Уральские экспортеры научились обходить санкции через две средиземноморские страны
Что таится за статистикой внешней торговли УрФО за март 2022 года
Какие каналы экспорта в Европу черных и цветных металлов теперь используют уральские металлурги, за счет какого единственного товара Индонезия вырвалась в число стран-лидеров по поставкам на Урал, какие западные страны нарастили в разы закупки в нашем регионе обогащенного урана, в интервью изданию «Эксперт-Урал» рассказал начальник Уральского таможенного управления Алексей Фролов.
Медный век
— Как сказалось введение против России жестких санкций на внешнеэкономической деятельности предприятий Уральского федерального округа?
— Ситуация за март 2022 года показала, что количество участников внешнеэкономической деятельности у нас уменьшилось (на 8% по сравнению с мартом прошлого года) — в основном за счет тех уральских компаний, которые занимались разовыми поставками из-за границы. Ради одной поставки стало сложно выстраивать новую логистику. При этом внешнеторговый оборот, несмотря ни на что, вырос по сравнению с мартом прошлого года на 15%. Объем импорта в денежном выражении за март снизился всего на 2,4%, зато экспорт увеличился на 19%.
— За счет чего выросли объемы уральского экспорта?
— В товарной структуре наших поставок за рубеж на первую позицию вышли медь и изделия из нее. В стоимостном выражении объем этой товарной группы в марте 2022 года год к году увеличился больше чем в полтора раза — на 57%. Это связано с ростом мировых цен на медь.
Отдельно скажу о продуктах неорганической химии, экспорт которых в марте увеличился в 3,3 раза и занял вторую позицию после меди. Это обогащенный уран, являющийся топливом для атомных электростанций. В марте из нашего региона он ушел в две страны — Францию и США. Там боялись, что возникнут ограничения в отношении закупок этой продукции, поэтому брали в разы больше, с запасом — для обеспечения бесперебойной работы своих АЭС. И буквально на днях в Евросоюзе заявили, что будут вводить ограничения на сотрудничество с Россией в отношении атомной промышленности.
Экспорт черных металлов сократился на 24%, зато выросли поставки за рубеж изделий из черных металлов на 57%. Экспорт товаров группы «полимерные материалы, пластмассы и изделия из них» (в первую очередь это продукция предприятий Тюменской области) увеличился в 2,7 раза по сравнению с мартом прошлого года. Объемы продаж за границу продовольственных товаров и сырья для их производства также выросли — на 36%.
Следует отметить, что, помимо черных металлов, за март уменьшились стоимостные объемы экспорта титана и изделий из него (на 28%), минеральных продуктов (на 62%), оборудования и механических приспособлений (на 48%).
Импорт на пальмовом масле
— Изменилась ли товарная структура уральского импорта?
— В марте среди зарубежных поставок в Уральский федеральный округ традиционно на первом месте оборудование и механизмы, несмотря на небольшое снижение (-7%). Увеличился импорт пальмового масла (рост в денежном выражении на 78% по сравнению с мартом 2021 года, и это второе место), изделий из черных металлов (в 2,2 раза), медного штейна (в четыре раза), марганцевой руды и концентратов (на 74%), семян подсолнечника (в пять раз).
Не забывает бизнес и потребности нашего населения. Продукции обувной промышленности ввезено в два раза больше, одежды из трикотажа — на 42%, парфюмерии и косметики — в 2,3 раза.
Уменьшились стоимостные объемы импорта электрических машин (на 12%), летательных аппаратов и их частей (на 66%), средств наземного транспорта (на 31,5%). То есть общие объемы зарубежных поставок на Урал сократились в основном за счет продукции машиностроения.
Турецкий транзит
— С какими странами преимущественно торгуют уральские предприятия?
— В страновой структуре внешнеторгового оборота УрФО по-прежнему на первом месте Китайская Народная Республика. Рост китайских поставок в наш регион за март составил 57% по сравнению с мартом прошлого года, а уральский экспорт в Китай за этот же месяц увеличился на 26%.
На втором месте по торговле с УрФО в марте оказался Египет (плюс 179%). Поскольку начались проблемы с поставками уральской меди в Европу, то наши экспортеры начали использовать Египет в качестве транзитной страны.
Третью позицию в торговле с Уральским регионом занимает Турция. В эту страну мы экспортируем преимущественно черные металлы. Как видим, наши экспортеры выстраивают новые маршруты для поставок металлов на Запад. Раньше эту продукцию отгружали в голландском порту Роттердам, а дальше она уже расходилась по всей Европе. Но сейчас такая схема уже не работает. Поэтому растут объемы поставок уральского металла в Египет и Турцию. Думаю, что, если ничего не поменяется, то в ближайшие месяц-два Турция будет прирастать по объемам как экспорта, так и импорта, потому что с той стороны это единственное государство, которое не присоединилось к санкциям против России. Уже в марте произошло значительное увеличение поставок на Урал через Турцию оборудования, механических приспособлений и электрических машин в шесть раз! Получается, что Турция становится для нас страной-транзитером.
На четвертом месте во внешнеторговом обороте с УрФО — Франция (рост стоимостных объемов по сравнению с мартом прошлого года в 9,5 раза). В товарной структуре ее торговли с Уралом поставки нашего обогащенного урана составляют 84%.
Отмечу значительный рост поставок продукции на Урал из Индонезии (плюс 83%), которая по итогам марта заняла второе место в страновой структуре нашего импорта, сразу после Китая. Эта страна поставляет в наш регион практически только один товар — пальмовое масло, но в очень больших объемах.
В заключение скажу, что в марте 2022 года положительное сальдо внешнеторгового оборота Уральского федерального округа (то есть превышение экспорта над импортом) составило около миллиарда долларов. Это на 19% выше показателя марта прошлого года. Как видим, даже в условиях жестких санкций на Урале растут объемы валютной выручки.