Город со столетним планом
Где и что построят в Екатеринбурге, рассказал главный архитектор города

Первый в Екатеринбурге проект КРТ на промышленной площадке реализуется на месте снесенного молокозавода Danone / Фото Павел Кобер
Современный центр Екатеринбурга выглядит так, как был задуман и спроектирован 100 лет назад. Новый Генплан рассчитан на развитие до 2045 года всей Екатеринбургской агломерации
Как определяются в столице Урала места строительства социальных объектов, где будут реализованы проекты комплексного развития территорий, в каком направлении продолжится строительство метро, как будет развиваться междугородное трамвайное движение, в интервью журналу «Эксперт-Урал» рассказал директор департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений — главный архитектор Екатеринбурга Руслан Габдрахманов.
— Как вы сами оцениваете развитие Екатеринбурга? Все ли идет по утвержденным планам?
Руслан Габдрахманов: «Под проекты комплексного развития территорий уже проанализировано несколько десятков площадок с разными сценариями вовлечения и сроками реализации»
— Сейчас центр города выглядит именно так, как был задуман и спроектирован 100 лет назад. Города всегда переживают отдельных личностей, ведь даже такому молодому городу, как Екатеринбург, уже 301 год. Однако именно личности становятся поворотными точками в истории развития городов. В последние годы роль такой «личности», определяющей вектор развития города, играет команда управленцев администрации Екатеринбурга.
Современному этапу развития города, сознательному и долгосрочному, положила начало Стратегия пространственного развития, принятая в 2018 году. Затем мы приступили к разработке нового детального Генерального плана города до 2035 года. Сам проект был готов, отдельные разделы Генплана были хорошо проработаны, однако после предварительного рассмотрения с представителями профессионального сообщества, органами власти и девелоперами нам пришлось начать работу заново. Причин было несколько, но основными требованиями было проработать более прочную увязку с Екатеринбургской агломерацией, увеличить срок до 2045 года и учесть изменения, которые произошли в том числе в законодательстве.
Генеральный план до 2045 года был принят в июле 2023 года. Его главное достоинство в том, что нам удалось «сшить» все уровни объектов и разделы в единое целое, учесть влияние каждой функциональной зоны на соседние и предусмотреть необходимые ресурсы для развития. В развитие Генплана разработаны программы комплексного развития транспорта, инженерии и «социалки».
— Что из перечисленного является главным приоритетом?
— Безусловно, комплексное развитие социальной инфраструктуры. Муниципалитет обязан обеспечить горожан всеми услугами, которые закреплены в российском законодательстве. В первую очередь это «социалка». У нас большое количество социальных объектов, требующих к себе внимания. В некоторых новых районах сформировались дефициты. При этом количество жителей Екатеринбурга возрастает. Места для школ, детских садов и других социальных объектов уже запланированы с учетом демографии и темпов жилой застройки в каждом районе — как минимум до 2045 года.
Непосредственное строительство объектов будет вестись исходя из возможностей бюджетов всех уровней. Мы знаем, что делать. Поэтому у нас всегда только одно пожелание: увеличьте финансирование!
Яркий пример — построенная в 2024 году на Рощинской школа для жителей левобережного Уктуса. Это огромный развивающийся район. Новая школа не только обеспечила детишек местами, но и создала потенциал для дальнейшего роста количества жителей этого района.
Плюс миллион «квадратов»
— Как вы оцениваете реализацию в Екатеринбурге проектов комплексного развития территорий (КРТ)?
— КРТ — мощный инструмент, который балансирует интересы города, жителей и девелоперов. Уже проанализировано несколько десятков площадок с разными сценариями вовлечения и сроками реализации. По результатам реализации проектов на территориях с аварийным и ветхим жильем в два-три этажа появится около 1 миллиона квадратных метров нового благоустроенного жилья с объектами обслуживания.
— То есть пятиэтажки пока не трогаете?
— Да. Можно провести исследование, которое покажет, что там еще нормальные фундаменты, стены, кровля, инженерные системы. А двух-трехэтажки — это почти столетние дома, которые строились вокруг предприятий в сжатые сроки, с недостаточным соблюдением технологий. При этом особенность в том, что первые проекты, реализованные в Екатеринбурге в рамках КРТ, были не в центре. Нам как раз нужно заниматься отдаленными территориями. Думаю, в будущем мы сможем зайти с проектами КРТ в том числе и в такие населенные пункты, как Северка, Шабровский, Исток, где такие дома тоже есть.
Река Исеть получит благоустроенные берега в пределах городской черты, как и набережные
прудов
— Проекты КРТ в Екатеринбурге реализуются и на площадках бывших предприятий?
— Такие проекты реализуются на Черкасской, на месте снесенного молокозавода Danone на Азина, на Студенческой, а также на Восточной, где был автосалон. Тема вовлечения неиспользуемых промышленных и коммунально-складских территорий в проекты КРТ будет развиваться и дальше.
Метро, парковки, М-12
— Не менее важная для Екатеринбурга тема — развитие транспортной инфраструктуры. Что в приоритете — продолжение строительства первой ветки метро или строительство второй ветки?
— Сейчас прорабатывается вопрос о том, как провести метро до района Академический. Первый вариант — продолжение строительства на юг первой ветки через Ботанический, Уктус и новый район Горнощитский. Второй вариант — сделать ответвление до Академического от законсервированной станции Бажовская. При выборе важно оценить будущий пассажирский трафик.
— Получит ли развитие тема перехватывающих парковок, чтобы люди, желающие попасть в центр города, могли оставить свой автомобиль на парковке, а дальше ехать на общественном транспорте?
— Первые схемы перехватывающих парковок в Екатеринбурге были нарисованы еще в 2008 году. Но встал вопрос: кто это будет реализовывать? Для муниципалитета в части транспорта сейчас главным приоритетом является обновление подвижного состава. Бизнес же в своем развитии пока еще ориентируется на перспективу трех-пяти лет и больше нацелен на жилую и коммерческую недвижимость. А чтобы перехватывающая парковка себя окупила, требуется лет 15.
Тем не менее некоторые такие объекты уже работают. Например, парковка в «Гринвиче» — в чистом виде пересадочный узел.
В новых районах Екатеринбурга парковки для личного транспорта уже сейчас создаются по современным нормативам. В центре города ситуация немного сложнее, но мы работаем над планомерным увеличением платного парковочного пространства. На внешних транспортных узлах, таких как, например, аэропорт Кольцово, запроектировано значительное расширение парковочных зон, уже есть проекты, осталось найти финансирование и собственно построить.
— Какие крупные проекты развития транспортной инфраструктуры запланированы на внешнем контуре Екатеринбурга?
— Улично-дорожная сеть спроектирована с учетом развития Екатеринбурга и связей с другими городами. Трасса М-12 из Казани будет интегрирована в Пермский тракт и далее пройдет на Тюмень. Запланировано завершить строительство средней кольцевой дороги, включая мост через Верх-Исетское водохранилище.
Здохня оживет
— В Генплане также определены территории, которые составят водно-зеленый каркас города. Как это будет выглядеть?
— При формировании водно-зеленого каркаса необходимо увеличить количество благоустроенных территорий, где люди могут отдыхать, и связать эти территории различными аллеями и бульварами. Более подробно это отражено на «Карте размещения объектов местного значения в части озелененных территорий общего пользования». Например, река Исеть получит благоустроенные берега в пределах городской черты, как и набережные прудов, а также появятся новые зеленые зоны.
Но есть вторая составляющая водно-зеленого каркаса: заниматься нарушенными территориями. Один из последних примеров — рекультивация Широкореченского полигона. Сегодня он выглядит как огромный зеленый холм, который привели в порядок. Он стал элементом городского водно-зеленого каркаса. Второй элемент, который также будут приводить в порядок, — Здохня, небольшое мелководное озеро в Верх-Исетском районе.
Безграничное пространство
— По каким основным векторам будет развиваться Екатеринбургская агломерация?
— Для понимания масштаба нашего Генплана и той предварительной работы, которая была проведена с соседними территориями: площадь Екатеринбурга составляет более 1,1 миллиарда квадратных метров. Если же учитывать все муниципалитеты в границах агломерации (Арамиль, Березовский, Верхняя Пышма, Среднеуральск и другие), то сумма получается в 10 раз больше площади Екатеринбурга, а население — около 2,2 млн человек, по данным 2022 года.
Городская агломерация для чиновников — это когда есть границы, обозначенные в документах, и разные ответственные за свои территории. Но жители воспринимают город и его спутники как единое целое, ежедневно используя общее пространство для жизни. Улично-дорожная сеть, коммуникации, рынок жилья и труда, места для отдыха и многое другое давно стали единой системой, хотя и находятся под разной юрисдикцией.
В развитии Екатеринбургской агломерации мы выделили шесть основных направлений. Первое — развитие жилья и сферы услуг. Мы будем строиться как вверх, так и в сторону городов-спутников, потому что уже перемешались люди, которые живут в Екатеринбурге, работают в агломерации, и наоборот.
Второе — все, что связано с местами приложения труда. Это развитие старых и создание новых площадок: промышленные предприятия, склады, офисная недвижимость. Очень много приходит застройщиков, которые говорят: «Ребята, у нас раньше жилье было нарисовано, давайте мы офисы нарисуем». Нас, градостроителей, это очень радует.
Третье направление связано с формированием водно-зеленого каркаса. Важно сохранить имеющиеся парки, благоустроить территории и восстановить земли, нарушенные в процессе хозяйственной деятельности. Эта история будет развиваться.
Четвертое — транспортная инфраструктура, развитие улично-дорожной сети, связывающей Екатеринбург с городами-спутниками. Это городская электричка и трамваи. Первый междугородный трамвайный маршрут уже реализован до Верхней Пышмы. Также в Генплане прорисованы трамвайные маршруты до Березовского и Арамиля. Но для реализации этих планов должен появиться концессионер.
Пятое — развитие инженерной инфраструктуры по воде, теплу, канализации, электрике. Очень много сооружений, которые питают Екатеринбург, находятся в агломерации. Есть и обратная история.
Последнее, шестое направление связано с реализацией концепции «Идентичность Екатеринбурга». Богатое историческое наследие Екатеринбурга и городов-спутников (то, что называют горнозаводской цивилизацией), уникальные памятники архитектуры, истории, археологии, культуры и искусства, удивительная природа Урала привлекают туристов со всего мира.
— Что мешает в вашей работе?
— Несовершенство некоторых законодательных актов. Но надо отдать должное — в последние годы активно устраняются правовые пробелы и неопределенности. Также вызывают вопросы новости о возможной отмене обязательной экспертизы документации на этапе получения разрешения на строительство. Сейчас мы выдаем разрешение на строительство за пять рабочих дней. Это непростая задача, особенно для нестандартных объектов с огромным объемом документации — иногда по пять-десять коробок. Если экспертизу отменят, то вся ответственность должна на кого-то перейти или перераспределиться. В теории, мы могли бы оценивать различные разделы, но это потребовало бы значительного увеличения штата, а сроки рассмотрения никто увеличивать не готов.
В остальном мы успешно справляемся с нашей важной, хотя и не всегда заметной работой.
Автор Олег Беденко