Искусственный интеллект в образовании: прогресс или угроза

Эксперты расходятся в оценке проникновения ИИ в систему образования
Продукты и сервисы, созданные на основе искусственного интеллекта (ИИ) все активнее, проникают в жизнь людей и деятельность компаний. С одной стороны, это способствует повышению эффективности, с другой — созданию дополнительных рисков. Какие вызовы перед экономикой и обществом ставит искусственный интеллект? На эту тему порассуждали участники круглого стола «Эпоха сетей, оптимизация процессов и обеспечение производственной безопасности» в Уральском информационном центре ТАСС.
Новая веха
В последнее время формируется тренд на развитие генеративного ИИ.
«Уже сейчас большие языковые модели можно запускать на обычном смартфоне, и скоро это станет обыденностью для рынка. То есть нам не нужно будет обращаться к внешним серверам, GPT (чат бот с генеративным искусственным интеллектом, ред) будет у нас в телефоне», — отмечает доцент МИЭМ НИУ ВШЭ, академический руководитель магистерской программы «Прикладные модели искусственного интеллекта» Сергей Сластников.
И эксперт не рекомендует рассматривать появление этих технологий как мимолетное явление.
«Представляется, что это долгосрочный тренд. Можно, наверное, сравнить этот процесс с цифровизацией, которая началась больше, чем полвека назад, и до сих пор с нами остается. Но грядет следующая веха. И работники, которые не овладели навыками работы с технологиями искусственного интеллекта, со временем могут проиграть конкуренцию на рынке труда», — считает Сергей Сластников.
Региональные власти в рамках общегосударственного курса уже тестируют эти технологии.
Так, в Свердловской области, по словам заместителя министра цифрового развития и связи Романа Маточкина, в 2024 году на базе региональной информационной системы построена модель с применением искусственного интеллекта и данных дистанционного зондирования Земли: «Несколько лет назад при поддержке УрФУ мы начали проводить мониторинг леса. Мы реализовали проект «Цифровые волонтеры», привлекая студентов. Они разрабатывали алгоритмы выявления незаконных рубок путем сопоставления данных космоснимков с разрешительной документацией. Таким образом удалось выявлялись отклонения, а затем передавать эти данные сотрудникам Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области».
Промышленные предприятия тоже учатся решать свои задачи с помощью этой технологии. Например, используя искусственный интеллект для отслеживания передвижения спецтехники по территории предприятий.
«Сервисы на основе искусственного интеллекта позволяют выявлять факты неаккуратного вождения, а это приводит к снижению количества производственных травм», — рассказывает Роман Маточкин.
Естественный риск искусственного интеллекта
Впрочем, в процессе проникновения ИИ выявляются риски и негативные стороны. И у индустрии нет однозначной оценки этого явления.
«Сфера образования одной из первых столкнулась с тем, что ИИ используется не во благо. Например, когда ученик передает нейросети свои задания и получает положительные оценки», — формулирует проблематику заместитель генерального директора по научно-технической работе, директор Аналитического центра УЦСБ Николай Домуховский.
Исполнительный директор компании КИТ (UDV Group) Евгений Баклушин, однако, не видит в этом негатива: «Нужно уметь правильно сформулировать задачи ИИ, чтобы написать диплом или какую-то статью, а это требует определенных навыков».
И, по мнению эксперта, эти компетенции, наоборот, надо развивать, потому что для специалистов, которые выходят сейчас на рынок труда, навыки применения искусственного интеллекта становятся обязательными: «И нужно понять, действительно ли есть негатив в написании работы с применением искусственного интеллекта. На мой взгляд, речь нужно вести скорее об изменении системы образования, которая должна внедрять новые методы проверки знаний».
Директор школы бакалавриата ИРИТ-РТФ УрФУ Максим Новиков соглашается с необходимостью изменений в системе образования: «Мы замечаем, что динамика проникновения ИИ среди обучающихся и преподавателей разная. Сначала школьники использовали генеративные сети, а преподаватели только разводили руками. Затем и преподаватели освоили новые технологии, стали автоматизировать свою работу. Сейчас в результате студенты могут выполнять работу с ИИ, а преподаватели используют его для проверки».
Эффект получают обе стороны.
«И студенты и преподаватели освобождаются от рутины и получают возможность заниматься более творческими задачами. Поэтому системе образования еще предстоит ответить на этот вызов. Мы, в частности, пересматриваем подходы к тому, каким должен быть современный университет», — отмечает Максим Новиков
Два года назад, по словам Максима Новикова, институт сделал первый набор по направлениям, связанных с искусственным интеллектом: «ИРИТ-РТФ УрФУ получил грант на развитие и подготовку кадров топ-уровня. Через четыре года мы в 10 раз увеличим количество студентов, которые обучаются по этим образовательным программам. Одновременно с этим все наши студенты по всем образовательным программам получают навыки работы с искусственным интеллектом и понимания контекста, который вокруг этого возникает».
Коллаж: Дмитрий Макурин