Дважды спасенный тагильский поднос
Памятника в Нижнем Тагиле удостоился один из народных промыслов
Фото Мария Кобер, из личного архива Андрея Васильева
Как в Нижнем Тагиле удалось сберечь роспись XVIII века и превратить ее в бизнес
Один из брендов Нижнего Тагила — «тагильский поднос» — в этом году увековечили в виде памятного знака. А в 2026 году этот вид росписи по металлу отмечает круглую дату — 280 лет. В раннесоветский период традиции тагильского письма практически были утрачены, в 70-х годах прошлого века они пережили свое возрождение. Кто сейчас является хранителями этого производственного искусства — в материале «Эксперт Урал».
Нижний Тагил vs Жостово
Тагильская роспись по металлу является прямым конкурентом подмосковной жостовской росписи, а также ее предшественницей.
По данным Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал», первые архивные упоминания о тагильских железных подносах с художественной отделкой относятся к 1746 году, который считается датой основания промысла. Тогда как о жостовских подносах стало известно с 1825 года.
Сама техника тагильской росписи возникла в среде старообрядцев из окрестностей Нижнего Тагила, Верх-Нейвинска и Невьянска, среди которых было немало иконописцев. Металлические изделия — сундуки, шкатулки, подносы — расписывали целые семейные артели художников.

Мастерица Татьяна Богатова увлеклась тагильской росписью с 16 лет
Основатель железоделательного производства на Урале Никита Демидов организовал при своих горных заводах школу росписи. Роспись сначала называлась горнозаводской. Главной целью знаменитого коммерсанта было расширить сбыт выпускаемого металла и заодно использовать отходы — обрезки от производства кровельного железа. Кроме того, эксперты говорят, что за счет художественных изделий Демидов рекламировал свой металл марки «Старый соболь», демонстрируя потенциальным покупателям его гладкость, поэтому первоначально никакого фона у тагильской росписи не было.
Гравюры, сюжеты которых переносили на подносы, везли из Италии. Изображали на тагильских подносах также сценки из городской жизни, исторические и мифологические картины, изящные цветочные или фруктово-ягодные орнаменты.
Краски изготавливались из измельченных в пудру уральских камней, смешанных с маслом. Готовый тагильский поднос покрывали особым «хрустальным лаком», который блестел как стекло, не боялся кипятка и жара, не оставлял следов от ножа. Считается, что такой лак изобрели крепостные Худояровы. Его секрет хранился в их семье и был утрачен в конце XIX века.

Взлеты и падения
Тагильский промысел переживал подъем в XIX веке. Не только подносы, но и другие металлические изделия с этой росписью пользовались большой популярностью на Ирбитской и Нижегородской ярмарках. В первой половине XX века из-за войн, революций и экономических потрясений этот вид промышленного искусства чуть не был потерян — изящную дорогую посуду вытеснили дешевые ведра и рукомойники с примитивной росписью.
Однако в 1956 году на базе артели «Металлист» в Нижнем Тагиле был организован завод эмалированной посуды, при котором выделился отдельный цех по изготовлению росписи и лакировки подносов. После этого наметилось возрождение традиционного ремесла. Тагильский краевед Иван Орлов собирал образцы росписи у старых мастериц, а ученые Научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП), среди которых особо выделялся кандидат искусствоведения Василий Барадулин, на основе сохранившихся подносов и рисунков начали восстанавливать приемы уральского письма и разрабатывать свои образцы для обучения местных художников. В августе 1968 года вышло постановление Совета министров СССР № 628 «О народных художественных промыслах», которое стало законодательной основой для возрождения промысла.
Проводимые на предприятии мастер-классы пользуются неизменной популярностью среди туристов
Большой вклад в сохранение тагильской росписи внесла мастерица Агриппина Афанасьева, которая в 60–80-х годах трудилась на заводе «Эмальпосуда». Женщина владела старой художественной техникой, которой смогла обучить целое поколение талантливых художников.
В кризисные 90-е завод «Эмальпосуда» закрылся, мастера остались без производственной и методической поддержки. Во второй раз тагильский поднос оказался под угрозой исчезновения, однако его, как и прежде, спасла народная любовь и предпринимательский талант выходца из творческой семьи.
Новый импульс
Директором музейно-производственного комплекса «Тагильский поднос» работает Андрей Васильев, сын известного российского художника по камню и ювелира Виктора Васильева, который жил и работал в Нижнем Тагиле, руководил там собственной мастерской.
— Первые мои деньги были заработаны у папы в цехе: он научил меня паять ювелирку из мельхиора, потом я шлифовал у него «горбушки»… С 18 лет я начал помогать отцу в его сувенирной лавке в краеведческом музее, куда продукцию привозили на реализацию — в основном это было литье и изделия из камня. Но мы также продавали и тагильские подносы, которые изготавливали и приносили нам свободные художники, — вспоминает Андрей Васильев.
На подносы был спрос, а вот производители нередко подводили — то принесут, то нет, а иногда, пока покупатели прицениваются — заберут свою работу назад. Тогда Андрей Васильев решил больше не зависеть от ненадежных художников и открыть неподалеку от камнерезных мастерских новый цех.
— Я изучил весь цикл производства, взял помещения в аренду и девять месяцев, пока искал художников, красил и лакировал заготовки — выполнял самую грязную работу. А вот заниматься росписью я никогда не стремился, — говорит Андрей Васильев.
Постепенно молодой предприниматель полностью взял на себя сначала производство и реализацию тагильских подносов, а с 2000 года, когда Виктор Васильев отошел от дел, — и остальную часть бизнеса. Параллельно, с 2000 по 2005 год, Андрей учился в екатеринбургском УГТУ-УПИ (ныне — Уральский федеральный университет) по специальности «Экономика и управление предприятием».
— Я до сих пор принимаю непосредственное участие в процессе производства подносов и сувенирной продукции, потому что у нас нет обслуживающего персонала – мне незачем его держать и тратить на это деньги. Что касается подносов, то на мне — нанесение логотипов: зрение позволяет, — прокомментировал Андрей Васильев.
Как подносы вернулись «домой»
Сейчас музейно-производственный комплекс «Тагильский поднос» располагается в Нижнем Тагиле на Балакинской улице в 50 метрах от предприятия «Эмальпосуда», где в советское время началось возрождение промысла. Помимо цехов в здании есть два музея — Музей каменных цветов (наследие художника Виктора Васильева) и Музей подносов, где насчитывается уже более 300 экспонатов.
— Подносы я начал собирать в 2013 году для того, чтобы с них убрать краску и заново расписать. Это позволило бы увеличить разнообразие продукции по форме. Но почти все экземпляры, которые я нашел, оказались поврежденными и не годились для этого. Самый первый экспонат, с которого началась коллекция, я увидел, когда мы с семьей покупали квартиру — в ней стоял поднос начала XIX века. Он лежал у меня три года, а потом я смог договориться и его восстановили в реставрационных мастерских при Свердловском областном краеведческом музее в Екатеринбурге. И сейчас это изюминка нашего музея. Это полностью кованный прямоугольный поднос 90 на 60 см с трафаретной печатью и изображением двух вазонов с цветами, — отметил Андрей Васильев.
Также в музейно-производственном комплексе есть отдельное помещение для проведения мастер-классов, где одновременно могут заниматься росписью 50 человек.
— Наш комплекс входит в национальный туристический «Демидовский маршрут», который открылся летом 2022 года. К нам на мастер-класс по росписи приезжают туристы как самостоятельно, так и в составе групповых туров. Проводим и бесплатные практикумы, например, в День города. Также работаем непосредственно с Центром туризма Нижнего Тагила, — отметил Андрей Васильев.
Однако так было не всегда, и прежде чем получить собственные помещения, мастерская 30 лет скиталась по арендуемым производственным площадям. В мае 2021 года на предприятие случайно приехал тогдашний губернатор Евгений Куйвашев. Он спросил, чем помочь. И Андрей Васильев попросил подыскать ему здание в собственность, чтобы не потерять наследие отца и развивать туризм. Соответствующие поручения были даны главе города. Через аукцион «Тагильскому подносу» удалось выкупить полторы тысячи квадратных метров в двухэтажном доме, где также располагается муниципальная спортивная школа и кафе. Предприятие переехало на нынешнее место в 2022 году.
— Первоначально наши помещения были как после бомбежки. 25 лет они не отапливались, поэтому внутри были руины. Перекрытия просто валились, их пришлось менять. Ремонт до сих пор продолжается, потому что делаем его за счет заемных средств. С восстановлением крыши в рамках частно-государственного партнерства нам помогли муниципальные власти. Через министерство инвестиций и развития Свердловской области как социальный предприниматель я в 2023 году смог получить грант в размере 500 тыс. рублей, которые были вложены в покупку витрин, — вспоминает директор «Тагильского подноса».
К новому году либо чуть позже предприниматель планирует открыть еще три музея — Музей камня, где будет представлена коллекция Виктора Васильева, Музей кованых изделий с выездом в кузню, где свое мастерство покажут два кузнеца. Наконец, будет организован Музей бересты.
В сентябре этого года в Нижнем Тагиле установили памятный знак тагильскому подносу рядом с музейно-производственным комплексом. Тем самым появилась новая туристическая фотозона.
Цикл производства
Андрей Васильев с гордостью рассказывает, что сейчас его музейно-производственный комплекс — единственное предприятие в Нижнем Тагиле, которое изготавливает подносы по советскому ГОСТу.
— Мы уже четырежды лауреаты конкурса «Сто лучших товаров России», трижды финалисты конкурса «Сделано в России». Также взяли Гран-при всероссийского конкурса «Туристический сувенир», — напомнил предприниматель.
Создание тагильского подноса начинается со штамповки. Для этого на предприятии есть отдельный цех.
— Там работает всего один человек, работа несложная — предварительно листовой металл раскраивается. Штампуем мы сразу большими партиями в зависимости от объема заказов. За день можем сделать тысячу штук заготовок. Потом подносы обезжириваем, грунтуем, красим, расписываем, лакируем — эти этапы занимают от 15 до 30 дней в зависимости от сложности узора, — сообщил Андрей Васильев.
Всего вместе с продавцами в компании заняты 30 человек, из них 12 художников. В месяц предприятие производит минимум 300 подносов, а когда поступают крупные заказы — доходит и до тысячи. Кроме того, есть оптовые заказы.
Ассортимент подносов — от маленького размера 12 на 8 см до 46 на 35 см. Всего используется 13 форм и размеров. Цена реализации — от 550 рублей, в зависимости от сложности.
Связь с народной традицией: По сей день тагильскую роспись можно узнать по двойному мазку — когда на кисточку наносятся два цвета и смешиваются на палитре, а потом и на подносе
— Наш самый дорогой поднос размером 85 на 55 см стоил 140 тысяч рублей. Он был кованый, то есть его основу сделали вручную, а не штамповали на станке. Производство изделия заняло у нас три месяца, а его вес вытянул почти на пять килограммов, — поделился Андрей Васильев.
Кроме подносов на предприятии расписывают и продают другую сувенирную продукцию — самовары, магниты, термокружки, новогодние шары и другое.
Товары реализуются в собственных фирменных магазинах — один расположен в Екатеринбурге, в Нижнем Тагиле — еще две точки, а также сувенирный киоск на парковке у Лисьей горы. Торговая сеть была отмечена призовым местом в конкурсе министерства АПК Свердловской области.
Верность традиции
По сей день тагильскую роспись можно узнать по двойному мазку — когда на кисточку наносятся два цвета и смешиваются на палитре, а потом и на подносе. В этом состоит отличие уральского промысла от жостовской росписи, известной своим объемом.
В зависимости от сюжета роспись создается в двух техниках. Цветочная роспись и рябиновая пишется «одним махом», без просушек. Многослойностью отличаются подносы, где изображены пейзажи, сцены охоты, архитектура, портреты…
Среди художников «Тагильского подноса» трое имеют звание мастера народных художественных промыслов Свердловской области, а Андрей Васильев два года назад получил звание хранителя народных художественных промыслов Свердловской области.
Сейчас художники музейно-производственного предприятия, чей стаж работы превышает тридцать лет, сами придумывают сюжеты, вдохновляются картинами природы, а также произведениями искусства.
Одна из мастериц — 55-летняя Татьяна Богатова, которая пошла учиться промыслу в 16 лет в Уральском училище прикладного искусства в Нижнем Тагиле, сейчас это филиал Строгановского института.
— У меня всегда была склонность к рисованию, а выбор учебных заведений в Нижнем Тагиле не очень большой. Тагильская роспись позволяет мне применять фантазию. Это очень декоративный промысел. Интерес к этой деятельности поддерживается у меня внутренним стремлением к творчеству. Внутри у меня живет ощущение сказки, поиск необычных цветовых решений. Бывают веяния просто из ниоткуда. Иногда захватывает, хочется изобразить что-то прекрасное, — поделилась Татьяна Богатова. — Я люблю рисовать садовые цветы, ухоженные, пышные, красочные. Меня всегда восхищали пионы, ирисы. А недавно я также начала рисовать сюжеты по сказам Бажова.
Каждый поднос расписывается вручную. В неделю художница создает около десяти работ, а за свою творческую жизнь — около восьми тысяч, и это не предел.


