С погружением в процесс
Российские компании наращивают инвестиции в цифровые технологии
Фото компании «Ростелеком»
ИТ-трансформация бизнеса будет эффективной только при соблюдении ключевых условий — проведение грамотной экспертизы, наличие надежного и профессионального партнера, внедрение индивидуальных решений, настроенных под конкретные задачи заказчика
Российские компании за последние четыре года инвестировали в цифровые технологии больше 4 трлн рублей. По данным Правительства РФ, за это время объем инвестиций, направленных на развитие ИТ-инфраструктуры, увеличился на треть — до 1,5 трлн рублей, на внедрение ПО — в 2,5 раза. Наиболее активно в ИТ-решения вкладываются энергопредприятия, транспортный и строительный бизнес, компании по добыче полезных ископаемых. Ожидается, что до конца этого года больше половины российских компаний будут использовать отечественный софт для организации своей деятельности. При этом в кабмине признают, что для ускорения цифровой трансформации необходимы дополнительные стимулы, в том числе финансовые, для организаций, которые будут пользоваться российскими разработками. Темпы цифровизации российского бизнеса «Э-У» обсудил с директором по работе с корпоративным и государственным сегментами Ростелекома на Урале Александрой Исхизовой.
— Александра, как вы оцениваете запросы бизнеса с точки зрения внедрения цифровой и ИТ-инфраструктуры? Какие решения ему нужны и для каких задач? Способен ли Ростелеком закрыть эти потребности?
— Объем запросов на реализацию проектов по цифровой трансформации растет. И это понятно: бизнес активно адаптируется к новым условиям, где цифра — уже не просто тренд, а производственная необходимость. Я бы выделила три блока запросов. Первый — ключевой, это все, что касается автоматизации. Например, автоматизация бизнес-процессов с применением RPA (технология автоматизации бизнес-процессов, основанная на использовании программных роботов) и BPM (технология управления бизнес-процессами) для снижения операционных затрат и повышения эффективности производства. Второй по популярности запрос — аналитика данных и все, что касается решений, связанных с большими данными. Третий — облачные решения и кибербезопасность. Если раньше мы обсуждали их автономно друг от друга, то теперь это связанные решения. Компании часто обращаются за защитой данных и уже в процессе понимают, что им необходима облачная платформа с интегрированным сервисом безопасности.
Ростелеком благодаря большому портфелю продуктов готов закрывать любые потребности предприятий разных отраслей. Мы создали «Проектный офис», команда которого состоит из узкопрофильных специалистов и способна решать сложнейшие цифровые задачи.
Нужна экспертиза…
— Насколько глубоко нужно погружаться в производственные и бизнес-процессы компаний для эффективного выполнения задач по цифровизации?
— Погружение — важнейший критерий для успешной цифровизации. Когда интегратор заходит на площадку, он должен понимать ключевые бизнес-цели, стратегию и потребности компании. Без этого достаточно сложно предложить решение, которое будет соответствовать реальным запросам бизнеса. Почему я говорю реальным? Потому что часто эти запросы трансформируются после проведенного нашими специалистами аудита. Экспертиза позволяет выявить уязвимые места и обязательна, если мы говорим о внедрении решений, которые должны дополнять существующие системы и интегрироваться в них. Только в этом случае можно выйти на необходимые заказчику показатели производительности или эффективности.
Именно поэтому наша проектная группа сформирована из профессионалов различных отраслей, которые могут говорить с клиентами на одном языке. У нас есть специалисты в области автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП), которые раньше работали на интеграторов и вендоров, покинувших российский рынок. Они обладают огромным опытом. Также это энергетики, производственники, бизнес-аналитики, способные детально разложить любые процессы по полочкам, построить стратегию внедрения, найти оптимальные инструменты.
— Внедрение таких решений требует оцифровки?
— Мы взяли на себя такую ответственность и начинаем оцифровывать внедрение решений. Пожалуй, сейчас этого никто не делает. Почему мы этим занимаемся? Потому что без оцифровки любое внедрение нецелесообразно. Иначе вы не поймете, насколько эффективны для компании применяемые решения, не сможете измерить уровень изменений, затронувших ваше производство. Нам регулярно приходится подтверждать свою экспертность. Последний пример — один из заказчиков по обезличенным данным попросил нас выявить причину роста затрат. Мы справились с этой задачей в отличие от конкурентов. Ответ: ошибки в работе персонала. Проектная команда выявила закономерности и правильно их проанализировала.
— Можно ли эти решения тиражировать, или они применимы только для конкретных предприятий?
— Некоторые решения, конечно, можно тиражировать, потому что они достаточно просты. Но если мы говорим про большой проект, связанный с цифровой трансформацией, это, как правило, индивидуальная работа, индивидуальное решение, настроенное под задачи конкретного заказчика.
… квалифицированная команда…
— Как внедрение цифровой и ИТ-инфраструктуры, автоматизации влияет на производительность труда? Способствует ли это решению кадровых вопросов?
— Простой пример — цифровые инструменты и системы управления существенно ускоряют доступ к информации и улучшают координацию между отделами. А автоматизация рутинных задач не только влияет на скорость выполнения тех или иных операций, но и позволяет работникам сосредоточиться на более сложном или творческом функционале. Но важно понимать: когда вы начинаете применять инструменты цифровизации, вам понадобится квалифицированная команда. То есть мы решаем одну проблему, но приобретаем другую. Решение есть — инвестировать в обучение сотрудников, в новые компетенции.
При этом я против максимальной автоматизации и безлюдного производства, нужен комбинированный подход. Человеческий труд всегда был, есть и должен оставаться. Инженеры, архитекторы, электрики должны быть на производстве. Их замещение не окупится.
— Какие основные барьеры и проблемы возникают при внедрении ИИ-решений в промышленности, и как эти проблемы влияют на уровень внедрения технологий ИИ в целом? Можете рассказать о трендах в этом направлении?
— Сейчас ИИ — это необходимость. Соответствующим решением Президента РФ поставлена задача по внедрению искусственного интеллекта как на правительственном уровне, так и в рамках организации деятельности предприятий. Мы опросили порядка 70 крупных компаний, штаб-квартиры которых расположены на Урале, и получили аналитический срез по этой теме. Оказалось, что большинство предприятий не внедряют ИИ-технологии. Почему? Главный барьер — они не верят в ИИ. Есть и другие сложности. Например, с получением субсидий на внедрение подобных технологий. Многие респонденты столкнулись именно с этой проблемой по разным причинам — кто-то не прошел по ОКВЭД, у кого-то запланированные к внедрению решения не квалифицировались как ИИ-технологии. Проблема в том, что само понимание искусственного интеллекта на сегодняшний день отсутствует в законодательстве. Есть определенные нормы и правила, но каждый их трактует по-своему, в том числе органы власти и экспертные организации. Например, у Минпромторга РФ и Аналитического центра при Правительстве РФ разное понимание ИИ.
Александра Исхизова: «Ростелеком — это площадка, которая имеет большую лабораторию и использует свои мощности и ресурсы для проверки даже условного оборудования, чтобы понять, как оно будет работать»
Еще один барьер — при внедрении ИИ компании не получили тех эффектов, которых ждали, соответственно, разочаровались в нем. Чтобы этого не произошло, необходимо понимать, как эта технология работает, какие возможности она дает.
— Вероятно, эти эффекты не наступили еще и потому, что уровень внедрения ИИ в производство абсолютно разный.
— На сегодняшний день в Стратегию цифровой трансформации не заложены ИИ-технологии. Поэтому кто-то внедряет искусственный интеллект своими силами, кто-то надеется на подрядчиков, а кто-то использует комбинированный подход. Последних большинство. Главный минус в этом случае — нет разделенной ответственности, то есть подрядчик не берет на себя ответственность за проделанную работу. Сейчас нужны дополнительные инвестиции, чтобы изменить, совершенствовать то, что было внедрено за последние несколько лет.
… и отечественные решения
— Много предприятий сегодня отказываются от импортных ИТ-систем в пользу отечественных решений? Сколько времени может занять этот процесс?
— Повестка импортозамещения — в приоритете. Но, к сожалению, не каждая компания планирует приобретать российские системы и оборудование, отечественное ПО. Причин достаточно много. Ключевые — недоверие к российским вендорам; несоответствие отечественных продуктов требованиям заказчиков, которые ранее предъявлялись к зарубежным ИТ-системам; приобретение более дешевых продуктов в дружественных странах и параллельный импорт. Поэтому процесс импортозамещения идет медленнее, чем хотелось бы. В этой ситуации необходима поддержка государства в формировании у потребителя доверия к продуктам, которые производятся на территории страны, в субсидировании приобретения российских решений и замене импортного оборудования. Это достаточно большая и трудоемкая работа. Она занимает примерно 1,5–2 года. Важен и надежный партнер, который не уйдет через полгода, если у него что-то не получается, и не поднимет стоимость проекта в 2 раза. К сожалению, такие примеры тоже есть.
— Расширяется ли ваш портфель цифровых продуктов?
— Мы постоянно работаем над тем, чтобы расширить портфель как для крупного бизнеса, так и для средних и малых предприятий. Продуктов достаточно много. Один из последних — инновационный голосовой помощник Lead Management. Это единый централизованный инструмент для работы с лидами. На Урале им уже пользуются более 100 клиентов. Они дают обратную связь, а мы его совершенствуем.
Еще один интересный цифровой продукт — Omnichat — автоматизирует процесс обслуживания клиентов в текстовых каналах. Мы делаем подобные продукты для крупных клиентов, например, недавно реализовали такой проект для одного из регионов. Это индивидуальное решение: в рамках единой платформы обрабатываются все обращения, которые поступают в голосовом режиме, текстовых сообщениях, мессенджерах. Автоматически они распределяются по отделам, которые отвечают за решение тех или иных вопросов.
— У потенциальных заказчиков есть возможность протестировать продукты?
— Ростелеком — это площадка, которая имеет большую лабораторию и использует свои мощности и ресурсы для проверки даже условного оборудования, чтобы понять, как оно будет работать. При пилотировании того или иного решения мы берем на себя 80% затрат, 20% — заказчик, таким образом он подтверждает серьезность своих намерений. Наша задача — разработать такой продукт и собрать такое решение, которое принесет необходимый эффект клиентам.