На чем основан ведомственный оптимизм перспектив развития экономики
Июльскую статистику вытянули обработка, стройка и начавший оживать потребительский спрос
После непрерывного углубления падения экономики в течение четырех месяцев (с марта по июнь) статистика указывает на смену тренда. По предварительной оценке Минэкономразвития, в июле ВВП снизился на 4,3% против 4,9% в июне (все данные год к году, если не указано иное). По оценке авторов телеграм-канала MMI, рост ВВП в июле по отношению к июню мог составить 0,5% — 0,7% в месячном исчислении с устранением сезонности, по их расчетам, в годовом выражении ВВП в этом месяце снизился на 4% против 4,9% в июне.
Согласно данным Росстата, промышленное производство в июле снизилось на 0,5%, а по итогам января — июля выросло на 1%.
Промышленность пяти из десяти субъектов макрорегиона Урал и Западная Сибирь по итогам семи месяцев оказалась в положительной зоне, больше всего (на 5,3%) выпуск вырос в Удмуртии. Кроме того, статистика зафиксировала за этот период рост промпроизводства в Курганской области, ХМАО, ЯНАО, Башкортостане, а вот в июле к аналогичному периоду прошлого года рост показала только Югра.
Основной вклад в улучшение годовой динамики российского ВВП внесли обрабатывающая промышленность и строительный сектор. Статистику в обработке главным образом поддержали заказы, связанные с оборонно-промышленным комплексом, остальные сектора по-прежнему испытывают сильное негативное влияние кризиса. Данные же развития строительного сектора не совсем корректны: в июле отрасль показала рост на 6,6% в годовом исчислении против 0,1% в июне. Эксперты считают, что такой скачок мог обеспечить выход данных ввода индивидуального жилищного строительства, доля в общей базе ввода таких объектов превышает 60%. На это в наших публикациях не раз указывал руководитель комитета по аналитике Российской гильдии управляющих и девелоперов (РГУД), руководитель аналитической службы Уральской палаты недвижимости (УПН) Михаил Хорьков.
Между тем статистика ввода жилья в многоквартирных домах указывает на совершено на другой тренд: спад в июне на 15,6% против снижения на 8,2% в июне.
Большинство аналитиков также указывают на некоторое оживление потребительского спроса, но этот тренд нельзя считать устойчивым, и августовская статистика может снова выдать снижение.
И тем не менее последние статданные становятся основой для все более оптимистичных прогнозов, в частности, первый заместитель председателя правительства РФ Андрей Белоусов на заседании правительственной комиссии 29 августа оценил спад динамики ВВП в этом году только на 3%, а в следующем вообще на 1%. И это при том, что в начале развития кризиса все ведомства сходились на оценке просадки экономик на 8 — 10% в этом году и 4 — 6% в следующем. Банк России и Минэкономразвития также пересмотрели свои прогнозы в сторону смягчения (-4,2% в этом году и -2,7% в 2023-м). Первый вице-премьер обратил внимание на медленное восстановление импорта, который сначала просаживался на 50% относительно прошлого года, а сейчас только на треть, и это, по его мнению, главным образом связано с ростом потребительского импорта. Ведомственный оптимизм также поддерживают данные о динамике инвестиций. По мнению Андрея Белоусова, спад инвестиций может составить лишь 2% в этом и 1% в следующем году. Вице-премьер связывает это с действием соглашения о защите и поощрении инвестиций, а также запуском регионального инвестстандарта.
— В текущем году сокращение ВВП действительно может иметь более сдержанный характер, — соглашается главный аналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов, аргументируя свою точку зрения в обзоре. — Но в среднесрочной перспективе существенным риском для динамики экономики будет состояние промышленности, которая находится под давлением ограничений импортных поставок. Ослабление инвестиционной активности также замедлит процесс восстановления промышленности, и в конечном итоге это окажет влияние на уровень производительности в российской экономике на горизонте 3 — 5 лет.
С учетом этого в базовом прогнозе Станислав Мурашов ожидает сокращения ВВП на 2,3% в 2023 году и скромных темпов роста на уровне 0,9% в последующие годы.