«Метеорит» включился в индустриальное строительство
«Метеорит» включился в индустриальное строительство На рынок строительства промышленных объектов пришла компания из сферы ИЖС
Фото Алина Мавлетова
Компания освоила новый сектор, сохранив наработанные десятилетиями подходы и отношение к качеству
В ноябре компания «Информационные горные технологии» (ООО «Ингортех», разработка интегрированных информационно-управляющих систем, на рынке более 25 лет) запустила производственные площади в индустриальном парке «ЕКАД-Южный» в Екатеринбурге. Введенный накануне в эксплуатацию приборостроительный завод предназначен для изготовления многофункциональных систем промышленной автоматизации, безопасности, связи и их элементов.
Генеральным подрядчиком, техническим заказчиком и генеральным проектировщиком строительства выступила группа компаний «Метеорит», созданная в нулевых для возведения многоэтажек. Накануне генподрядчик получил акт ввода в эксплуатацию на объект общей площадью 6505 кв. м. «Метеорит» — первый и единственный застройщик, который смог возвести самую высокую в мире жилую высотку из несъемной опалубки. Позже компания очень грамотно использовала накопленный опыт при возведении ИЖС, построив на Чусовском тракте в 5 минутах от одного из крупнейших уральских ТРЦ коттеджный поселок Образцово, который по целому ряду показателей — от архитектурных решений до высокого уровня безопасности — находится в первой пятерке среди организованных коттеджных поселков региона за последние 15 лет. И вот теперь освоена новая ниша — сектор промышленного строительства.
В последние годы российское промышленное строительство (треть от всей стройиндустрии) демонстрирует положительную динамику. Текущий объем рынка оценивается в 3,3 трлн рублей. По прогнозам, к 2030 году этот показатель увеличится до 7,5 трлн рублей. Больше всего проектов анонсируется в обрабатывающем секторе, прежде всего в химии и машиностроении. За девять месяцев 2025 года по сравнению с сопоставимым периодом прошлого года количество проектов выросло с 545 до 575. В среднем инвестиции в один проект оцениваются в 4,7 млрд рублей. По данным Минстроя РФ, за 9 месяцев введено в эксплуатацию на 2,3% больше промышленных зданий, чем за 3 квартала прошлого года. Наиболее востребованными стали быстровозводимые конструкции и модульные здания.
По мнению экспертов, фокус в строительстве сегодня смещается в сторону производственных объектов, логистических хабов, складской инфраструктуры и энергообъектов. Однако не все застройщики в состоянии адаптироваться под требования индустриального строительства. Есть проблемы. Ключевые — дефицит квалифицированных кадров, высокий уровень государственного регулирования и бюрократические процедуры, длительные инвестиционные циклы. Как «Метеориту» удалось войти в новую для себя нишу, «Э-У» рассказал директор компании Андрей Климанов.
— Почему вы именно теперь обратили внимание на рынок промышленного строительства?
— Умный и надежный заказчик — давний партнер: нам всегда было и сейчас интересно работать с заказчиком, умеющим слушать и слышать наши аргументы и доводы. Когда в консультациях, а иногда и в аргументированных спорах, рождаются оптимальные решения.
— Для вас, как для строительной компании, новый сегмент рынка — это серьезный вызов? Понадобилось ли вам нанимать новых специалистов, получать новые компетенции, разбираться в нюансах? Заказчик напрямую может взаимодействовать с вашей командой? Считается, что в промышленном строительстве гораздо больше подводных камней.
— У нас работоспособный, сложившийся годами коллектив специалистов, умеющий решать задачи любой сложности. И мы не прячем свой коллектив от заказчика, а наоборот, даем возможность ему, а точнее — группе его топ-менеджеров, взаимодействовать с нашей командой проектировщиков, специалистами производственно-технического и юридического отделов, службой технического заказчика. Это позволяет, с одной стороны, сэкономить время, а с другой стороны — согласовать те или иные технические вопросы, что называется, «с листа».
В свою очередь, наши проектировщики, будучи в диалоге со специалистами Негосударственной экспертизы проектов, совместно с руководителями строителей находят решения, которые не противоречат действующему законодательству, нормативным и техническим регламентам, нормам и правилам. Такое взаимодействие позволяет создать объект, в котором нет подводных камней, который в процессе эксплуатации не будет приносить заказчику неудобства и проблемы, потому что сделано в нем все качественно и законно.
Есть специфика
— Есть ли у промышленного проектирования свои особенности? На первый взгляд может показаться, что проектирование здания — это универсальный процесс. Как отличаются требования, которые предъявляются к жилому дому, от требований к промышленному зданию?
— Для того чтобы создать эскизный и технологический проекты новых (административного и производственного) зданий компании «Ингортех», нам пришлось разобраться в специфике работы компании, практически во всех составляющих производственного процесса. После предварительного проектирования мы его протестировали в экспертизе на уровне консультаций, потом выполняли постадийное проектирование и прошли экспертизу.
— Конструкции должны быть максимально прочными, надежными и соответствовать специфике конкретного производства. Каким образом учитывается эта специфика?
— С точки зрения расчета и учета нагрузок — здесь сложностей не возникло. Сложными оказались вопросы по проектированию и монтажу наружных и внутренних сетей, их оптимизации и увязке между собой.
Площадка, а это распространенная практика, была оснащена только электричеством и газом. Все остальные необходимые сооружения были созданы в процессе проектирования и строительства, сданы в эксплуатацию в рамках всего комплекса зданий. В нашем случае это хозяйственно-бытовая канализация (с емкостью для откачки бытовых стоков); ливневая канализация с системой локальной очистки сточных вод; отдельно стоящее здание индивидуальной газовой котельной; три скважины водоснабжения (с технической водой) для бытовых нужд и пожаротушения; подземный пожарный резервуар на 500 кубометров воды с насосной станцией пожаротушения; вентиляция, кондиционирование и увлажнение — подготовка и очистка воздуха с учетом параметров, заданных производственными процессами с набором необходимых помещений, запроектированных и возведенных внутри построенных зданий.
Приоритетность процессов
— Как сегодня складывается ценообразование в промышленном строительстве? Насколько оно соответствует росту себестоимости?
— Изначально ни мы, ни заказчик не могли всем подрядным организациям сформулировать подробное техническое задание, чтобы можно было просчитать и зафиксировать сроки и стоимость всех работ. Поэтому мы выработали и согласовали следующий принцип взаимодействия: во-первых, со всех подрядных работ мы получаем «генподрядные» (фиксированный процент), во-вторых, мы готовим и вместе с заказчиком проводим внутренние тендеры по всем работам и совместно выбираем подрядчиков.
— Считается, что строительство промышленных объектов — это неминуемо срывы сроков, ошибки в проектировании. Это действительно так? Сколько времени заняло согласование проекта? Вносились ли корректировки в проект в ходе строительства?
— Сроки необходимо продумывать реальные. Проект зданий корректировался не один раз — и далеко не один раздел проекта, по разным причинам, но мы с заказчиком это выдержали. Проектирование и строительство заняло почти три года (от чистой площадки до акта ввода в эксплуатацию). Строить начали два с половиной года назад.
— Запас электроэнергии на площадке был достаточным? Как определились с необходимыми нагрузками на сети?
— Немаловажно отметить, что при каждом новом проектировании и строительстве производится не только сбор нагрузок, но и расчет мощностей, необходимых для функционирования производственного процесса. Эти показатели надо увязать с потребляемыми мощностями всего вспомогательного и хозяйственно-бытового оборудования: насосных, отопительных систем, вентиляционных и увлажнительных установок. Продумать работу всего комплекса зданий во взаимодействии, предусмотреть приоритетность процессов — и тогда есть возможность сэкономить заказчику капитальные и эксплуатационные затраты на приобретение этих мощностей, а в дальнейшем — это кубометры природного газа и киловатты электричества. Все это стоит немалых денег, и заказчику справедливо хочется платить за то, что действительно (объективно, исходя из проектных решений) нужно, пусть и с небольшим запасом.
— Что можно было оптимизировать в вашей работе? Чего избежать?
— Во-первых, некоторые строительные материалы и оборудование можно было заказать заранее, профинансировать. Но дать 100%-ю гарантию того, что заказанное заранее не придется менять после окончательного согласования проекта, никто не сможет, а это риски. Во-вторых, надо обязательно учитывать сроки начала строительства (монтажа) и сроки окончания по отношению к временам года. В-третьих, в процессе производства работ у нас сложился определенный пул подрядчиков и субподрядчиков, которые способны выполнять поставленные задачи четко и в срок. Однако не все выдержали свои обязательства, есть и отрицательные примеры, с кем не надо работать.
— Будете ли вы рассматривать предложения о возведении других промышленных объектов?
— Думаю, да. Мы готовы, но во всем есть нюансы. Важно сохранить подобный выработанный нами подход к производству работ, когда есть взаимопонимание, готовность заказчика к компромиссным решениям, гибкая система финансирования и строительства. А иначе, наверное, в современных условиях достичь желаемого результата будет сложно.

