«Безумные дни» в Екатеринбурге: сто концертов за три дня
Стартовала российская версия одного из самых известных и популярных ежегодных фестивалей в мире — La Folle Journee
2 июля одновременно на семи площадках — в большом и камерном залах Свердловской филармонии, большом и малом залах Театра юного зрителя, Камерном театре, Доме музыки, Зале Маклецкого — открылся трёхдневный международный фестивальный марафон. Цель проекта, который реализуется в Екатеринбурге уже в шестой раз, — распахнуть двери в мир классической музыки как можно большему количеству людей. В «Безумных днях» участвуют музыканты разных стран (Россия, Франция, Армения, Япония) и разных поколений. Некоторые коллективы сформировались прямо на фестивале, например, в одном трио сошлись альтист из Екатеринбурга, флейтист из Парижа и пианистка из Еревана.
Ранее La Folle Journee (впервые был проведен в 1995 году во французском Нанте) проходил в Португалии и Испании, сейчас имеет постоянную «прописку» в регионе Луарских земель во Франции, в Японии, Польше, а с 2015 года и в Екатеринбурге — единственном городе России, которому создатель, продюсер и художественный руководитель фестиваля Рене Мартен, доверил свои «Безумные дни». Каждый год La Folle Journee задает новую тему фестиваля, в этом году она посвящена историям «Неслучайных встреч». «У людей всегда мало возможностей встретиться с классической музыкой, если только они не выросли в музыкальной семье или не учились в музыкальной школе, — заявил Рене Мартен. — Так пусть у нас будет как можно больше поводов для неслучайных встреч с вечным искусством».
Фестиваль открыл молодой пианист, лауреат международных конкурсов Реми Женье
В рамках фестивальной программы — история музыки от Вивальди до Шостаковича, симфонические произведения Чайковского, Дворжака и Рахманинова, последние фортепианные сочинения Бетховена, Шуберта и Брамса, как страницы нотной тетради, вместившие в себя чувства и переживания, накопленные на протяжении всей жизни композиторов. История человеческих встреч часто оказывается в центре музыкальных сюжетов. К примеру, трио Петра Чайковского «Памяти великого артиста» посвящено Николаю Рубинштейну, а «Элегическое трио № 2» Рахманинова — Петру Ильичу Чайковскому.
— Я рад, что, несмотря на пандемическое время, удалось не потерять этот фестиваль и даже почти сохранить его объёмы, — прокомментировал директор Свердловской филармонии Александр Колотурский. — На сегодняшний день на «Безумные дни» продано более 20 тыс. билетов и до разрешённых к заполнению 75% остаётся совсем немного мест. Это свидетельствует об интересе к событию, о том, что людям этот фестиваль нужен. Учитывая непростую эпидемиологическую обстановку, мы заостряем внимание на безопасности площадок.
Всего за три дня зрители увидят около 100 концертов длительностью от 40 до 60 минут. Фестиваль дает возможность слушателям посетить десятки концертов, познакомиться с музыкой разных жанров, эпох и стран
— Этот фестиваль — знаковое событие не только для всей России, — отметила заместитель министра культуры Свердловской области Юлия Прыткова. — Его формат — подвижный и демократичный, а идеология идеально совпадает с той, которая реализуется в проекте «Открытая филармония». По сути, это создание нового городского пространства и новой культурной среды.
— Мне кажется, что и фестиваль «Безумные дни», и проекты на открытом воздухе, и летние филармонические сезоны в парках Екатеринбурга — это звенья одной цепи, которая соединяет академическое высокое творчество с широким слушательским кругом, — подтверждает начальник Управления культуры Администрации Екатеринбурга Илья Марков. — «Безумные дни» для нашего города — знаковый проект, без которого не обходится ни одна презентация в сфере культуры, потому что по своему наполнению, численности и механике — это лавина хорошей качественной отобранной классической музыки, которая обрушивается на наш город. Мы стараемся привлекать на фестиваль предприятия не из сферы культуры, чтобы все горожане хотя бы один раз в год прикоснулись к классической музыке, как это уже делают десятиклассники города в рамках проекта «Открытая филармония».
Справка
Участниками «Безумных дней в Екатеринбурге» стали более 500 музыкантов из России, Франции, Армении, Японии. В их числе Московский камерный оркестр Musica Viva, Государственный камерный оркестр России, Военный оркестр штаба Центрального военного округа, виолончелисты Александр Рудин и Борис Андрианов, кларнетист Рафаэль Севэр, скрипач Никита Борисоглебский, пианисты Константин Емельянов, Варвара Мягкова, Реми Женье, Эцуко Хирозо. В 2019 году фестиваль «Безумные дни» посетили 33 тыс. человек.