Большие амбиции малого бизнеса

Какие факторы поддерживают развитие малого бизнеса в регионах, а какие ограничивают

Какие факторы поддерживают развитие малого бизнеса в регионах, а какие ограничивают

Фото Юлия Разина

Трансформация экономики и государственная поддержка задают импульс для роста малого предпринимательства, но для более эффективного развития сектора предстоит убрать ргуляторные барьеры

Численный состав малого и среднего предпринимательства (МСП) в России растет: количество юрлиц и индивидуальных предпринимателей за первые шесть месяцев 2023 года увеличилось на 4% (c 7 066 тыс. до 7 329 тыс.). Об этом говорят данные исследования «Аналитика Контур.Фокус».

На предприятиях сектора заняты 30 млн человек. Такие данные премьер-министр России Михаил Мишустин озвучил на стратегической сессии по развитию малого и среднего предпринимательства. И этот показатель, по словам премьера, выше, чем на начало постковидного 2021 года, когда экономика начала восстанавливаться.

Какие факторы поддерживают развитие малого бизнеса в регионах, а какие ограничивают? Об этом мы поговорили с экспертами в ходе круглого стола «Инструменты поддержки бизнеса: кейс Челябинской области», организованного журналом «Эксперт-Урал» при поддержке ПСБ и Челябинского регионального центра «Мой бизнес».

Предпринимателям, безусловно, пришлось непросто в разгар санкционного кризиса прошлого года. Но после первого шока многие нашли способы удержать и развить бизнес. Импульс придал процесс освобождения рыночных ниш после ухода западных игроков. Да и государство начало направлять значительно больше ресурсов на развитие экономики, а это поддерживает рост спроса на товары и услуги субъектов предпринимательской деятельности. Пожалуй, впервые в истории рынка одним из крупных заказчиков выступает оборонно-промышленный комплекс (ОПК).

По мнению руководителя аппарата регио­нального совета Челябинского отделения Союза машиностроителей России Сергея Кашигина, сектор ОПК заинтересован в кооперационных цепочках с малым бизнесом: «Кадров на предприятиях не хватает, и они готовы часть заказов отдавать малым предприятиям, чтобы выдерживать сроки исполнения своих контрактов».

По наблюдениям генерального директора компании «Тендер эксперт» Алексея Титова, в Челябинской области достаточно много малых предприятий перешли на участие в гособоронзаказе: «Я вижу, как организации из начинающих предпринимателей благодаря этому вырастают до компаний с оборотом до миллиарда рублей».

Но получается далеко не у всех. Контракты сложные не только с технологической, но с юридической стороны. Для включения в эту цепочку кооперации нужны специальные знания. В этой связи на уровне инфраструктуры государственной поддержки кратно увеличивается запрос на консультации. Хорошо, что к моменту трансформации экономики в регионах, в том числе и Челябинской области, была создана система поддержки предпринимательства. По мнению Алексея Титова, с этой задачей вполне успешно справляется центр «Мой бизнес».

По словам руководителя центра поддержки предпринимательства челябинского Центра «Мой бизнес» Ильмиры Мусиной, организация нацелена на оказание комплекса услуг для малого и среднего бизнеса по всем направлениям: «В состав нашего Центра входят несколько различных подразделений. Так, например, в Центре поддержки предпринимательства разработано почти два десятка консультаций по всем аспектам деятельности предприятия. В линейке есть консультации профильных специалистов, таких как юрист, бухгалтер, маркетолог. И мы постоянно расширяем спектр услуг в зависимости от запросов бизнеса, в этом году были запущены, например, консультации по продвижению на Авито и Яндексе и по запуску бизнес-проектов».

По словам Ильмиры Мусиной, большим спросом пользуются обучающие программы: «В Центре «Мой бизнес» проходят как минимум два-три мероприятия ежедневно: это мастер-классы, воркшопы, практикумы, которые направлены на развитие предпринимательских компетенций и управленческих навыков».

Эти знания необходимы в том числе и для сотрудничества с крупным бизнесом. Кооперация корпораций и малого бизнеса по-прежнему остается одним из ключевых инструментов развития малых производственных компаний.

— Мы часто обсуждаем механизмы, которые позволят встроить малые предприятия в производственные процессы. При этом важно, чтобы у малых предприятий были компетенции для качественного исполнения заказов, особенно когда речь идет о кооперации с сектором ОПК. Нужно и сроки выдержать, и качество обработки изделий обеспечить, и соответствующий материал закупить, — обозначает проблематику Сергей Кашигин.

По его мнению, в этом случае хорошо помогают такие инструменты, как технопарки. В отличие от многих регионов, в Челябинской области этот формат получил развитие: «К примеру, на заводе «Электромашина» есть собственный технопарк. На эту площадку и раньше активно приглашали малые предприятия, потому что для них выделяются определенные квоты по размещению заказов. А сейчас такой механизм стал особенно интересен. У этого предприятия есть потребности не просто в выполнении отдельных операций, а в выстраивании технологической цепочки. На производственные площади в рамках технопарка предприятия могут заходить даже со своими станками. Такую модель мы сейчас пытаемся выстроить в регионе. Если каких-то государственных мер поддержки не хватает, мы формируем инициативы и выходим с предложением на уровень региона или федерального правительства».

Второй поддерживающий фактор — доступность кредитных ресурсов (см. «Максимум эффективности»). Этот традиционный барьер для бизнеса удалось постепенно снять благодаря предоставлению кредитов по ставкам ниже рыночных в рамках госпрограмм. И этими продуктами бизнес активно пользуется. Об этом говорит динамика банковского кредитного портфеля МСП, он растет в среднем на треть в годовом сопоставлении: на начало июля общая сумма задолженности составляла уже 11,4 трлн рублей, а в совокупном кредитном портфеле банковской системы доля кредитов МСБ достигла 20%.

При этом, кроме банков, предоставлением льготных кредитов занимаются и организации инфраструктуры поддержки. С одной стороны, такая система способствует расширению каналов финансирования, с другой, создает определенные перекосы. Получается, что структуры поддержки дублируют банковскую деятельность. На этот аспект обращает внимание вице-президент Южно-Уральской торгово-промышленной палаты Владимир Ковыляев.

Кооперация корпораций и малого бизнеса по-прежнему остается одним из ключевых инструментов развития малых производственных компаний

— На мой взгляд, кредитованием должны заниматься банки, потому что в этом и заключается их функция, а структуры поддержки должны готовить заемщика, консультировать, помогать готовить бизнес-план, документацию для оформления займа. В такой конструкции, мне кажется, система работала бы лучше, — считает Владимир Ковыляев.

Кроме того, далеко не все сферы предпринимательства финансируются в достаточном объеме. По мнению директора Центра развития промышленных инноваций Станислава Твердохлеба, сегодня несколько недооценивается роль инжиниринга: «Количество запросов на финансирование проектов гораздо больше, чем выделенный на эти цели бюджет. А это как раз те проекты, которые способствуют созданию высокоэффективных рабочих мест и реализации проектов с эффектом импортозамещения».

А вот инструмент работы поручительств по банковским кредитам настроен грамотно. В этом убедился владелец компании «Техно Драйв» Александр Стародумов: «Мы занимаемся производством продукции в узких нишах для автомобильной промышленности: выпускаем прокладки, кольца, резинки. Банки требуют в залог недвижимость, а у нас ее нет. Поэтому нам очень помогает механизм поручительства, мы этой программой активно пользуемся».

По словам предпринимателя, начинали они работать с небольших объемов, а сейчас уже переходят в разряд среднего бизнеса, и на этом этапе возникают проблемы: «Сейчас мы уже не только производим продукт, но и развиваем свои технологии, для этого создали специальную лабораторию. По итогам этого года планируем выйти на оборот выше 1,5 млрд рублей. Но, как оказалось, привлекать финансирование на этом этапе сложнее, чем на начальной стадии, несколько раз обращались за кредитами для приобретения станков с ЧПУ в ФРП, но нам отказали», — ставит проблему предприниматель.

Между тем общий государственный курс нацелен как раз на такую модель развития предпринимательства.

— Важно стимулировать динамику внутри сектора: от микро- к малым компаниям и выше, чтобы увеличить вклад в экономику страны, — так формулировал задачи Михаил Мишустин на стратегической сессии.

Текущая экономическая ситуация во многом этому способствует, так как растут запросы на товары и услуги малых предприятий. Но в то же время появляются и новые барьеры. Пожалуй, среди наиболее явных ограничивающих факторов для развития бизнеса во всех в сферах экономики является недостаток квалифицированных кадров. В ходе опроса Банка России 80% предприятий сообщили о проблемах с наймом персонала. 

И эта проблема также находится в фокусе внимания инфраструктуры поддержки.

— Мы стараемся ориентироваться на запросы бизнеса и оперативно вводим актуальные услуги для предпринимателей. В этом году мы в партнерстве с компанией HeadHunter запустили услугу по подключению предпринимателей к сервису по подбору кадров, — рассказывает Ильмира Мусина о мерах, позволяющих ответить на новый вызов.

Несмотря на, казалось бы, такой комплексный подход, далеко не все предприниматели пользуются услугами господдержки. По наблюдениям президента бизнес-клуба «Окружение», директора компании «Окна Алькор» Дмитрия Саблина, сдерживает большой объем отчётности и документации, к тому же риски очень высокие. Если предприниматель берет государственные деньги - за них надо отчитаться, вплоть до уголовной ответственности, поэтому многие не хотят рисковать.

По мнению Дмитрия Саблина, такие компании могут использовать инструменты господдержки: «У больших предприятий есть соответствующие структуры, знания и умение работать с теми организациями, которые предоставляют поддержку. А микробизнес с оборотами в пределах 100 млн рублей не может позволить себе затраты на сопровождение специального документооборота».

Сказывается и проблема низкой информированности предпринимателей. К примеру, по мнению генерального директора консалтинговой компании «Атолл» Николая Афанасиади, недооцененным остается среди бизнеса такой инструмент, как гранты: «Мы рекомендуем предпринимателям активнее использовать свое участие в социальных проектах как часть маркетинговой стратегии для развития своего бизнеса».

Индивидуальный предприниматель Максим Сафронов обращает внимание на проблемы в сфере самозанятых: «В силу специфики моего бизнеса у меня очень много контрагентов в статусе самозанятых. И я вижу, что эта категория слабо защищена, для нее нет никаких специальных готовых банковских продуктов, с помощью которых можно было бы развиваться».

По мнению Максима Сафронова, фрилансеры нередко остаются один на один с регуляторными проблемами: «Для многих самозанятых ключевым инструментом является реклама. А сегодня большая проблема связана с исполнением новых положений закона о рекламе. На вопрос «Как маркировать рекламу?» не могут ответить даже компетентные органы. Но ответственность несет предприниматель. Чтобы найти ответы на эти вопросы, мы хотим провести форум по маркетингу и предложим обсудить стандарты работы фрилансеров».

В некоторых случаях реализацию предпринимательских проектов сдерживает не недостаток финансов, а регуляторные барьеры. На этот аспект обращает внимание совладелец консалтинговой компании «Триумф» Оксана Бондаревич: «Часто при расширении производства возникают проблемы с подключением к сетям, кроме того, постоянно возникают вопросы, связанные с градостроительной документацией на уровне муниципалитетов. Связано это с тем, что правила часто меняются. Мы понимаем, что предпринимательская деятельность подразумевает риск, и бизнес готов рисковать, но должен быть системный подход».

В качестве иллюстрации тезиса Оксана Бондаревич приводит конкретный пример из практики: «Предприниматель расширяет производство, проводит согласование с муниципалитетом, разрабатывает дорогостоящую проектную документацию либо получает разрешение на строительство. Но предприниматель не может реализовать проект, в том числе уже на стадии ввода в эксплуатацию объекта, потому что за это время муниципалитет внес изменения в градостроительные документы.

И в этом случае эффективность всех финансовых мер поддержки нивелируется. Даже если предприниматель получил льготный кредит и вложил эти средства в организацию производства, он просто не сможет его вернуть, потому что нет возможности довести до конца проект и начать либо расширить выпуск продукции».

Получается, что ключевыми факторами остаются среда и инвестклимат. И в этом вопросе, по мнению вице-председателя Челябинского областного отделения «Опора России» Алексея Ларина, выход один — учиться договариваться. 

— Улучшение бизнес-климата — это процесс непрерывный. Мы уже прошли большой путь. Лет 15 назад нас вообще никто не слышал, сейчас же государство идет нам навстречу, это делается открыто и у нас есть обратная связь. Да, не все идеально. Но мы в постоянном режиме сейчас взаимодействуем с разными органами, в том числе и с прокуратурой: определяем индикаторы, анализируем и стремимся получить результат. Тем более что на уровне государства ставятся довольно жестко вопросы защиты прав предпринимателей, — делает вывод представитель одного из ведущих предпринимательских объединений страны.      

Максимум эффективности

Южно-уральский бизнес сохраняет положительную динамику развития благодаря программам господдержки и проникновению цифровых финансовых сервисов, считает вице-президент — региональный директор ПСБ в Челябинске Алексей Юхачёв

— Чтобы понимать тенденции развития бизнеса в регионах, ПСБ совместно с «Опорой России» рассчитывает индекс делового настроения RSBI. По итогам первых двух кварталов 2023 года этот индикатор находится в зоне роста. Это говорит о том, что есть факторы, обеспечивающие устойчивое развитие сегмента МСБ. Мы видим, что предприниматели Южного Урала наращивают штат персонала, в ходе опросов многие говорят о намерении реализовывать инвестиционные проекты и увеличивать свою долю на рынке, для этого компании набирают персонал. В связи с расширением производства в регионе крайне высок спрос на квалифицированные кадры в различных сегментах экономики.

С другой стороны, доступность финансирования за счет выгодных кредитных продуктов стимулирует инвестиции в бизнес.

Стоит отметить, что показатель обеспеченности МСБ заемными средствами в Челябинской области находится выше общероссийского.

Это связано с реализацией государственных программ поддержки бизнеса через предоставление льготных кредитов. Одной из наиболее действенных мер поддержки предпринимателей в последние годы стала программа «1764». В первую очередь государство таким образом стимулирует проекты, направленные на импортозамещение. В перечень приоритетных отраслей также вошли сельское хозяйство, внутренний туризм, строительство, образование, здравоохранение, ресторанный бизнес, розничная и оптовая торговля, бытовые услуги.

Одним из ключевых факторов устойчивости бизнеса является грамотное управление финансовыми потоками, и для этого не всегда стоит использовать кредитные ресурсы. В некоторых случаях более эффективным инструментом является факторинг. Этот способ финансирования позволяет обеспечить постоянную поддержку оборотного капитала и избежать кассовых разрывов. Кроме того, он дает возможность удержать существующую клиентскую базу и в то же время добиться лояльности новой аудитории. О популярности этого инструмента говорит статистика. Так, в июне текущего года портфель факторинга ПСБ вырос на четверть в годовом исчислении.

Предприниматели сегодня тщательно анализируют все свои издержки, а мы уже убедились в том, что цифровые сервисы способствуют оптимизации расходов. Поэтому в банковском бизнесе в целом и в нашем банке в частности все большую силу набирает тренд на цифровизацию бизнес-процессов. В онлайн-формат перешли такие обычные процессы, как регистрация предприятия, платежные операции, эквайринг, управление зарплатными проектами, бухгалтерия. Мобильное приложение нашего банка, например, позволяет управлять финансовыми ресурсами круглосуточно, что чрезвычайно важно для малого бизнеса, который отличают скорость и гибкость. Наличие специальной линейки кредитных продуктов позволяет предпринимателю в кратчайшие сроки решить вопрос пополнения оборотных средств в дистанционном режиме. Практика ехать в офис, чтобы получить кредит, вообще уходит в историю, сейчас в нашем банке всё можно решить удаленно.

Цифровые технологии упрощают и коммуникацию банка с клиентом. Консультации и получение решения по кредитным продуктам сегодня проходят в мессенджерах с помощью сервисов, построенных на основе искусственного интеллекта. Все эти решения в итоге позволяют южно-уральскому бизнесу оптимизировать расходы и динамично развиваться.    

Еще в сюжете «Поддержка бизнеса»