги и уже неработающий завод художественной керамики в соседних Нижних Таволгах. Предприятие пришлось восстанавливать из руин.

Предприниматель появился на площадке зимой 2001 года. Тогда и начало возрождаться предприятие.

— Представьте себе картину: на улице минус 40 градусов, здание завода с кучей мусора, крыша текла, полы вздулись от влаги, отсутствовали канализация, электричество, водопровод. Хозяйство сторожил один охранник. Во дворе валялись разбитые электродвигатели и другое оборудование. Часть техники к этому времени успели сдать на металлолом. Все оборудование привезено еще из ГДР, и его нужно было восстановить, — вспоминает Александр Назаров. — Тогда нам помогла выжить настойчивость и опыт ведения бизнеса, приобретенный в 90-е. Повезло, что люди, которые работали на заводе, а их трудилось в советское время около 200 человек, остались. Персонал можно было набирать с улицы. У завода были свои традиции. Нам оставалось только запустить производство.

Деньги на восстановление предприятия Назаров взял из своего тогда еще основного бизнеса. Возрождение завода началось с расчистки территории, решения юридических проблем по оформлению здания и земли, восстановления водопровода и электричества, отключенного за долги. Одновременно оставшиеся инженеры по своей инициативе пытались запустить производство, а для этого требовалось обеспечить цех электричеством. Поэтому сначала восстановили трансформаторную подстанцию и подвели электричество на производство.

Один из специалистов организовал бригаду из местных жителей, и люди расчистили двор. При помощи техники установили оборудование в цехе: шаровые мельницы, фильтр-прессы, вакуумные насосы для подготовки глиняной массы. Таким образом удалось запустить цех массоподготовки и выпустить одну линейку продукции. В этом цехе готовят глину (минеральное сырье) для керамики.

Первые изделия предприятие выпустило сразу, как только на производстве появился персонал. Это стало возможно благодаря специфике промысла.

— Глина позволяет сразу запустить производство без вкладывания каких-то ресурсов. Оставалось купить пигменты, фритту (бес­цветная глазурь), печь запустить, — пояснил Александр Георгиевич. — Обжиг идет при температуре 1000 градусов. Тогда у нас были тоннельные печи, предназначенные для серийного производства.

На восстановление предприятия ушло два года. Находясь в руинах, завод уже выпускал продукцию. Как вспоминает собеседник, еще в 2004 году на площадке были развалины. Из серийного производство превратилось в выпуск уникальной продукции небольшими партиями. В советское время, как рассказывали старожилы, каждый день завод отгружал целый КамАЗ продукции. Сейчас партии значительно меньше, а благополучие предприятия стало больше зависеть от туризма. Значительно по сравнению с советскими временами сократилась и численность персонала: раньше трудились 200 человек, а сейчас, с учетом сотрудников магазина-офиса в Екатеринбурге, — 30. Непосредственно на производстве работают 20 специалистов.

Народные промыслы

Одним из факторов выживания стало попадание в федеральный реестр предприятий народных художественных промыслов. Это произошло еще при первом свердловском губернаторе Эдуарде Росселе, в середине нулевых. С учетом перехода от серийного производства к штучному на предприятии обновили оборудование для обжига, перейдя на муфельные печи.

Благодаря этому статусу завод может оплачивать электроэнергию. Керамика — энергоемкое производство: печи потребляют по 60 кВт в час. Электроэнергия, по словам предпринимателя, очень дорогая — 9 рублей за кВт, а расценки на нее растут. Ежемесячно электричество обходится компании в 150 тысяч рублей. Статус предприятия народных художественных промыслов позволяет «Таволожской керамике» получать частичную компенсацию на оплату электроэнергии.

В 2007 году Александр Назаров открыл новое направление бизнеса, близкое к народным промыслам, — туристическое. Для этого постепенно перестроили здание заводоуправления в гостиницу, на территории пред­приятия построили два гостевых домика, баню, информационно-туристический центр. Земскую школу в соседнем селе превратили в музей — сейчас в ней находится основная часть туристического комплекса. Гостей угощают блюдами, подаваемыми в посуде местного производства. Здесь же, на предприятии, можно купить горшки, тарелки, стаканы, блюдца, кружки, различные фигурки и другую про­дукцию.

Три музея Александр Георгиевич открыл и в здании завода. Один посвящен войне в Афганистане, второй — минералогии, третий — атомному проекту. В афганском музее представлены книги, форма, награды, снаряжение участников войны. Начало минералогическому музею дали экспонаты экспедиции «Уралкварцсамоцветы». В музее истории атомного проекта можно увидеть экспонаты урановой Зеленогорской экспедиции, карты, экипировку атомщиков, дозиметры и другое оборудование.

На прилегающей территории для привлечения туристов установили копию Шигирского идола из лиственницы, каменные арт-объекты и фигуры, а на стенах цехов один из местных художников изобразил историю освоения Урала. «Таволожская керамика» проводит фестивали и принимает туристические группы. Экскурсии проводят сами керамисты — сотрудники завода, поскольку они знают технологию и могут рассказать о ней гостям. Гости могут сами попробовать изготовить ту же тарелку. Для этого на предприятии установлены гончарные круги.

В планах Александра Назарова — развивать туризм. В последнее время это направление становится выгоднее производства.

— Фактически получается, что туристическая доля в обороте сравнялась с производством. Сейчас туризм развивается при поддержке государства. Так, благодаря истории формирования местных стилистических особенностей таволожской керамики, связанных с историей промышленного освоения Урала предпринимателями Демидовыми, нас включили в Демидовский маршрут. Это способствует притоку туристов, — отметил предприниматель.

В тоже время туризм зависит и от производства, а оно является продолжением традиций. На заводе используют технологию, которую применяли в этих краях еще 200 лет назад. Сначала требуется изготовить гипсовую форму — это исключительно ручная работа. Формы отливают литейщики, после чего в них закладывают подготовленную глину. Сформированные изделия сушат, покрывают глазурью, расписывают и отправляют в печь. Пигменты и фритту завод закупает в Пермском крае. Остатки глины и некондицию предприятие снова запускает в производственный процесс и работает фактически без отходов производства.

Номенклатура изделий насчитывает порядка 150 позиций: горшки, чашки, сувениры, вазы, тарелки. Все это можно купить в интернет-магазине предприятия и в торговой точке Екатеринбурга.

Расширять клиентскую базу предприятию помогает Свердловской областной фонд поддержки предпринимательства (СОФПП). По словам собеседника, завод сотрудничает с СОФПП уже несколько лет. Специалисты Фонда консультируют компанию по различным вопросам, дают актуальную информацию о мерах господдержки, приглашают на выставки, а также помогают рассказать о себе широкой аудитории.

Острые вопросы

Для обеспечения производства Александру Георгиевичу приходится решать немало вопросов. Если вода и котельная у предприятия свои, то обогрев хозяйства, а это 2,2 тысячи квадратных метров, обходится в приличную для завода сумму. За отопительный сезон хозяйство потребляет 70 тонн угля, а с учетом цен на топливо это обходится в полмиллиона рублей. При этом оборот компании, включая доходы от туризма, в среднем составляет 1 миллион рублей в месяц. Поэтому настоящая керамика сейчас дорогая, из-за этого покупатели отдают предпочтение более дешевым китайским изделиям.

Однако есть и более острая проблема.

— Основной вопрос — кадры. Они стареют. К тому же в селах идет отток населения в крупные города, а местное население нередко спивается. Если рабочих среди местных еще можно найти — достаточно обучить на месте — для этого нужен один наставник для двух-трех человек, то с технологами дело сложнее. Силикатчиков обучают в вузах, а привлечь специалиста из города в деревню очень сложно из-за отсутствия инфраструктуры, — рассказал предприниматель.

В советские времена завод построил в деревне Нижние Таволги целую улицу домов. Благодаря этому удавалось привлечь по программе распределения кадров специалистов даже из Подмосковья. Сейчас такой возможности нет.

Побывав на заводе, некоторые туристы говорят, что хотели бы заниматься производством керамики. Однако предприятие не может обеспечить сотрудников жильем. К тому же в деревне отсутствует школа. Поэтому приходится привлекать специалистов из других городов. Художники, гипсолитейщики, формовщики работают вахтовым методом: неделю живут в гостинице.

Только таким образом предприятию удается главное — сохранять промысел, народную историю и традиции гончарного ремесла старообрядцев.               

5 шагов к успешному бизнесу от Александра Назарова

• Упорство, воля к победе

• Стремиться реализовать свое предназначение

• Отдавать себе отчет, что можно столкнуться с массой трудностей. Ты тут отвечаешь за все. Человек должен быть готов к тому, что каждый день проблема, и он ее должен решать

• Пойти в бизнес может не каждый. Нужно быть готовым ко всему

• В бизнесе главное быть воином

 

Материалы по теме

Диверсификация - формула сохранения роста

Как правильно выбрать франшизу в разных сферах деятельности расскажут на всероссийском форуме в Екатеринбурге

Венчурному фонду Промсвязьбанка и «ОПОРЫ РОССИИ» 3 года

Путин выслушал оренбургских бизнесменов

Минэкономразвития РФ одобрило разработанную в УрФУ программу для предпринимателей