19.07.2022

Не надо революционных мер поддержки, просто уберите старые барьеры

Не надо революционных мер поддержки, просто уберите старые барьеры

Бизнесу мешает фискальная нагрузка, компании просят государство отказаться от планов роста налогов, которые принимались во время хорошей конъюнктуры, сейчас  нас высокодоходных рынках нас никто не ждет  

Продолжая практику ковидного кризиса, государство достаточно оперативно принимает решения, позволяющие бизнесу нивелировать влияние внешних факторов. Чтобы оценить значимость этих мер поддержки Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) провел опрос среди участников организации о мерах государственной поддержки российского бизнеса в условиях санкций. Предварительные выводы опроса вице-президент РСПП Мария Глухова представила на сессии «Промышленные стратегии России: новое время» выставки -форума «Иннопром-2022». «Эксперт-Урал» приводит ключевые тезисы.

— Практически все респонденты оценивают крайне высоко сам факт оперативного принятия мер поддержки.  При этом есть насколько менее очевидных и предсказуемых выводов.  Во-первых, как оказалось, для производственного бизнеса снижение административной и регуляторной нагрузки не менее важно, чем прямая финансовая поддержка. Очень высоко оценивается, например, автоматическое продление лицензии или мораторий на проверки, по значимости наши респонденты это решение сопоставляют с докапитализацией Фонда развития промышленности (ФРП). Во-вторых, среднему промышленному бизнесу очень сильно не хватает мер поддержки, которые были бы ориентированы именно на этот сегмент. Изначально вроде бы для этой категории бизнеса были предназначены инвестиционные программы ФРП. Но ФРП становится все более универсальным и растянутым по своему мандату институтом, и это, наверное, правильно.  При этом получается, что у сегмента нет доступа к инструментам, которыми располагают системообразующие предприятия для поддержки оборотных средств, потому что он не дотягивает до этого статуса, а под мандат Корпорации МСП средний промышленный бизнес тоже не попадает, потому что он уже превышает размеры субъекта, которым этот институт доставляет поддержку. Причем о том, что этому сегменту нужны меры поддержки, очень часто говорят крупные компании, поскольку речь идет об их ключевых поставщиках, в стабильности которых они заинтересованы.

Есть выводы и в позитивном поле.  Например, мы обнаружили, что бизнес все больше ориентируется не только на меры поддержки текущей деятельности, но и на стимулирование инвестиций, то есть смотрит на перспективу.  И такая же картина наблюдается в отношении мер, которыми бизнес планирует воспользоваться. Компании хотели бы получить те меры, которые позволят им не только вести текущую деятельность, но и будут стимулировать их инвестиционные программы, которые еще не запущены. Очень часто бизнес упоминает «СПИК 1.0», как один из потенциально интересных инструментов для тех проектов, которые они будут реализовывать в ближайшее время или в течение обозримой перспективы. Мы получили оценки, которые косвенно подтверждают наличие у компаний инвестиционных планов в активной фазе. К ним можно отнести, например тот факт, что бизнес собирается воспользоваться упрощенными процедурами   в части государственной экспертизы в строительстве.  Это означает, что бизнес готов к запуску нового инвестиционного цикла.

К разряду негативных выводов мы бы отнесли по-прежнему плохую информированность о наличии мер господдержки. Например, треть опрошенных нами компаний не знают про инструменты поддержки предприятий, направленных на эффект импортозамещения.  Мы рассматриваем этот вывод для себя, как вызов и готовы максимально активно продвигать информацию о том, что есть специальные площадки, где бизнес может найти новых поставщиков. Это зона ответственности не только Министерства промышленности и торговли, но и деловых объединений, которым следует активнее доносить эту информацию до бизнес-аудитории.

Конечно, в ходе опроса мы попросили респондентов сформулировать пожелания. И здесь открытий не произошло. Бизнес по-прежнему говорит, что ему нужны доступные длинные дешевые деньги.  Да, Банк России существенно снизил ключевую ставку, но компании говорят о том, что текущие ставки по кредитам слишком высоки для того, чтобы решать те серьезные масштабные нестандартные задачи, которые сейчас стоят перед большинством российских компаний, в том числе с точки зрения формирования новых цепочек добавленной стоимости.  

В отдельный трек я бы вывела пожелания среднего бизнеса, который говорит, что для него кредиты категорически не доступны.

Второй равный по значимости блок проблем на будущее —поддержка спроса со стороны государства и снижение фискальной нагрузки.  В оценке последнего  фактора  больше звучит голос крупного бизнеса, который говорит о том, что ему  не нужны сверхъестественные  решения  с точки зрения налоговых льгот, компании говорят прямо  и жестко : «просто уберите те решения  по повышению фискальной нагрузки, которые вводились в период сверх благоприятной конъюнктуры, ну нет ее уже,  и на рынках нас никто не рад видеть».  Так что бизнес просит не сколько снизить налоговую нагрузку, сколько вернуть к старым форматам.

Новых барьеров не так много, в пятерку топ-проблема вошла главная боль бизнеса в этот кризис — транспортно-логистические ограничения.  В основном же проблемы старые.  По-прежнему актуален наш классический главный вызов — высокий уровень административной нагрузки. Получается, что по большому счету бизнесу не нужны новые кардинальные решения, компании просят сделать донастройку тех инструментов, которые уже есть, и скорректировать их под новые вызовы. Речь идёт о снижении барьеров, которые мешают компаниям развиваться. Со всем остальном, как мы увидели по опросам, бизнес готов справляться сам.  

Фото:архив РСПП

Еще в сюжете «События на Украине: последствия для экономики»