Рынок труда стабилизируется, но останется рынком соискателя

Темпы зарплатной гонки стали более сдержанными, а работодатели обращаются к другим способам для привлечения и удержания персонала
К 2030 году численность занятых в российской экономике вырастет до 74,3 млн человек. В течение 5 ближайших лет понадобится заместить 11 млн человек, которые выйдут на пенсию. Главный источник — 6-7 млн выпускников, которых предстоит грамотно маршрутизировать. С таким прогнозом на IX Санкт-Петербургском международном форуме труда выступил замминистра труда и соцзащиты РФ Дмитрий Платыгин, обозначивший одну из ключевых проблем рынка труда — старение населения.
По его словам, наиболее востребованными кадры будут в трех отраслях — обрабатывающие производства (более 1,6 млн человек), торговля (около 1,4 млн) и транспортировка (около 1 млн).
Замминистра подчеркнул, что прогноз кадровой потребности становится системообразующим инструментом на рынке труда, связывая экономику с образованием и позволяя работодателям формулировать запросы. В приоритете — развитие профориентации, сопровождение студентов, цифровые профили, работа служб занятости со старшекурсниками, вовлечение людей старшего возраста и субсидирование найма.
Платыгин предложил сформировать новую модель кадровой политики, которая будет опираться в первую очередь на внутренние резервы и подготовку специалистов с гибкими навыками. Это поможет сократить дефицит к 2030 году.
— Огромное количество усилий идет на то, чтобы понять, какие специалисты нужны рынку, системе образования не хватает форсайта. Проблему нехватки станочников не решить сокращением количества приема абитуриентов на юридическое направление, нужен анализ потребностей рынка и повышение престижа определенных профессий, — считает проректор по дополнительному и довузовскому образованию Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Дмитрий Тихонов.
— Только глубокое прогнозирование кадровой потребности в специалистах как для конкретных предприятий, так и в масштабах регионов, может быть эффективным механизмом решения кадровых вопросов, — соглашается с тезисом и.о. генерального директора ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России Владимир Смирнов. — Без анализа мы не поймем, сколько нам понадобиться сварщиков, например. Ряд региональных команд уже имеют свой инструментарий расчетов, важно понять, на каком уровне нужно оценивать потребности рынка. Наибольший рост потребности в рабочей силе в ближайшие годы будет в сфере оказания персональных услуг, в обрабатывающих производствах, в транспортировке и хранении, сфере гостеприимства.
Автоматизация
Профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ Натальи Зубаревич подтверждает, что до 2030 года сохранится острая нехватка работников: «Уровень безработицы в большинстве регионов в 2024 году был минимальным, в среднем по стране — 2,3%, для сравнения норма — 5%, главная причина — малочисленность выходящего на рынок молодого трудоспособного населения. В 2020-х оно сократилось на треть, следствие — снижение числа рождений. Ситуация улучшится только в начале 2030-х. Внутренний миграционный прирост наблюдаем только в Московской и Санкт-Петербургской агломерациях и на Юге России, преимущественно в Краснодаре. Держатся Ханты-Мансийский АО, Тюменская и Новосибирская области, Калининград. В остальных территориях — миграционный отток».
— Количество новых вакансий продолжает расти, но темпы этого роста замедляются. Мы не можем говорить о каком-либо развороте на рынке труда, он, по-прежнему, остается рынком соискателя. Скорее, мы можем говорить о гармонизации. Уровень безработицы вырос до 2,4%. Темпы зарплатной гонки стали более сдержанными, а работодатели обращаются к другим способам для привлечения и удержания персонала, делают ставку на программы развития сотрудников, повышение эффективности. В связи с тем, что значительных изменений в ситуации с занятостью и заметного притока кандидатов в ближайшей перспективе не ожидается, компаниям необходимо быстрее адаптироваться к требованиям рынка и предлагать конкурентные условия труда, развивать HR-бренд и работать над репутацией бизнеса, — анализирует ситуацию управляющий директор Авито Работы Дмитрий Пучков. — Мы провели совместное исследование с Корпоративной Академией Росатома о мотивации специалистов рабочих профессий, чтобы определить факторы, которые позволят удержать сотрудников. Важнейшими аспектами оказались — комфортные условия на работе, социальная поддержка со стороны работодателя и гибкие условия труда.
По его мнению, ключевыми трендами становятся автоматизация и роботизация всех производственных процессов, партнерство участников рынка труда:
— Несмотря на высокую ключевую ставку, бизнес продолжает инвестировать, например, в автоматизацию складских помещений. А каждое открытие такого склада на 50% сокращает потребность в персонале. Этот тренд точно будет продолжаться, он напрямую связан с ростом производительности труда. Автоматизация подтолкнет рынок труда к балансу. Кроме того, будучи платформой, которая объединяет в себя миллионы соискателей, сотни тысяч работодателей, мы объективно видим, что развивать кадровый потенциал страны можно только, если формировать партнерские отношения между бизнесом и вузами. Речь должна идти о правильно поставленном техническом задании, потому что бизнес ожидает получить выпускников с востребованными специальностями, многие из которых появились на рынке недавно. До 2028 года Авито планирует наладить сотрудничество с 11 ключевыми профильными вузами, в том числе МГУ, ИТМО, ВШЭ, и подготовить порядка 3 тыс. ИТ-специалистов.
Искусственный интеллект
В решении кадровых вопросов эксперты также полагаются на ИИ. Директор по правовым вопросам «Яндекс Go» Елизавета Турбина считает, что формы занятости меняются и все больше россиян вовлекаются в платформенную экономику, в которой занята значительная доля россиян во многом движется именно технологиями, но ИИ не заменит специалистов полностью: «Такие же размышления мы могли наблюдать в тот момент, когда массовое распространение получили калькуляторы, казалось, что они заменят всех специалистов по расчётам, этого не произошло. Сейчас мы рассуждаем об ИИ, когда для многих бизнесов еще актуальна тема цифровизации. ИИ станет дополнительным инструментом для человеческого капитала».
— Ожидания от ИИ огромные, но экономические эффекты еще нужно подтвердить, — убежден вице-губернатор Санкт‑Петербурга Владимир Княгинин.
Руководитель по работе с ключевыми клиентами Авито Работы Анна Осьмак констатирует — ИИ становится важным инструментом, чаще всего его используют игроки банковской сферы, онлайн торговли, транспорта и логистики.
По мнению Пучкова, не стоит преувеличивать свойства ИИ, специалистов он не заменит, но он действительно повлиял на определенные сферы экономики: «Так, трансформация рынка труда невозможна без решений, которые делают поиск работы более удобным и эффективным. Использование ИИ в составлении резюме — это шаг навстречу кандидатам и работодателям. Такой подход помогает специалистам точнее формулировать свой опыт, а компаниям — быстрее находить подходящих сотрудников. Интеграция ИИ в процесс трудоустройства — это уже не будущее, а настоящее, которое задает новый стандарт в сфере найма. На Авито Работе стала доступна новая функция, которая позволит соискателям описать свой профессиональный опыт в резюме с использованием искусственного интеллекта. Мы применили собственную языковую модель A-Vibe для помощи пользователям. Модель учитывает ключевые обязанности и достижения кандидата на предыдущих местах работы, помогая создавать информативные и привлекательные для работодателей резюме».
И профориентация
Участники форумных дискуссий убеждены, что эффект для рынка труда наступит в случае грамотно построенной системы образования. По словам председателя комитета по труду и занятости Санкт-Петербурга Василия Пониделко, один из таких механизмов — ранняя профориентация: «Будущих работников важно сопровождать со школьной скамьи, помогая подросткам определиться с выбором вуза или ссуза и дальнейшей профессией, а также курируя молодых специалистов уже на рабочем месте. Для этого должно быть налажено межведомственное взаимодействие государства, образования, предприятий. Нужно работать с контрольными цифрами приема, опираясь на актуальные потребности и прогнозы».
— Один из важнейших факторов роста экономики — это люди, которым важно создавать необходимые возможности для обучения и самореализации. Это самые правильные инвестиции в человеческий капитал, — отметил Княгинин.
Тихонов уверен, что эффективным для рынка также станут точечные партнерские программы ДПО для студентов.
— В ближайшее время опираться можно будет на такой источников кадров, как молодёжь. И здесь стоят очень важные вопросы, насколько долговременной должна быть работа с этой молодежью, готовы ли компании вкладываться в ее профориентацию и подготовку, по сути, с непредсказуемым результатом. Молодого человека его же курировать нужно, его надо подводить к предприятию. На одной из площадок Иннопрома мы проводили опрос среди работодателей. Только 16% сказали, что готовы «играть в долгую», формировать внешний кадровый резерв. Таких компаний должно быть больше, если мы действительно хотим решить кадровые вопросы, — финализирует директор Департамента по труду и занятости населения Свердловской области Дмитрий Антонов. — В персонале не надо ковыряться, теперь с ним надо возиться, растить. К этому на уровне линейных руководителей почти никто не готов. KPI по управлению персоналом должны быть декомпозированы до уровня начальника цеха или даже мастера/бригадира. И очень важно грамотно оценивать потребности экономики в кадрах. Рекомендации федеральных органов власти должны коррелировать с реальной потребностью работодателей.
Справка
По данным Авито Работы, в Свердловской области в I квартале 2025 года количество вакансий увеличилось на 32% по сравнению с I кварталом 2024 года. Средние зарплатные предложения для новых сотрудников увеличились на 1,4% год к году и составили 63 845 рублей в месяц (фиксированный график, полная занятость).
Динамика числа вакансий и средних зарплатных предложений в вакансиях для новых сотрудников, УрФО и регионы, 1 кв. 2025/1 кв. 2024
Регион/ФО |
Динамика числа вакансий |
Динамика активности соискателей |
Размер средних зарплатных предложений* руб\мес |
Динамика размера средних з/п предложений |
Уральский федерал. округ |
+41% |
+49% |
62 923 |
+2% |
Курганская область |
+80% |
+35% |
60 312 |
+1% |
Свердловская область |
+38% |
+58% |
63 831 |
+1% |
Тюменская область |
+30% |
+56% |
62 556 |
+1% |
Ханты-Мансийский АО |
+49% |
+37% |
67 556 |
+5% |
Челябинская область |
+36% |
+48% |
61 108 |
+1% |
Ямало-Ненецкий АО |
+47% |
+30% |
75 025 |
+1% |
* показатель средней предлагаемой оплаты труда складывается из усреднённых значений зарплатных вилок, которые указаны в вакансиях, и может отличаться от размера номинальной зарплаты, где учитываются бонусы, премии и прочие выплаты.