Пимокатки со стразами
Народные промыслы: уральские валенки предстали во всех красках
Фото предоставлено Ниной Пискулевой, группа Вконтакте «Кусиночка»
Возглавив фабрику по производству валенок в конце 90-х, жительница города Куса Челябинской области не только спасла это предприятие от закрытия, но и сделала его известным за пределами России. Уральские самокатки примерили жители Аляски

На берегу живописной реки Ай, самого крупного притока Уфы, в одноэтажном здании фабрики «Кусиночка» уже около 100 лет катают валенки по технологиям предков. Хозяйка фабрики, индивидуальный предприниматель Нина Пискулева, смогла спасти предприятие и наладить производство ярких и современных валенок по технологиям предков.
Пимокатный промысел — традиционное ремесло для Урала. Валенки веками делали в деревнях по всему региону, передавая традиции создания полезной для здоровья (об этом — ниже), практичной и теплой обуви из поколения в поколение. Во времена Советского Союза пимокаты (валяльщики пимов, т.е. валенок) объединялись в артели и кооперативы. Так в Кусе, расположенной на северо-западе Челябинской области в 20 километрах от Златоуста, в 1929 году появился кооператив «Луч». В нем валенки вручную изготавливали слепые. На базе этого кооператива, как рассказывает владелица компании, открылась государственная фабрика «Морозко».
Предприятие в неизменном виде работало до начала «нулевых», но не выдержало налогового бремени. Спасти от закрытия фабрику, где работали 30 человек, смогла Нина Пискулева вместе с супругом Анатолием. Позже к делу подключились дочери Наталья и Мария.
— Я сама из Кусы, по образованию — инженер-математик. Ни дня не работала по специальности. Сразу после окончания института меня назначили секретарем комитета комсомола Кусинского завода точных технических камней (выпускал часовые камни, закрылся в 2007 году. — Прим. ред.). Затем возглавила молодежный отдел на заводе, — вспоминает предприниматель. — В 1997 году мне предложили место директора на фабрике «Морозко», и я согласилась. Решила проверить себя — смогу или нет. Смогла!
Связь с народной традицией: Продукция фабрики «Кусиночка» по технологии изготовления отражает преемственность ремесла уральских пимокатов. Мастера вручную катают валенки из натуральной шерсти без использования химикатов
Новую начальницу коллектив фабрики принял в штыки, поскольку прежний руководитель допускал вольности среди сотрудников. Дело доходило до воровства основной продукции — валенок. Поэтому молодой руководительнице, не знакомой с технологиями производства, пришлось не только осваивать новое для себя дело, но и наводить порядок на предприятии, а затем и перестраивать его.
Чтобы понять, как делают валенки, директор больше трех месяцев стояла за спинами мастериц и наблюдала за процессом. Спустя 28 лет работы на предприятии собеседница отмечает: «сейчас сама валенки не сделаю, но смогу назвать причину брака».
В 1997 году фабрика «Морозко» занимала два отдельно стоящих деревянных здания, старых и сгнивших. На общей территории размещалось строение деревообрабатывающего цеха, принадлежащего другому собственнику. Позже руководитель смогла выкупить это здание, тем самым став хозяйкой всей территории. Это дало возможность провести реконструкцию объектов.
В те времена на производстве царили тяжелые условия труда. Высота потолков не превышала 1,8 метра, так что высоким сотрудникам приходилось постоянно наклонять голову и вжимать ее в плечи, а внутри помещения было холодно. Зимой работники грели руки у печки. Поскольку технология предполагает прощупывание толщины валенок руками, мастерицы не всегда из-за холода могли точно определить толщину будущей обуви и понять, нужно ли усиливать участки дополнительным материалом.
Старое здание из-за близости реки постепенно тонуло в грунте, так что строение нужно было спасать. А для этого были необходимы деньги на возведение новой фабрики. Заработать их можно было только на продаже продукции, для чего требовалось расширить ассортимент. Предприятие тогда изготавливало валенки черного цвета и полуваленки — укороченный вариант обуви, более удобный в повседневной носке.

Нужен «белый» цех
В 90-е и начале «нулевых», как вспоминает собеседница, многие работали по бартеру. Она с мужем колесили на своей «Ниве» по деревням, а в багажнике лежали несколько пар валенок. Теплую обувь обменивали на продукты и этим товаром в отсутствие живых денег платили зарплату рабочим. Так удалось в сложное время сохранить коллектив. Валенками рассчитывались и за овечью шерсть — ее покупали как у местных деревенских жителей, так и у промышленных производителей.
Однако шерстью, валенками и продуктами невозможно было заплатить налоги, поэтому предприятие не выдерживало бремени. Из-за своей специфики, а фабрика работает только с сентября по май, прибыль от продажи продукции она получает только в холодное время года, а летом простаивает. Работа пимокатного предприятия «Морозко» во многом зависит от погоды и снега: чем холоднее на улице, тем лучше. Самые активные месяцы для пимокатов — с ноября по январь.

Постепенно, с годами, копилась задолженность по налогам, и в начале «нулевых» фабрика «Морозко» обанкротилась. Тогда, как рассказывает предприниматель, важно было сохранить коллектив и выжить. Нине Пискулевой удалось выкупить предприятие на торгах. В 2004 году она получила статус индивидуального предпринимателя. Этот статус позволил использовать упрощенную систему налогообложения и работать без НДС — как раз долг по этому налогу и копился годами.
Став хозяйкой предприятия, она смогла воплотить в жизнь все свои творческие задумки.
— Работа заставляет меня всегда быть в движении. Чтобы сохранить покупателей, нужно постоянно придумывать новые модели, менять цвета, следить за модой, — признается руководитель.
Одновременно с улаживанием формальностей директор взялась за расширение ассортимента и перестройку предприятия. Так фабрика начала производить белые валенки — на них тогда возник спрос. Для создания таких катанок требовался новый цех, поскольку в одном помещении изготавливать белые и черные валенки нельзя из-за стойкого темного красителя. Поэтому в 2005 году директор «Морозко» купила новый парк оборудования одной из закрывшихся фабрик Челябинской области.
Здание вросло в землю
Став полноценной хозяйкой территории, а это было в начале «нулевых», руководитель фабрики начала реконструкцию строений. Перестройку предприятия работники «Морозко» начали с поиска фундамента, но в ходе работы столкнулись с проблемой.
— Старое здание вросло в землю. Мы начали искать фундамент, но нас постигла неудача. Копая землю у стен, мы нашли лишь пять бревен, а сам фундамент ушел куда-то глубоко. Поэтому мы сначала по периметру фабрики выстроили новый фундамент, — делится собеседница. — На перестройку здания у нас ушло почти 20 лет. Только в 2023 году ввели в эксплуатацию новое строение.
Фабрику выстраивали в виде буквы «П» вокруг двух объектов, при этом немного отступив от них. Работы выполняли сами сотрудники «Морозко». После того как выстроили новый фундамент и стены, рабочие разбирали старые и гнилые конструкции и выносили через окна нового здания. Затем приступили к возведению потолков, крыши и выполнению отделочных работ. В здание провели электричество и завели тепло от газовой котельной.
В итоге получилось современное предприятие с газовым отоплением. Обновленное здание фабрики «Морозко» зарегистрировали в Росреестре.
Производство продолжало действовать и во время возведения вокруг него нового корпуса, останавливаясь лишь на лето — в это время проводится подготовка оборудования к новому сезону. В противном случае, как вспоминает хозяйка, неоткуда было бы взять средства на строительство.
— Если бы мы тогда встали, то уже не поднялись бы, — добавляет Нина Пискулева.
Таким образом удалось не только построить новое здание без остановки производства на прежнем месте, но и значительно улучшить условия труда рабочих. На фабрике появилось долгожданное тепло, чистота, уют, отпала необходимость наклонять голову, опасаясь удариться о низкий потолок.

Красочные валенки
Ставшие позже знаменитыми гламурные расшитые валенки появились в ассортименте предприятия в 2009 году. Изготавливать их пимокаты стали благодаря администрации Кусинского района. Местные власти пригласили фабрику на выставку предприятий в Кусе, поэтому встал вопрос: «А чем будем удивлять?» На тот момент фабрика выпускала только обычные белые, серые, цветные и черные валенки.
Яркие красочные валенки фабрика запустила в производство еще в начале «нулевых» благодаря цыганскому барону — он попросил сделать для него красные ботфорты из войлока. Для этого пришлось искать красный краситель и придумывать технологию окрашивания. Новые яркие валенки «выстрелили» и прочно вошли в ассортимент предприятия.
Тогда местные умельцы придумали делать расшитые валенки. Для этого мастерицы сделали вышивку на нескольких парах обуви. Новинка вызвала немалый интерес у гостей выставки, и вскоре расшитые валенки стали продавать в магазине при производстве. Торговая точка при фабрике действует с советских времен. На необычную продукцию возник немалый спрос, и валенки с вышивкой начали не только покупать в магазине, но и заказывать.
Сейчас «Морозко» выпускает традиционные уральские пимы желтого, синего, голубого, розового, коричневого, сиреневого и других цветов, а также яркие валенки с вышивкой. Всего палитра насчитывает 15 цветов. Фабрика выпускает 300 моделей расшитых валенок. В апреле 2017 года предприятие зарегистрировало товарный знак «Кусиночка».

На шерсти и воде
— Наши кусинские валенки — это шерсть и вода. Валенки называются самокатки, поскольку их делают исключительно вручную, — говорит руководитель предприятия. — У нас валенки делают только женщины, они руками прощупывают каждую самокатку так, чтобы толщина обуви была одинаковая.
Создание валенок начинается с расчеса шерсти. Эту операцию пимокаты выполняют при помощи чесальной машины, возраст которой перевалил уже за полвека. Машина очищает шерсть от мусора, размягчает и выравнивает материал, превращая его в ровный пласт нужной толщины и ширины.
Дальше из этой шерсти работницы делают полуфабрикат. Вначале делаются полочки и пластики. Они уплотняются на притирочной доске. Те места, которые быстро изнашиваются, дополнительно обкладывают шерстью и уплотняют. Края основы будущей обуви соединяют и придают форму сапога.
Готовый полуфабрикат передают мужчинам для стирки и насадки. Для облегчения работы при растяжке используют горизонтальный и вертикальный растяжные станки. После чего насаживают валенки на колодки и берца, сушат в печи.

Каждый валенок проходит через теплые женские руки. Новых сотрудников мастера обучают тем же старым технологиям, тем самым сохраняя вековые традиции кусинских пимокатов.В месяц фабрика производит около 500 пар. Треть продукции расходится через магазин при предприятии, остальное — через Ozon, ярмарки, выставки, а часть приходится на индивидуальные заказы. Около половины продаж составляют полуваленки.
Валенки расходятся по всей стране: Нижний Новгород, Москва, Салехард, Курган, Пермь, Екатеринбург… Заказы поступают и из-за границы. Кусинские валенки примерили в Испании, Финляндии, Германии, Канаде и штате Аляска в США.
Мастерицы любят работать с башкирской шерстью — она более жирная, благодаря чему облегчается формирование полуфабриката. Как и сотни лет назад, местные умельцы обходятся без «химии», используя только шерсть и воду. К тому же, как отмечает предприниматель, валенки из шерсти овцы, богатой жиром — ланолином, полезны для здоровья.
Предприятие, реагируя на запросы покупателей, расширяет ассортимент. Так, в 2018 году мастерицы начали изготавливать тапочки, а в 2020-м — шлепки. Появились и комбинированные самокатки — с белым голенищем и серым низом.
Фабрика также проводит экскурсии на производство для желающих увидеть процесс изготовления валенок. Однажды один из экскурсантов захотел купить сувенир — брелок в виде валенка. Теперь сувенирные самокатки можно найти в местном магазине. Помимо валенок предприятие продает и силиконовые галоши, которые поставляют партнеры.

Валенки — дело семейное
Коллектив фабрики «Кусиночка» небольшой, но дружный и сплоченный, трудится как одна семья и единое целое. Вести дела Нине Пискулевой много лет помогает муж Анатолий. В силу возраста хозяйка «Кусиночки» постепенно передает все дела дочери Марии. Вторая дочь, Наталья, живет в Челябинске и ведет сайт «Кусиночки».
Всем вместе приходится помимо производственных решать и нетривиальные задачи, к примеру, создать символ праздника. Так, в Кусе уже шесть лет проходит фестиваль «Уральский валенок». Для этого мероприятия фабрика ежегодно изготавливает валенок высотой три метра. Для этого обтягивают каркас валенка войлоком и наносят на него рисунок.
Продукция на складе долго не лежит — валенки могут сгнить или их съест моль, поэтому большой запас товара не держат. К тому же благодаря своей известности валенки пользуются спросом далеко за пределами Кусы.
Руководителю предприятия приходится сталкиваться с немалым количеством проблем. Среди них — нехватка кадров и теплые зимы.
— Я надеюсь сохранить нашу «Кусиночку» и передать пимокатный промысел потомкам, — завершает Нина Пискулева.


