Стройка готовится к новой «нормальности»
Строка готовится к новой «нормальности» Жилищное строительство: девелоперы переходят к оптимизации
Но фоне длительной фазы высокой стоимости рыночного кредита девелоперы меняют бизнес-модели и смещают акценты от объемов к устойчивости и эффективности
В 2025 году российский рынок жилья, пережив шоки предыдущего года, готов уже был вступить в фазу новой «нормальности» и перейти от спекулятивного спроса к реальному потребительскому. Но выйти на такую модель оказалось сложно из-за высокой стоимости рыночного жилищного кредита, а урезанной льготы программы «Семейная ипотека» для поддержания спроса недостаточно. Каковы результаты развития рынка в регионах в 2025 году и ожидания на следующий год? Об этом шла речь на круглом столе «Рынок жилой недвижимости: переход к новой нормальности», организованном журналом «Эксперт-Урал» и АЦ «Эксперт» в Екатеринбурге.
Стройка сопротивляется ставке
В целом статистика говорит о том, что в 2025 году драматического падения не произошло, хотя по регионам картина формируется контрастная.
«Объем многоквартирного жилья в стадии строительства в Санкт-Петербурге с января 2020 года по сентябрь 2025 года снизился с 12 млн квадратных метров до 5,3 миллиона, Краснодар после периода взлетов и падений сейчас находится примерно на том же уровне 5,8 млн квадратных метров. А Екатеринбург стабильно показывает положительную динамику: даже в сложном 2025 году рост составил 7%. К ноябрю в стадии строительства находилось 5,5 млн квадратных метров жилья в многоквартирных домах. По объемам текущего строительства столица Среднего Урала находится на третьем месте в стране после Москвы и Краснодара», — приводит данные президент Уральской палаты недвижимости Василий Олейников.
По расчетам Василия Олейникова, предложение в новостройках Екатеринбурга за год выросло на 18%, за третий квартал — на 2%: «В экспозиции находится более 63 тыс. квартир, из них около 3 тыс. сданы в эксплуатацию. При этом сохраняются резервы для ротации и увеличения предложения».
Ежемесячно в Екатеринбурге сдается от 2,5 до 3 тыс. квартир.
Но динамика продаж, по словам Василия Олейникова, объяснимо снижается.
«В прошлом году количество сделок по ДДУ снизилось на 30%, в третьем квартале 2025 года — на 20% к аналогичному периоду 2024 года. Влияние кризиса видно и по показателям нереализованных квартир: было время, когда среднемесячный темп реализации строящихся квартир относительно остатков приближался к нулю, а сейчас составляет 3%», — приводит данные президент УПН.
Стоимостные характеристики, по его словам, принципиально не меняются, цены предложения медленно растут.
«За этот год цены на первичном рынке Екатеринбурга выросли на 9%, на вторичном — на 7%. Застройщики активно применяют скидки, причем реальных скидок стало больше. Именно акционные предложения часто обеспечивают хорошие продажи», — акцентирует Василий Олейников.
При этом уровень активности покупателей на первичном рынке заметно выше вторичного.
По мнению Василия Олейникова, в основном это связано с недоступностью рыночного кредита для покупки вторичного жилья: «Ставки по таким продуктам в банках сейчас заградительные. А в последнее время к этому добавился еще риск столкнуться с мошенничеством после известного случая с продажей квартиры певицы Долиной».
И это еще один фактор влияния на сектор жилищного строительства. Стагнация в сегменте вторичного жилья снижает потенциал продаж новостроек, потому что ликвидность формируется не только за счет накоплений, но и за счет продажи имеющегося у людей жилья.
По словам Василия Олейникова, доля сделок с ипотекой на первичном рынке выросла с 46% в начале года до 61% в ноябре. Основной объем продаж новостроек по-прежнему приходится на сделки по программе «Семейная ипотека».
«Доля «Семейной ипотеки» в нашей компании сегодня стабильно держится на уровне 70–75%», — подтверждает тренд коммерческий директор ЛСР.Недвижимость-Урал Артем Минаев.
В течение года Банк России снизил ключевую ставку с 21% до 16,5% и определенный эффект, по словам Артема Минаева, рынок увидел: «В июле выросла доля сделок с полной оплатой, так как снизилась доходность по депозитам, и люди начали активнее искать другие варианты для сохранения своих сбережений. Но при этом роста продаж со стандартной ипотекой мы не видим, это по-прежнему единичные сделки, потому что такой продукт остается чрезмерно дорогим».
Особенностью рынка жилья в последние годы стала повышенная волатильность. Обычно в конце года продажи растут на ожиданиях. Не стал исключением и 2025 год.
Это связано с очередной порцией новаций в программе «Семейная ипотека». Одно решение уже принято. С февраля 2026 года супруги будут обязаны при оформлении кредита выступать созаемщиками. И это исключает возможность оформления двух льготных ипотек — на каждого члена семьи. Кроме того, в стадии обсуждения находится проект о введении дифференцированных ставок по этой программе: депутаты предлагают повысить ставку до 12% для семей с одним ребенком и оставить ставку в 6% для многодетных семей. И все это подогревает продажи: семьи, которые планировали покупки, стремятся реализовать свои планы до принятия новых решений по программе.
«Как только появилась информация о возможной трансформации «Семейной ипотеки», мы все ощутили положительную динамику: увеличилось количество запросов и бронирований. Благодаря этому с сентября мы значительно сократили объем нераспроданных объектов. Объекты, которые сдаются в эксплуатацию в четвертом квартале, выходят с хорошим показателем распроданности 90–95%», — рассказывает Артем Минаев.
В отношении выхода новых проектов позиция участников рынка сдержанная.
«Мы в этом году несколько объектов притормаживали, чтобы не увеличивать конкуренцию не только с другими застройщиками, но и со своими текущими проектами. Но полностью процесс мы не остановили, в середине декабря подготовили к запуску в продажу два дома», — делится Минаев.
Не видят оснований для драматического сценария и участники тюменского рынка. По словам руководителя маркетинга и PR компании «ТИС» Аллы Власовой, продажи идут небольшими объемами, но стабильно: «Но в сравнении с показателями 2024 года, конечно, объемы ниже. Мы пересматриваем стратегию продаж, активно задействуем скидки, особенно на готовое жилье: распродаем остатки, чтобы не было затоваривания. Рассчитываем, что к середине следующего года рынок восстановится».
Стратегия вывода новых проектов у тюменских застройщиков также осторожная.
«В одном проекте ЖК мы строили объекты, не привлекая проектное финансирование, возможно, в следующем году мы откроем здесь продажи, поскольку объект находится в высокой стадии готовности. В другом проекте мы не выходим на новые кварталы, распродаем остатки, чтобы не было затоваривания. Новые участки выбирать не торопимся, мы готовы их покупать, но под наши долгосрочные задачи», — делится Алла Власова.
При этом компания ТИС, по ее словам, продолжает начатые проекты по формированию собственной индустриальной базы — строительство завода ЖБИ, линии выпуска продукции по префаб-технологии: «Анализируем варианты выхода в сегмент индивидуального жилищного строительства».
Ипотечный ориентир
Безусловно, сейчас большое влияние на рынок оказывает высокая стоимость рыночной ипотеки. Но в будущем рынок видит перспективу роста на вторичном рынке.
«На долю кредитов по программе «Семейная ипотека» в нашем банке приходится 30–40% выдач. При этом доля семейной ипотеки постепенно снижается. Эта тенденция сохранится и в следующем году, основная причина — изменения в программе, которые правительство планирует реализовать в 2026 году. Решение о ее трансформации окончательно еще не принято, но мы к этому готовимся», — делится начальник отдела ипотечного кредитования банка Уралсиб в Екатеринбурге Наталья Брусницына.
По ее словам, рыночную ипотеку часто оформляют заемщики, у которых накоплены средства на депозитах, а поскольку ключевая ставка снижается, люди начали думать, как более выгодно вложить эти деньги, и часть вкладов перетекает в том числе в рынок недвижимости: «Люди рассматривают такие вложения не столько как возможность заработать, сколько как способ сохранить денежные средства, клиенты опасаются изменений на рынке. При этом мы видим тренд на покупку более дорогого жилья и большей площади».
Банки продолжают держать в линейке комбо-ипотеку, начинает возрождаться и рефинансирование.
Актуальным в 2025 году, по словам Натальи Брусницыной, стал еще один вид кредитования — нецелевые кредиты под залог недвижимости: «Потребительский кредит стал менее доступен и появилась возможность получить денежные средства под залог квартиры. Рынок аренды жилья в 2025 году пополняется новыми объектами. Нецелевой ипотечный кредит под залог позволяет собственникам получить дополнительные средства под залог недвижимости и направить их на личные цели, при этом эти объекты будут продолжать приносить доход от аренды. Мы расширили перечень объектов, которые можно предоставить в залог, а также требования к заемщику по такому кредиту».
Из нишевых продуктов на рынке остались только программы «Дальневосточная ипотека» и «Сельская ипотека». Последняя, по словам заместителя начальника ипотечного отдела Свердловского филиала Россельхозбанка Ольги Глушко , начала активно выдаваться в 4-м квартале 2025 года.
«Выдачи сельской ипотеки имеют огромное значение для развития сельских территорий. В 2025 году скорректированы параметры сельской ипотеки. Сейчас ипотечный кредит под 3% могут взять те, кто работает в агропромышленном комплексе, сотрудники социальной сферы на сельских территориях, ветераны СВО и члены их семей. На текущий момент Свердловский филиал уже получил более 300 заявок по программе», — отметила Ольга Глушко.
Искусство продаж
Так что отдельные элементы поддержки спроса есть, но этого недостаточно. Поэтому сейчас застройщики вместо привычного ориентира на объем и рост заняты главным образом трансформацией бизнес-моделей.
Одним из ключевых направлений адаптации рынка к новым условиям после отмены массовой программы льготной ипотеки стал пересмотр системы продаж. Раньше продавцы девелоперских компаний в основном консультировали покупателей об условиях льготных ипотечных программ и подбирали подходящий кредитный продукт. Сейчас нужны другие инструменты, и застройщики в течение года проводили обучение персонала, кому-то пришлось и поменять команды.
Кроме того, по словам Василия Олейникова, заметно выросла роль риелторского канала продаж: «По статистике в Екатеринбурге порядка 70% квартир, которые покупаются у застройщиков, оформляются через агентства недвижимости. Одним из стимулов является риск мошенничества, 75% опрошенных боятся злоумышленников, поэтому идут к агентам, и этот тренд еще больше усилил «эффект Долиной»».
При этом у самих риелторов кардинально меняется канал коммуникации с клиентами, покупатели все больше уходят в онлайн. В Свердловской области на долю сообщений в дистанционных каналах приходится 60%.
Коммерческое притяжение
Сам продукт сейчас, конечно, оптимизирован, девелоперы уходят от излишеств, пересматривают продуктовые стратегии в сторону упрощения. Но в целом рынок не прекращает заниматься улучшением структуры проектов жилищных комплексов на перспективу.
В частности, девелоперы анализируют подходы к размещению коммерческих локаций. Развитие жилых комплексов сегодня невозможно без правильной и продуманной интеграции коммерческой инфраструктуры на первых этажах либо в отдельно стоящих зданиях. На долю коммерческих помещений в ЖК приходится в среднем 5–7% площадей.
Их наличие является одним из элементов повышения привлекательности квартир в ЖК у покупателей. Спрос на коммерческие локации есть и со стороны инвесторов. По словам Артема Минаева, это связано с дефицитом площадей, особенно под магазины: «У нас в ряде районов, в которых запланированы помещения под магазин, уже выстраивается очередь желающих купить эти площади».
Спрос на такие локации и в будущем будет расти, в том числе и в связи с изменением потребительских привычек. По мнению экспертов, жители ЖК будут активнее пользоваться сервисами на территории. Есть предположение, что потребитель будет уходить от ориентации на квартиру с большим количеством функций внутри, а уникальность ЖК будет достигаться за счет инфраструктуры. Соответственно, эти изменения нужно программировать заранее. Ну а пока застройщикам предстоит пройти очередной этап адаптации.
Индивидуальный подход
В начале года аналитики высказывали предположения о выходе девелоперов на другие рынки, как о способе пережить кризис. Один из возможных путей диверсификации — перенос активности в сектор индивидуального жилищного строительства (ИЖС). Но и в этом сегменте ситуация складывается непростая.
По словам директора компании «Богданов и партнеры», вице-президента Уральской палата недвижимости Эдуарда Богданова, тренды развития рынка ИЖС связаны с распространением с 2025 года модели проектного финансирования: «Пока, как и на рынке многоквартирных домов (МДК) в свое время, модель приживается с трудом. Первые игроки, которые попробовали поработать с эскроу-счетами, столкнулись с потребительским экстремизмом. А структура застройщиков ИЖС кардинально отличается от игроков МКД. Это малый и средний бизнес, у которого нет финансовых запасов, и для многих одно судебное решение может порушить всю компанию».
В географическом разрезе рынок, по словам Эдуарда Богданова, развивается фрагментарно: «Самый позитивный сценарий реализуется во Владивостоке, где рынок снизился на 40%, что отчасти связано с работой программы «Дальневосточная ипотека». А регионы средней полосы проседают в 8–10 раз по продажам».
По словам Эдуарда Богданова, проще текущие сложности переживают застройщики, которые работали на собственных средствах: «А те компании, которые быстро росли на льготных кредитах, столкнулись с кассовыми разрывами. Спрос на дома и участки есть, но он отложен. При этом площадь домов продолжает снижаться. Покупатель к этому подходит здраво и просчитывает функционал дома, люди больше покупают сейчас одноэтажные дома».
Поэтому, с одной стороны, сегмент, как и весь рынок, переживает кризис, но с другой стороны, есть перспективы. Правительство рассматривает целевые программы поддержки сегмента. Это необходимо для увеличения объемов и роста качества строительства.
По словам Эдуарда Богданова, текущие изменения уже подстегнули рост качества: «Потому что борьба за клиента идет очень серьезная. Отложенный спрос есть, людей, которые хотели бы жить в доме, меньше не становится, но за них надо бороться. А конкурировать можно только через репутацию и качество. Сегодня ждем от правительства программы ИЖС и движемся дальше».
По мнению экспертов, в целом девелоперам в 2026 году придется заниматься оптимизацией по всему спектру задач — земельного банка, девелоперского сценария, модели продаж, структуры затрат. Как показала дискуссия, бизнес-модели большинства застройщиков смещаются от объемов на финансовую устойчивость и эффективность.
|
|
|
|
|


Взвешенная маркетинговая стратегия
Три столпа адаптации
Время точных решений
Работаем по собственным стандартам
Профессионализм риелтора как драйвер