Под кровом башкирской юрты

Предприниматель из Башкирии изготовил около 300 этнических жилищ – тирмэ

Предприниматель из Башкирии изготовил около 300 этнических жилищ – тирмэ
Фото из личного архива Галинура Зарипова

Предпринимателю из Башкирии удалось возродить народный промысел по изготовлению тирмэ — высоких, но небольших по площади юрт с минимальным дизайном, при этом максимально функциональных

Уникальное семейное предприятие, построившее бизнес на народном промысле, находится в селе Юрмаш Уфимского района Башкирии. На уютной территории на лоне природы разместилась мастерская, где делают аутентичные тюркские юрты. Каждый такой мобильный дом — произведение искусства и создается исключительно вручную.

Изготавливать юрты 63-летний предприниматель Галинур Зарипов начал 17 лет назад. За эти годы мастер создал для заказчиков всего около 300 жилищ. Идею создания этнических юрт — тирмэ — предприниматель почерпнул из Всемирной сети.

— Однажды на просторах интернета я увидел юрты. Наши, тюркские. Причем они находились в таких европейских странах, как Англия, Франция, Чехия. Оказывается, там изготавливают настоящие тюркские юрты из дерева по всем правилам: гнутье, с пропаркой дерева, соединением конструкций сыромятным ремнем, покрытием войлоком, — вспоминает мастер. — А у нас на сабантуях тогда ставили неприглядные юртоподобные сооружения! И мне стало обидно. Тогда я решил воссоздать искусство строительства нашей юрты. У нас это искусство, в отличие от казахов и киргизов, уже давно утеряно, наверное, еще в середине XIX века. С этого все и началось. Потом оказалось, что на юрты есть спрос.

К этому моменту Галинур Зарипов был далеко не новичок в бизнесе и знал, как наладить производство. Создание дизайна будущих жилищ для него тоже было не проблемой: Зарипов по образованию и в душе — художник.

— Я окончил Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, художественно-графический факультет. По образованию педагог. Сразу, как только это стало возможно, я ушел из школы, где работал учителем, и начал свое дело, — рассказывает собеседник.

Мастер стал предпринимателем еще в 1992 году, специализировался на деревообработке. Вместе с помощниками он строил лодки, парусные яхты, производил мебель, двери, лестницы, занимался отделкой интерьеров. За это время предприниматель накопил огромный опыт, особенно в сфере обработки древесины.

Искусство юрты

Свою первую юрту Галинур Зарипов построил в июле 2008 года. Ранее он никогда не видел настоящее тирмэ. Перед началом работы предприниматель изучил всю доступную на тот момент информацию об изготовлении этнических тюркских юрт и выделил из нее основные моменты: каркас должен быть деревянный и обязательно гнутый, покрытие — из овечьей шерсти, войлочное, дверь — из дерева, двустворчатая. Этих принципов строительства мастер придерживается до сих пор.

Первое изготовленное им традиционное жилище быстро нашло своего покупателя. Юрту, по словам собеседника, приобрел для себя состоятельный господин для отдыха на природе. Он установил переносной дом в одном из местечек Горного Алтая. И это не случайно: дом без углов, из натуральных материалов дает возможность быть ближе к природе. Тирмэ — важная часть культуры башкир, связанная с их отношением к природе, особенностями региона и быта. Из поколения в поколение у башкир передавалось бережное и любовное отношение к природе, что отразилось на применяемых при строительстве юрт материалах.

Искусство создания юрт насчитывает полторы тысячи лет. На него оказали влияние южные кочевые народы, поэтому жилище башкир похоже на юрты соседей.

— Тюркские юрты у всех народов — киргизов, узбеков, башкир, казахов, ногайцев — мало чем отличаются. Даже названия частей юрты звучат практически одинаково, поэтому можно было обратиться к источникам, рассказывающим о строительстве жилищ других кочевых народов. У нас, башкир, это было практически утеряно, — пояснил Галинур Зарипов. — Однако отличия все-таки есть. Одна из особенностей башкирской юрты — она выше, скаты кровли круче. Это связано с тем, что у нас осадков намного больше, чем в Центральной Азии. Кроме того, она была скромная, не так ярко украшалась, в отличие от южных юрт.

Связь с башкирской традицией

Продукция Галинура Зарипова отражает полукочевые традиции башкир и связь с природой. Его тирмэ создаются по принципу «ничего лишнего» и связаны с особенностями жизни башкир, а также с более суровым, в отличие от южных соседей, климатом 

Настоящая тирмэ состоит из каркаса и войлочного покрытия. Основу каркаса составляет круглое основание, выполненное из звеньев решеток (канат) и купола, образованного из изогнутых жердей. Одним концом жерди упираются в перекрестья решеток, а другим — в свод купола, образуя свето-дымовое отверстие, скрепляемое обручем. Все части конструкции соединяются сыромятным ремнем. Каркас покрывается натуральным войлоком двух цветов — серого и белого. Это классика, как отмечает мастер, без этого материала юрта — не юрта. Войлок экологичен, красив, прекрасно держит тепло и не горит. Пол обустраивают из нескольких слоев войлока. Каждый этап изготовления юрты отточен веками.

От юрт южных соседей тирмэ отличают и материалы каркаса. У кочевников, как правило, выбор древесины весьма ограничен: только ива. У башкир, наоборот, в распоряжении широкий выбор европейских пород дерева, таких как дуб, клен, ильм. Эти породы дерева в отличие от тальника более пригодны для гнутья, а на территории Башкирии их много. Поэтому такую древесину башкиры испокон веков использовали для строительства жилищ. Гнутью, по словам собеседника, лучше поддается дуб. К тому же он долговечнее и красивее.

— Башкирская юрта чисто функциональная. Там единственное украшение — так называемый башкор. Это широкая лента, которая стягивает стены по верху. Чаще она бывает тканая, реже — из войлока. Еще устанавливаются резные двери. Ничего больше из декора. Все остальное — чистая функция, самое необходимое, — поясняет предприниматель. — В этом и преимущество юрты: стены складываются гармошкой и занимают очень мало места. В то же время получается достаточно комфортное жилище площадью около 18-20 квадратных метров. В ней могла жить небольшая семья из трех–четырех человек. По мере увеличения семьи рядом ставили новые юрты — такие же или больших размеров.

Дизайн жилища, по словам собеседника, развивался по принципу «ничего лишнего» и был связан с особенностями жизни башкир, а также с более суровым, в отличие от южных соседей, климатом. В юртах башкиры жили всего несколько месяцев в году, максимум с ранней весны до поздней осени, в период выпаса и прогона скота, и все это время кочевали по пастбищам. В самые холодные месяцы года башкиры жили в своих деревнях в деревянных домах. Такой образ жизни отразился и на особенностях жилища. Поэтому башкирская юрта отличается компактностью, легко складывается и собирается. В сложенном состоянии жилище занимает всего два вьюка, каждый из которых размещается на одной лошади. То есть для транспортировки дома достаточно двух лошадей. На установку жилища уходило не больше часа. Причем занимались этим женщины. В самый сложный момент, для установки гнутых жердей для образования купола, на помощь им приходили мужчины. Дверь обязательно размещали с восточной стороны.

Семейное дело

На предприятии трудится семья Зарипова. Супруга Резеда отвечает за бухгалтерию, работу с клиентами, документооборот. Сын мастера Камиль создал сайт и тем самым помог продвинуть бизнес. Сам Галинур занят производством.

На семейном предприятии в год изготавливают в среднем от восьми до 12 юрт. Многое зависит от специфики заказов. В мастерской производят три типа юрт: стандартные, легкие и этнические из дуба (практически музейные экспонаты, выполненные по древнейшей технологии). По пожеланию заказчика юрту оборудуют дополнительным тентом из парусины или синтетики с силиконовой пропиткой. Жилища оснащают внутренним убранством, мебелью и предметами быта, выполненными вручную.

Зарипов обычно изготавливает небольшие жилища диаметром четыре-пять метров и высотой до трех метров. Иногда бывают заказы на юрты диаметром восемь метров. Тогда за год мастеру с помощниками удается построить не больше трех-четырех тирмэ. Причем помощников из числа местных жителей он привлекает во время авралов, когда горят сроки или много заказов.

Эскизы юрт предприниматель создает сам с учетом пожеланий заказчиков и вручную изготавливает деревянные элементы юрт: каркас и двери с резьбой. При изготовлении юрты каждая деталь проходит через руки мастера десятки раз. Дерево используется местное, а войлок приходится заказывать. Темный юртовый войлок Галинур Зарипов закупает в Татарстане, а белый — в Нижегородской области. По словам предпринимателя, в Башкирии отсутствует производство подходящего материала: местные фабрики производят куски размером один метр на два, а для покрытия каркаса юрты необходимо полотнище с минимальным количеством швов. Для изготовления жилища больше подходят полотнища длиной 15–20 метров и шириной два метра.

— Мы украшаем наши юрты башкором в технике интарсии из разноцветного войлока (орнамент с цветными вставками. — Прим. «Э-У»). Покупателей привлекают художественные особенности традиционных юрт и качество каркаса из дуба, — поделился собеседник. — Помимо изготовления юрт у меня много других хобби. Я занимаюсь скульптурой и живописью.

Мастер не стремится наращивать объемы производства, а больше внимания уделяет качеству жилищ, их художественным особенностям и соблюдению аутентичных технологий, не требующих спешки. Люди заказывают юрты в том числе для личных целей, чтобы просто отдохнуть на природе.

Заказчики мастерской Галинура Зарипова получают юрты в сложенном виде и сами собирают их по инструкции предпринимателя. Как отметил мастер, всего в трех-четырех случаях у покупателей возникли трудности при сборке жилища.

Наедине с природой

Большая часть покупателей живет за пределами Башкирии и никак не связана с культурой башкирского народа. География поставок семейного предприятия обширна — от Мурманска до Сахалина, Камчатки и Якутии. Юрты можно увидеть в разных уголках Дальнего Востока. Тирмэ заказывали и жители Казахстана.

— Начиная изготавливать юрты, мы рассчитывали на поставки для национальных праздников, но, как оказалось, наше жилище больше востребовано в других сферах. Это прежде всего туризм и личный досуг, — рассказал Зарипов. — Помимо художественных особенностей людей привлекает экзотика.

Сборные национальные дома пользуются спросом и у жителей, увлеченных восточными практиками и эзотерикой. Жилищам башкир находят весьма экзотичные применения, к примеру, для проведения оздоровительных тренингов, в том числе и для женского репродуктивного здоровья. Одна из таких клиенток, увидев позитивный результат (большая часть ее пациенток стали мамами), заказала еще несколько юрт. И неудивительно. Тирмэ сближает человека с природой, а его округлая форма символизирует модель мира. Спокойное поведение людей в юрте подчеркивает гармонию человека с природой.

В основном же такие жилища приобретают для обустройства туристических объектов: турбаз, кемпингов и глэмпингов. Заказывают сборные дома для проведения семинаров и тренингов для предпринимателей и управленцев.

Юрты находят свое применение в музеях, культурных и этнических центрах, на выставках. Так, в 2019 году башкирскую юрту катайского типа заказал Государственный исторический музей Южного Урала (Челябинск). Предмет народного художественного промысла использовали для декорации выставки «Зауральские башкиры: история и традиционная культура». В 2022 году мастерская Галинура Зарипова изготовила юрту для музея тюркских музыкальных инструментов в Альметьевске (Татарстан).

В августе 2023 года юрта Зарипова стала частью экспозиции «Земля кочевников — край легенд» во дворике Государственной академической капеллы в Санкт-Петербурге, где проходили Дни Республики Башкортостан.

Осенью 2024 года во дворе музея «Ишек алды» села Ямашурма Высокогорского района Татарстана установили тюркскую юрту. Тирмэ мастер собрал из сосны и дуба, а дверь украсил ручной резьбой.

Творение предпринимателя украсило и проект «Юрта в Центре» организации «Май» в Уфе, которая знакомит гостей с традициями и культурой башкир. Несколько произведений мастера находятся в этно-туристическом комплексе «Башкирское кочевье» в Баймакском районе Башкирии.

— Для использования на праздниках наши юрты покупают очень редко, потому что они внешне выглядят скромно. На сабантуях устанавливают яркие вещи. Я такие юрты не делаю. Ведь в традиционной юрте заложена чистая функция, — пояснил предприниматель.

Найти клиентов ему удается благодаря сарафанному радио и социальным сетям, а также участию в государственных закупках. Рекламу юртам Зарипова сделали сами покупатели. Среди них — собственники туристических объектов, к примеру, Эмиль Каримов, владеющий глэмпингом на Нугушском водохранилище. О сборных жилищах Галинура Зарипова активно рассказывал энтузиаст из Челябинска Андрей Злоказов — создатель ютьюб-канала «Юрта — жизнь без углов».

О своих работах предприниматель рассказывает в социальных сетях. Группа мастерской «ВКонтакте» насчитывает более двух тысяч подписчиков. Таким образом предприятие не только привлекает клиентов, но и знакомит людей с культурой башкир и искусством строительства тирмэ.

—Это производство у меня для души. Не могу его назвать рутиной. Строительство юрт — тяжелая физическая работа, в которую заложено творчество и художественный вкус, — заключил мастер.