Финляндия стала гадить уральскому бизнесу усерднее стран НАТО
Это повлияло на работу одного из крупнейших в Свердловской области предприятий по переработке древесины
Спецоперация на Украине отразилась на работе участников внешнеэкономической деятельности в Уральском федеральном округе. Недружественные страны, которые ввели санкции в отношении нашей страны (всего 48 государств), замораживают контракты с российскими контрагентами по экспортным и импортным операциям. Тем не менее уральские компании, ориентированные на международное сотрудничество, находят иные пути выхода на мировой рынок. Среди таких компаний — предприятие «Лестех» (Алапаевск, Свердловская область).
Ориентир — азиатские и внутренний рынки
Уральское таможенное управление организовало пресс-тур на предприятие «Лестех», чтобы показать журналистам работу в непростых условиях одного из активных участников внешнеэкономической деятельности. Это компания полного цикла, занимающаяся как заготовкой, так и переработкой древесины.
— За прошлый год около 80% всей произведенной нами продукции (пиломатериалы) было отправлено на экспорт. В частности, в Европе нашу обрезную доску используют для изготовления мебели, — рассказал журналу «Эксперт-Урал» директор компании «Лестех» Александр Шестаков. — Но сейчас на Европу мы не смотрим, работаем в основном со странами Азии — с Ираном, Китаем, Узбекистаном, Казахстаном, Таджикистаном, Киргизией. Отправляем также пиломатериалы в Белоруссию, Египет. Доля экспорта снизилась примерно до 60%. Поэтому стараемся осваивать внутренний рынок. Через неделю открываем цех, который будет ориентирован на пиление шпальной продукции — бруса и мостового бруса для железных дорог России.
Но предприятие развивает и экспортное направление. Также через неделю на алапаевской площадке «Лестеха» ожидается открытие еще одного цеха — по сортировке сухих пиломатериалов, предназначенных для экспорта. С этим цехом объем производства пиломатериалов на предприятии достигнет порядка 10 тысяч кубометров в год.
Ориентировочно в августе «Лестех» открывает еще два производственных участка — в Алапаевске и селе Байкалово. Оба будут ориентированы на переработку низкосортной древесины с целью производства древесного угля для внутреннего рынка. Суммарная мощность производства по двум площадкам составит 400 тонн древесного угля в месяц. Примерная сумма инвестиций — 100 млн рублей. Было заказано оборудование финского производителя, тот взял стопроцентную предоплату, но потом категорически отказал в поставке.
— Заготовка у нас ведется импортной техникой, много иностранного оборудования и на производстве пиломатериалов в Алапаевске. Ищем каналы поставки запчастей, — поделился Александр Шестаков. — К моменту начала спецоперации у нас было три заграничных контракта на поставку импортного оборудования — с производителями из Словении, Италии и Финляндии. Словенцы и итальянцы с задержками, но выполнили свои обязательства. Например, сейчас у нас ведется монтаж итальянского сушильного комплекса. А финны — категорически отказали в поставе оборудования. Причем полную оплату мы произвели еще в декабре 2021 года. Срок поставки был на конец апреля текущего года. Ладно хоть деньги вернули, но без процентов. Причем с финнами у нас были хорошие отношения, они не раз приезжали к нам на предприятие. Но вмешалась политика. Пока нет аналога этому высокопроизводительному оборудованию, китайцы такое не делают. Взамен нам придет в июле оборудование из Белоруссии. Оно дешевле, но менее производительное, поэтому пришлось заказывать больше единиц техники.
В пресс-службе Уральского таможенного управления отмечают, что финны повели себя так не только в данной ситуации: по многим контрактам с ними у уральских предприятий возникли проблемы. Компании из Финляндии отказываются поставлять в Россию свое оборудование, из-за чего наши предприятия несут прямые убытки: задерживается реализация инвестиционных производственных проектов. Ряд аналогов уральцы находят в Китае, но малознакомую технику требуется тщательно проверять. По этим причинам теряется драгоценное время.
Пятеро на всех
Со своей стороны уральские таможенники стремятся максимально упростить и ускорить процедуру таможенного контроля в отношении участников ВЭД. Так, с предприятием «Лестех» работают сотрудники Ирбитского таможенного поста. Данный пост в составе всего пятерых таможенников ведет работу на территории 11 административно-экономических районов Свердловской области площадью 57 тысяч кв. километров.
— Самая простая форма таможенного контроля — визуальный осмотр товара в транспортном средстве без выгрузки. Это занимает день с учетом удаленности нашего таможенного поста от предприятия, — сообщил и.о. начальника Ирбитского таможенного поста Михаил Зырянов. — Наиболее трудоемкая и сложная форма таможенного контроля — таможенный досмотр, здесь участники ВЭД несут наибольшие затраты. Потому что необходимо выгрузить транспортное средство, разложить товар по группам. Дальше инспектор, который прошел профильное обучение по направлению лесоматериалов, определяет породу дерева, подсчитывает объем продукции. В среднем на проведение таможенного досмотра уходит два дня — также с учетом времени приезда инспектора на предприятие.
Фото автора