Устойчивость вам будет только на пользу
Зачем российским компаниям следовать повестке ESG
Фото Андрея Порубова
Бизнес уже почувствовал конкретные выгоды от внедрения принципов устойчивого развития
Несмотря на тотальную суверенизацию, международная повестка ESG (Environmental, Social, Governance — концепция устойчивого развития бизнеса, основанная на заботе об экологии планеты и социальном благополучии) в нашей стране сохраняет свою актуальность. Более того, рачительное использование ресурсов и выход на первый план ответственного бизнеса становятся важнейшими факторами устойчивого развития нашей экономики и повышения благосостояния граждан России. Об этом шла речь на круглом столе, посвященном ESG в бизнесе и образовании (организаторы: Уральский федеральный университет, Институт экономики и управления УрФУ и Haensch Group).
— Бизнес и образование создают положительные эффекты для региона присутствия и страны в целом, если развивают совместные треки. В Уральском федеральном университете есть такой формат как проектное обучение, когда студенты решают задачи реального бизнеса, а исследователи создают прикладные продукты для бизнеса. Среди наших заказчиков — Haensch Group, ОЭЗ «Титановая долина», Сбер, СКБ Контур. Проектные группы наших студентов занимаются в том числе исследованиями практик ESG-принципов в качестве предмета управления рисками компаний, — отметила председатель рабочей группы комитета по устойчивому развитию УрФУ и исследовательской группы по вопросам ESG Жанна Беляева.
Время договариваться
Среди организаций, которым государство рекомендовало внедрять ESG-стандарты, — особые экономические зоны (ОЭЗ), их в стране больше 30. Это было сделано Минэкономразвития России в 2022 году, но, например, ОЭЗ «Титановая долина» (имеет две промышленные площадки — вблизи города Верхняя Салда и в Екатеринбурге) к тому времени уже столкнулась с реальностью, которая подвигла ее к взаимодействию с экспертным сообществом в данном направлении.
— Когда мы привлекаем резидентов, сталкиваемся в том числе с различными вопросами со стороны местного населения. Например, в качестве резидента нашей ОЭЗ компания «Силарус» планирует заниматься производством технического кремния. И несмотря на то, что площадка выбрана вблизи Верхней Салды, города металлургов, мы получили отрицательный отклик горожан, посчитавших это производство вредным и неэкологичным, — поделился исполнительный директор ОЭЗ «Титановая долина» Станислав Дорофеев. — Мы взялись за просветительскую работу, проводили лекции и общественные слушания, где показывали технологические цепочки и производственные процессы на будущем предприятии. Объясняли, что речь идет о современном производстве, которое не будет оказывать большого отрицательного воздействия на экологию в городе. В результате мы успешно провели общественные слушания и получили экологическую экспертизу проекта.
После этого здесь начали разрабатывать ESG-стратегию, которую успешно внедрили в конце 2023 года. Она стала основой взаимодействия управляющей компании особой экономической зоны с резидентами ОЭЗ.
— Но начали мы с себя, — подчеркивает Станислав Дорофеев. — Организовали раздельный сбор мусора, проводим просветительские мероприятия по экологическим и социальным аспектам нашей деятельности. Мы не только строим промышленный кластер, но и работаем на территории присутствия. При проектировании инфраструктуры предусматриваем места отдыха для работников наших компаний-резидентов, спортивные объекты. Начали раскрывать отчетность в рамках стандартов ESG. Проработали вопрос о создании в Верхней Салде экологического совета, на обсуждение которого будем выносить любые проекты, готовящиеся к реализации в ОЭЗ «Титановая долина». Без такого симбиоза, без взаимодействия с местным населением вопросы индустриализации территорий решать уже невозможно.
Плюсы интеграции
Одна из задач устойчивого бизнеса — оптимизация функций и снижение издержек. В части эффективного управления организацией этому способствует внедрение интегрированной системы менеджмента (объединение двух и более систем). Такого опыта у российских компаний пока очень мало, но он есть. Среди первопроходцев — Научно-исследовательский институт технической физики и автоматизации (НИИТФА, предприятие ГК «Росатом»). Институт состоит из комплекса научно-исследовательских и конструкторских подразделений, занимается разработкой и производством медицинского оборудования, в основном это радиационное приборостроение.
— Наша интегрированная система менеджмента состоит из разных стандартов, объединенных в подгруппы. Это и система экологического менеджмента, и система менеджмента охраны здоровья и безопасности труда. Но в атомной отрасли есть особые требования по применению ISO 9001 организациями, которые поставляют продукцию и услуги, важные для ядерной безопасности, — сообщил технический директор НИИТФА Радий Бильданов. — Снижение затрат на разработку и сертификацию нашей системы через объединенное внедрение стандартов позволяет нам значительно удешевить трудозатраты. Это повышает нашу мобильность и возможность адаптации к изменяющимся условиям. Также в числе преимуществ внедрения интегрированной системы менеджмента — согласованность действий внутри организации, минимизация функциональной разобщенности.
Параллельно технический директор НИИТФА является представителем руководства по качеству, культуре и безопасности института. Это позволяет не только централизовать функцию, но и на этапе развития консолидировать ресурсы. «В рамках целей устойчивого развития мы стремимся к уменьшению материальных и временных затрат, проводим внутренний аудит, отходим от дублирования процессов, документов, должностей и функций подразделений. Определяем риски по каждому аспекту деятельности. Для этого обучаем линейных руководителей, ежегодно по 10-15 человек», — добавил Радий Бильданов.
Другим примером грамотного внедрения и интеграции систем менеджмента может служить группа компаний НЛМК, в которую помимо самого Новолипецкого металлургического комбината входят ресурсодобывающие, производственные, научно-исследовательские предприятия с широкой территориальной локацией, в том числе на Урале.
— Предприятия вошли в группу НЛМК в разное время, с разной бизнес-культурой. Решению задачи успешного вертикального управления помогает внедрение единых подходов, таких так интеграция систем менеджмента качества, экологического и энергетического менеджмента, системы менеджмента профессионального здоровья и безопасности, требований автомобильного стандарта. Интеграция позволила учесть особенности каждого предприятия, оптимизировав и приведя в единообразие общие решения, структуру, документы, — рассказала главный специалист дирекции по сертификационным сервисам Центра корпоративных решений Оксана Коротких. — Опыт внедрения и поддержания интегрированных систем менеджмента компаний позволяет нам увидеть эффекты интеграции.
Опыт группы НЛМК показывает, что первоначальное решение проблемы несогласованности служб, исключение дублирования функций и применение единообразных подходов к ключевым элементам управления может сэкономить половину ресурсов. Также эффективным при интеграции оказалось единое планирование и управление системными элементами, такими как: целеполагание, идентификация рисков и возможностей, создание и управление документированной информацией и др.
— Также компании могут пойти по пути централизации некоторых функций для снижения издержек, например, проведения внутренних аудитов систем менеджмента. Проверка всех систем в едином аудите может снизить затраты на функцию в несколько раз. При таком подходе значительно повышается качество экспертизы аудиторов, а их количество в компании оптимизируется, — считает Оксана Коротких. — Далее единый подход к сертификации систем менеджмента (получение независимой оценки о соответствии) всех предприятий компании и площадок в едином органе по сертификации («зонтичная схема сертификации») с установленной общей схемой позволяет сэкономить до половины затрат на сертификацию. Все эти шаги позволят компаниям быть более успешными.
Никогда не рано
В России принципы ESG внедряет уже не только «крупняк». Субъекты малого и среднего предпринимательства видят в приверженности повестке устойчивого развития дополнительные возможности для своего роста, например, по части привлечения инвестиций. Так, этим озаботилась компания «Моторика» (резидент ОЭЗ «Технополис Москва»), которая родилась как стартап, а теперь доросла уже до сегмента среднего бизнеса.
— Мы начинали с производства тяговых протезов для детей. Затем стали производить бионические протезы, которые дают возможность более высокой мобильности для пользователей. Еще одна тема, которую сегодня развиваем — поставка медицинских нейростимуляторов. Стремительно наращивая номенклатуру и объемы произведенной продукции, количество работников, мы пришли к пониманию того, что для управления растущей компанией нам нужна система качества, — прокомментировала директор по качеству компании «Моторика» Юлия Петровская. — Наше руководство решило, что компания достигла такого уровня, который позволяет выйти через некоторое время на IPO. Одно из условий для перехода в новый сегмент бизнеса — как раз предоставление гарантии того, что компания устойчиво развивается. Мы интуитивно подошли ко всем этим вопросам через принципы ESG: внимание к экологии, к социальным вопросам и к корпоративному управлению. Это то, что позволило нам перейти от стартапа в следующий бизнес-сегмент. Например, мы активно прорабатываем вопрос утилизации своих изделий, которые содержат пластик и аккумуляторные батареи. Особенность протезов в том, что их жизненный цикл по российским регламентам — два года.
Парадокс в том, что именно после того, как ESG-повестка в нашей стране перестала быть мейнстримом, ряд российских организаций самых разных сфер деятельности и весовых категорий почувствовали реальную потребность и выгоду во внедрении принципов устойчивого развития.