Фактор взрывного роста
Российский рынок факторинга быстро преодолел кризисный спад
![Российский рынок факторинга быстро преодолел кризисный спад Российский рынок факторинга быстро преодолел кризисный спад](/public/images/resize/676x344/wmax/public-uploaded-blocks-images-e2-b6-f7-e2b6f73f67737f8e157e0c26950a5ed3.jpg)
Фото от Freepik ru.freepik.com
Рынок факторинга показывает внушительную динамику благодаря стремительному расширению групп пользователей этого сервиса
Российский рынок факторинга довольно быстро преодолел кризисный спад. После провала на 5% в прошлом году совокупный факторинговый портфель за девять месяцев этого года вырос на 48,3%. Таковы предварительные данные исследования Ассоциации факторинговых компаний (АФК).
Продукт пошел в массы
Руководитель проекта «Контур.Факторинг» Иван Акименко связывает рост как с восстановлением деловой активности бизнеса, так и со спецификой финансового инструмента: «Ситуация в экономике остается волатильной, мы видим изменения валютного курса, процентных ставок. В таких обстоятельствах поставщикам выгодно иметь деньги на счете как можно раньше, чтобы подстраховаться от скачков инфляции. И факторинг как раз отвечает на этот запрос».
— Факторинг позволяет оперативно получить ликвидность. В отличие от кредита, оформление сделки не требует сложной банковской экспертизы. В условиях постоянно меняющейся рыночной конъюнктуры компании хотят держать такой инструмент в своей линейке, — добавляет руководитель дирекции продаж факторинга банка «Уралсиб» Людмила Бахтина.
По мнению генерального директора финтех-платформы ROWI Виктора Вернова, существенный вклад в рост портфеля вносит спрос на продукт со стороны малого и среднего бизнеса: «Повышение ключевой ставки заставляет МСБ пересматривать свои бизнес-процессы. Многие, например, оптимизируют складские остатки, отказываются от долгосрочных инвестиций, пробуют продавать товар с меньшей отсрочкой платежа. У бизнеса появляется спрос на быстрые решения с более короткой ликвидностью. Факторинг выступает оптимальным инструментом для решения таких задач».
Среди преимуществ факторинга Виктор Вернов также выделяет получение финансирования без залога и с более оперативной оценкой финансового состояния компании.
Отчасти на динамике рынка сказывается и рост конкуренции. По наблюдениям Людмилы Бахтиной, еще пять-десять лет назад в России было в разы меньше игроков: «Сейчас этот вид услуг развивают не только банки, но и крупные промышленные холдинги, используя современные технологии для интеграции с факторинговыми компаниями».
По оценкам всех участников нашего опроса, наиболее востребован факторинг без регресса.
— Поставщики таким образом страхуются от неплатежа со стороны покупателя и снижают операционные издержки на сбор дебиторской задолженности, — объясняет Иван Акименко.
По словам Людмилы Бахтиной, более 90% факторингового портфеля банка «Уралсиб» приходится на сделки без права регресса: «Этот продукт наиболее привлекателен для клиентов, так как риски неплатежа несет сам фактор и клиент может не беспокоиться о получении оплаты от своего покупателя, а также может списать со своего баланса дебиторскую задолженность».
На первом этапе проникновения сервиса на рынок им пользовались преимущественно представители торговли. Однако, по наблюдениям Виктора Вернова, отраслевая структура пользователей заметно расширяется: «Спрос на услуги факторинга предъявляют промышленные компании, фармацевтический бизнес, дистрибуция, логистика, нефтегазовый сектор».
Людмила Бахтина отмечает особенно высокий спрос на факторинг в таких отраслях как металлургия, машиностроение, оборудование, услуги, и самый свежий тренд – электронная торговля. Также, по ее словам, высокий спрос на факторинг предъявляет нефтегазовый сектор, несмотря на сложности, с которыми он столкнулся: «Мы активно подключаем к продукту нефтесервисные компании как в качестве клиентов, так и дебиторов».
По наблюдениям доцента департамента финансового и инвестиционного менеджмента Финансового университета Михаила Леднева, факторинг довольно активно проникает и в сферу услуг, в частности им пользуются транспортные и сервисные компании: «Многие производственные предприятия, самостоятельно развивающие сбытовую сеть, также заинтересованы в факторинге. Растет спрос на факторинговые операции российских компаний с контрагентами из дружественных стран, как на импортные, так и на экспортные операции».
Но, пожалуй, самый взрывной рост спроса на этот вид услуг демонстрирует сектор электронной коммерции. По словам Виктора Вернова, факторинг оказался очень удобен для маркетплейсов: «Факторинговые компании нашли интересные решения в договорах поставок для таких участников рынка. К тому же рынок торговли на маркетплейсах хорошо оцифрован и позволяет факторам быстро получать данные о бизнесе таких клиентов, необходимых для принятия решения о финансировании».
Иван Акименко подчеркивает, что факторинг по сути своей — очень технологичный сервис, и это тоже является существенным элементом роста рынка: «После пандемии у клиентов сохраняется устойчивый запрос на доступ к дистанционным сервисам, а наши решения в области онлайн-факторинга с использованием электронного документооборота позволяют реализовать эту потребность».
Людмила Бахтина также отмечает рост популярности такого продукта, как агентский факторинг: «Некоторые предприятия используют эту услугу как альтернативу кредитованию, поскольку она более проста в оформлении. К тому же этот объем финансирования не попадает в расчет банковского долга и, соответственно, не участвует в расчете финансовых ковенант. Фактор устанавливает лимит на самого клиента и финансирует по его требованию любого поставщика товаров или услуг».
Здравствуй, Новый год
По всей видимости, в целом по итогам года рынок покажет высокие темпы роста, и наибольшую динамику ему придаст четвертый квартал.
— Приближается конец года, начинается горячий сезон продаж, компании стремятся повысить оборачиваемость запасов. К тому же у предприятий есть заинтересованность в улучшении показателей финансовой отчетности, что также нередко решается с помощью факторинга, — объясняет Иван Акименко.
Однако в оценках параметров роста на среднесрочном горизонте участники рынка расходятся.
Виктор Вернов ожидает, что факторинг продолжит расти на 30 — 40% в год, так как на рынке есть достаточно много разных групп клиентов, которые предъявляют спрос на услугу: «Крупным корпоративным клиентам этот инструмент интересен как способ замещения кредита, в сегменте малого и среднего бизнеса, помимо значимости этой стороны факторинга, важную роль играет цифровизация».
Людмила Бахтина также не видит ограничений: «Большинство участников факторингового рынка прогнозируют рост портфеля, мы уверены, что сможем улучшить свои позиции и показать высокие результаты».
А вот Михаил Леднев считает, что на среднесрочном горизонте рынок может замедлить рост до 10 — 15%: «Сдерживающим обстоятельством будет рост цен, связанный в том числе с увеличением ключевой ставки. Это приведет к снижению реального спроса со стороны конечного потребителя на услуги и товары пользователей факторинга. Но этот эффект носит отложенный характер и в полной мере ощущаться будет уже в 2024 году».
|
|