«Понаехавшие» в Сербию россияне изменили крупнейшие города страны
В 2022 году на ПМЖ в Сербию прибыло свыше 100 тысяч граждан России
Вера Тарасова работала в Екатеринбурге директором журнала «Бизнес и жизнь», является соавтором проекта «Умная среда», а еще — хозяйкой отеля Cider&Squash в Сербии. В интервью журналу «Эксперт-Урал» она рассказала, как устраиваются в этой стране россияне, в том числе из новой волны массовой миграции 2022 года.
Уроки сербского
— Вера, как вы оказались в Сербии?
— В Сербию мы переехали жить с мужем и двумя детьми в 2019 году. За четыре года до этого купили там дом — как дальнюю дачу. Это в 120 км от Белграда, в центральной части страны. Постепенно сложилось представление о том, чем будем заниматься в этой стране. Сначала мы приобрели во Франции и посадили 140 саженцев сидровых деревьев. Стали делать нормандский сидр. Потом рядом с нашим домом купили еще один земельный участок и начали строить отель. Мой муж — профессиональный строитель.
Отель открылся осенью 2019 года, после нашего окончательного переезда. А через год он заработал в полную силу. С его раскруткой нам очень помогла пандемия, потому что с выездом из страны стало сложно, а людям, проживающим в Сербии, хотелось где-то отдыхать. К нам пошел большой поток, который не иссякает и сейчас.
— Насколько сложно получить в Сербии гражданство или вид на жительство?
— По сравнению с другими европейскими странами вид на жительство получить совсем несложно. Есть несколько таких возможностей. Первая — при покупке любой недвижимости ты получаешь на год временный вид на жительство и каждый год его продлеваешь. Через пять лет можно получить уже постоянный вид на жительство, после этого можно подавать на гражданство.
Другие пути получения временного вида на жительства в Сербии: регистрация себя в качестве индивидуального предпринимателя (это может сделать абсолютно любой совершеннолетний человек, даже самозанятый фотограф), при трудоустройстве в сербскую компанию, при записи на курсы по изучению сербского языка. То есть имеются как минимум четыре легальные возможности.
— Много ли россиян сейчас проживают в Сербии на постоянной основе?
— В прошлом году после начала СВО и частичной мобилизации в страну приехало с намерением остаться жить, по разным оценкам, от 100 тысяч до 140 тысяч россиян. До этого здесь проживало всего 10-20 тысяч релокантов из России. Достаточно сказать, что самая большая в Фейсбуке (деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская — ред.) группа «сербских русских» «Понаехали» 2,5 года назад имела состав 8 тыс. человек, сейчас — 45,4 тысячи плюс Telegram-каналы.
В 2022 году случился очень большой ажиотаж. Белград и второй по численности сербский город Нови-Сад, можно сказать, стали другими. Теперь очень часто звучит русская речь.
— Что из себя представляют российские мигранты новой волны?
— Крупные ИТ-компании, например, из Москвы, Санкт-Петербурга, весной прошлого года релоцировали свои офисы в Белград. Туда переехали до тысячи сотрудников плюс члены их семей. Было несколько чартеров. Поэтому сложилось ощущение, что представители новой волны — это в основном молодые айтишники, юноши и девушки до 30 лет. Хотя приехало и много других специалистов.
Поэтому Белград и Нови-Сад меняются не только языковой средой. Ряд кафе открылись специально для русских. Это не селедка и самовар. Там очень современная хипстерская среда с имитацией атмосферы Санкт-Петербурга и Москвы. Появились даже мемы: по Белграду ходят грустные петербуржские айтишники и ищут лавандовый раф. Конечно, у нас и до 2022 года были современные кофейни, но их было очень мало, а сейчас их становится больше.
В Сербии стал активнее развиваться и сервис доставки еды. Раньше здесь это не было так популярно, как в последние годы в России или Западной Европе. Мигранты новой волны здесь страдают от отсутствия привычных для них цифровых сервисов: невозможно удаленно открыть банковский счет, заказать государственные услуги и т.д. Но ребята быстро привыкают.
Это по любви
— Проблем с поиском работы у мигрантов новой волны нет, поскольку они айтишники?
— Да. В основном они приезжают со своей работой. Ряд иностранных ИТ-компаний им даже поставили условия: если хотите продолжать у нас работать, вы должны релоцироваться.
То есть многие сохраняют удаленный доход, но многие осваивают рынок услуг для россиян и сербов.
— Цены на аренду жилья в сербских городах наверняка подскочили?
— В прошлом году стоимость аренды выросла в два раза. Весной и осенью была просто катастрофа: очень сложно было найти жилье за любые деньги. Сейчас наблюдается стагнация рынка аренды: стабильно дорого.
Если говорить о приобретении жилья в собственность, то цены выросли за 2022 год на 25-30%. Например, дом 100-150 квадратный метров в четвертом по величине сербском городе Крагуевац стоит в среднем около 60 тысяч евро.
— Не изменилось ли из-за этого отношение сербов к русским?
— Экономика Сербии сильно изменилась, но это не связано с релокантами. Выросли цены на бензин и дизельное топливо. Цены на рынке покупки жилья подскочили не из-за русских, а потому что выросла стоимость стройматериалов и энергоресурсов.
Сербы продолжают относиться очень хорошо ко всем русским, вне зависимости от того, поддерживают ли новые приезжие курс своей страны или нет (а поддерживает мало кто из них). Наверное, нет в мире больше нации, которая бы так неимоверно любила русских и Россию.
Первое фото: www.slon.pics на Freepik
Второе фото: из личного архива Веры Тарасовой