Экспорт в Свердловской области: новые тренды и новые меры поддержки
Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства (СОФПП) провел встречу с экспортерами региона. Институты развития рассказали на ней о новых мерах поддержки, а предприниматели — о новых проблемах, связанных с изменением бизнес-ландшафта.
Меры поддержки
Расширен пакет мер поддержки экспортеров в Свердловской области. Новые меры направлены на компенсацию сложностей с логистикой.
— Центр поддержки экспорта, который у нас работает на базе СОФПП, сохраняет все свои региональные инструменты. Кроме того, сейчас на федеральном и региональном уровнях расширяются меры поддержки, в том числе в части компенсации транспортного плеча для экспортеров. Центр поддержки экспорта (ЦПЭ) региона сможет софинансировать до 80% затрат на перевозку по территории России различного груза, который идет на экспорт, — рассказал заместитель губернатора региона Дмитрий Ионин.
Помимо этого, в рамках сопровождения экспортных контрактов ЦПЭ начнет оказывать содействие в размещении и хранении продукции на складах за рубежом на срок до полугода.
— Расширяются инструменты консультационной поддержки. У бизнеса возникает много вопросов, связанных с вывозом продукции, с соблюдением валютного законодательства. Чтобы снять с предпринимателей часть рисков, введен новый вид поддержки — антикризисные юридические консультации. Здесь с экспортерами работают представители проверенных компаний, специалисты по международному праву, — добавил директор СОФПП Валерий Пиличев.
Интересы бизнеса
По словам Валерия Пиличева, в Свердловской области сегодня более 2 тыс. экспортеров из числа малого и среднего бизнеса. В структуре экспорта первые места занимают металлы, древесина, машины и оборудование, продукция химической промышленности, продовольственные товары.
— В восьмерку стран, куда экспортируется продукция свердловских компаний, из западных входят только Нидерланды. Все остальные — ближнее зарубежье и Азия. Поэтому говорить о сильном ударе по экспортному потенциалу не приходится. Но переориентировать экспортные поставки надо, — подчеркнул заместитель губернатора.
— Бизнес у нас активный. В Центр поддержки экспорта поступает большое количество запросов, в том числе на поиск зарубежных партнеров в ближнем зарубежье, странах Персидского залива, азиатском рынке. И даже с европейскими компаниями у наших экспортеров не все мосты сожжены. Некоторые участники внешнеэкономической деятельности взяли паузу, не рвут отношения, — отметила руководитель Центра поддержки экспорта Свердловской области Татьяна Лагунова.
Вместе с тем у свердловских компаний появилось больше возможностей усилить позиции на ряде рынков, например, в Казахстане. Наибольшую конкуренцию российским товарам там составляют китайские товары. При этом серьезно усложнилась логистика между Казахстаном и Китаем. Кроме того, из-за курсового скачка товары из этой страны ощутимо выросли в цене. В связи с этим эксперты прогнозируют рост объемов экспорта в Казахстан продукции свердловских производителей.
Заинтересованность подтверждается прямо сегодня. В период с 11 по 13 апреля в Екатеринбурге проходит прием делегации из Казахстана. Гости ведут переговоры со свердловскими производителями детских товаров, в том числе мебели, одежды, игрушек. В плане визита — посещение 11 предприятий региона.
Свердловская компания «Алтей», которая входит в пятерку крупнейших российских производителей маршмеллоу, — в числе тех, кто в 2022 году расширил свои экспортные рынки. По итогам международной выставки «Продэкспо» в феврале предприятие заключило экспортные контракты на сумму 21 млн рублей с Казахстаном, Белоруссией, Монголией, Киргизией, Абхазией и Арменией. «Что касается сложностей, они, конечно, есть. Мы потеряли поставщиков желатина из Европы. Хорошо, что были созданы запасы на первое время. Сейчас Центр поддержки экспорта помог найти поставщиков в Китае. Как экспортеры мы также планируем начать работать с этой страной», — рассказал совладелец компании Николай Рябцев.
Алексей Попов является учредителем нескольких компаний: «Атерма-Экспорт», «Актив-Компонент», «Ассоциация экспорта». Предприятия производят электронное оборудование, различные датчики (температур, влажности) для сельхозпредприятий, пульты управления для котлов и многое другое. Они много работали с Европой. И сейчас столкнулись со всем набором санкционных трудностей, включая непрохождение платежей. При этом бизнесмен отметил растущие возможности импортозамещения:
— Раньше, когда мы предлагали стать поставщиками крупных компаний, они отвечали: «У вас производство в Ивделе или в Березовском, ну что мы там потеряли?». А сейчас большие предприятия сами к нам обращаются.
Переориентация на Восток
В результате поддержки ЦПЭ в 2021 году 114 компаний МСП заключили контракты на сумму 60,6 млн долларов США. При содействии фонда заключено 454 экспортных контракта на поставку продукции или услуг в 54 страны мира.
За три месяца 2022 года при участии ЦПЭ 17 компаний заключили экспортные контракты на сумму 30,3 млн долларов США с контрагентами из Монголии, Абхазии, Казахстана, Киргизии, Беларуси, Армении, Венгрии, Узбекистана, Таджикистана, Канады, Германии, США, Индонезии, Азербайджана, Латвии, Сейшел, ОАЭ.
«По списку стран видим — происходит смена вектора экспортной деятельности, переориентация на новые страны, преимущественно — Центральной Азии, в том числе — Казахстан», — прокомментировал тренд Валерий Пиличев.
Чтобы удовлетворить запрос экспортеров на информацию, на сайте фонда создан раздел «Антикризис-2022», где в режиме реального времени собираются все актуальные меры поддержки. Там можно найти важные нормативные документы и контакты необходимых ведомств. Усилена работа горячей линии. Фонд перекроил образовательные программы и сетку прямых эфиров в соответствии с актуальной повесткой.
Фото Денис Полуэктов. Встреча прошла в екатеринбургском Доме журналистов в формате пресс-завтрака