ЦБ снизит ставку 29 апреля, но кредиты дешевле не станут
Банк России не будет ориентироваться на годовую инфляцию при определении ключевой ставки, регулятор будет брать в расчет инфляционные ожидания и текущие сезонно-сглаженные годовые темпы. Его главная задача сейчас — структурная перестройка экономики, и решена она будет за счет широкого спектра кредитных госпрограмм
29 апреля Банк России на плановом заседании будет определять значение ключевой ставки. На этот раз внимание к решению ЦБ особенно пристальное. Для того, чтобы усмирить стремительно летящий вниз рубль после введения санкций, регулятор 28 февраля резко поднял ставку с 9,5% до 20%. Это решение вместе с мерами по ограничению движения капитала смогло остановить ралли в рубле, в результате которого доллар в моменте доходил до 120 рублей.
Рубль в седле, сбережения в банках
Уже 8 апреля ЦБ посчитал задачу укрепления рубля частично выполненной и не дожидаясь планового заседания снизил индикатор на 3 п.п. до 17% годовых.
— Рубль значительно укрепился за последние недели, отражая влияние мер контроля за движением капитала, на фоне жесткой денежно-кредитной политики и растущего профицита счета текущих операций России, — отмечает руководитель направления инвестиционной аналитики банка «Ренессанс Кредит» Роман Чечушков.
По мнению главного экономиста Альфа-Банка Наталии Орловой, стабилизации курса национальной валюты на прошлой неделе способствовали и специфичные факторы, в частности, начало налогового периода: «Это снова позволило рублю укрепиться на торгах в среду 20 апреля до минимального уровня 71,88. Объем налоговых выплат в этом месяце оценивается в рекордные 3 трлн рублей. Для предотвращения излишнего укрепления национальной валюты Центробанк наряду с уже принятыми ранее решениями ослабил меры, ориентированные на экспортеров за пределами сырьевого и энергетического секторов, продлив срок конвертации иностранной валюты в рубли с трех дней до 60 дней. После окончания активной фазы налоговых выплат доллар должен вернуться к значениям выше 80 рублей».
— Экстренное повышение ключевой ставки в конце февраля способствовало стабилизации рублевых сбережений населения, — указывают на еще один эффект аналитики Райффайзенбанка.
По оценке банка, в феврале отток депозитов из банковской системы составил более 900 млрд рублей с исключением сезонности, но в марте уже был зафиксирован умеренный рост: «Наш совокупный индикатор, отражающий влияние кредитно-депозитного канала на потребительские расходы (рассчитывается как рост рублевых кредитов населению без ипотеки за вычетом роста рублевых депозитов), в марте опустился в отрицательную зону, во многом отражая нормализацию рублевых сбережений».
Инфляция не сдается
Разогнавшуюся после повышения ставки и панических настроений потребителя инфляцию тоже удалось обуздать, на это указывают недельные темпы динамики в апреле: по данным Росстата, c 9 по 15 апреля 2022 года инфляция составила 0,2% после 0,66% неделей ранее.
Ведущий аналитик Банка «Фридом Финанс» Наталья Мильчакова связывает замедление темпов инфляции с несколькими факторами:
— Во-первых, повышение ключевой ставки до 20% сыграло свою роль, выросли процентные ставки коммерческих банков по депозитам, что повысило привлекательность сбережений и позволило хотя бы частично «связать» избыточную денежную массу. Во-вторых, в апреле полностью исчерпался ажиотажный спрос населения на продукты питания, которые объективно подталкивал цены вверх
По расчетам руководителя отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольги Беленькой, наиболее заметно недельное коррекционное снижение цен было на бензин, лекарства, бытовую электронику (телевизоры, смартфоны), отечественные автомобили, продовольственную продукцию:
— С начала апреля ИПЦ вырос на 1%, и мы полагаем, что по итогам месяца он может составить 1,7 — 1,8% (после 7,61% в марте), а в годовом выражении около 18%, тогда как прежний прогноз был выше 19%. Наша оценка инфляции по итогам года составляла 20 — 25%, и сейчас она смещается ближе к нижней границе этого диапазона, хотя неопределенность остается очень высокой.
Поэтому-то успокаиваться рано, полагает Роман Чечушков: «Несмотря на положительную динамику в недельном измерении, мы ожидаем рост инфляции в годовом выражении еще по меньшей мере ближайший квартал».
На то, что в годовом выражении инфляция все еще остается высокой, указывает и Наталья Мильчакова: «В марте инфляция достигла рекордных 16,7%, которых не видели с 2015 года. По итогам месяца годовая инфляция потребительских цен стабилизируется на достигнутых уровнях около 17%, а по итогам всего года ожидаем не выше 20%».
В целом консенсус-прогноз по уровню инфляции к концу года находится в районе 22%.
Ольга Беленькая считает, что регулятор будет принимать во внимание еще и инфляционные ожидания населения и бизнеса, а они снижаются от предыдущих максимумов, хотя и остаются на высоком уровне: «Так, по данным опроса инФОМ, в апреле медианная оценка инфляционных ожиданий населения на ближайшие 12 месяцев снизилась с 18,3% до 12,5%, что означает возврат к уровням августа-сентября прошлого года. По данным ЦБ, ценовые ожидания предприятий на ближайшие 3 месяца снизились во всех сферах деятельности, оставаясь вблизи максимальных значений за всю историю наблюдений (с января 2000 года), средний ожидаемый темп прироста цен в ближайшие три месяца составил 18% в годовом выражении»
По мнению эксперта, в этом году динамика инфляции будет складываться из сочетания нескольких групп факторов — сокращение предложения товаров по мере исчерпания запасов продукции и комплектующих, появление замещающей продукции по мере выстраивания новых производственно-логистических цепочек, сокращение потребительского спроса и повышение сберегательной активности, рост бюджетных расходов и льготные программы кредитования для поддержки экономики, высокая глобальная инфляция и попытки правительства «отвязать» внутренние цены от мировых.
Ставка по понижение
Таким образом регулятору удалось потушить пожар острой фазы кризиса, но в условиях запретительно высоких ставок оказался практически перекрыт кредитный канал. По данным ЦБ, в марте корпоративный кредитный портфель сократился на 0,3%, выдачи новых кредитов сократились примерно на треть. Кроме повышения ставки как это и случается в кризисы, сработал эффект более осторожного подхода банков к отбору заемщиков. И это один из главных аргументов, который заставит ЦБ рассматривать возможность дальнейшего снижения ключевой ставки.
Эльвира Набиуллина: «ЦБ будет рассматривать возможность дальнейшего снижения ключевой ставки, балансируя доступность кредитных ставок в период структурной перестройки экономики и привлекательность ставок по депозитам»
Риторика ЦБ также говорит о вероятности шага вниз на заседании 29 апреля. Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина во время выступления в Госдуме дала сигнал, заявив, что ЦБ будет рассматривать возможность дальнейшего снижения ключевой ставки на следующих заседаниях, балансируя доступность кредитных ставок в период структурной перестройки экономики и привлекательность ставок по депозитам.
Учитывая все эти аргументы, опрошенные нами эксперты рассматривают сценарий снижения ставки 29 апреля как наиболее вероятный.
Наталья Мильчакова полагает, что ставка будет уменьшена на 1 — 2 п.п. до 15 — 16%. По мнению генерального директора компании «Результативные технологии консалтинга» Романа Румбешта, 29 апреля возможно падение ключевой ставки до 15 — 16%, а к концу года до 10 — 12%: «Сегодня необходимо обеспечить доступность кредитных средств для бизнеса. Считаю, что регулятор готов принимать меры, способные удешевить кредиты в экономике, поэтому тенденция к постепенному снижению значений ключевой ставки продолжит сохраняться и в дальнейшем».
«Скорее всего, 29 апреля Банк России снизит ставку до 15%, а к концу года — до 10%, — считает и аналитик Forex Club Валерий Полховский. — Но очень многое будет зависеть от геополитики и санкционного давления».
Роман Чечушков ожидает дальнейшего снижения ключевой ставки в целях стимулирования производственной и коммерческой деятельности на 100 — 150 б.п».
Ольга Беленькая также опирается на сценарий снижения ключевой ставки до 15 — 16% и сохранения сигнала возможности дальнейшего ее траектории вниз:
— Мы допускаем, что ключевая ставка до конца года может быть снижена до 12 — 13%, и в этом случае она будет оставаться ниже инфляции в годовом выражении, как это было в 2015 году.
Эксперт считает, что ЦБ в этом году будет ориентироваться не столько на инфляцию в годовом выражении, сколько на инфляционные ожидания населения и текущие сезонно-сглаженные годовые темпы инфляции.
При этом ЦБ на краткосрочном горизонте не ставит таргет 4% важнейшей целью ДКП, к этому уровню регулятор ожидает приближение инфляции только к 2024 году и тогда ключевая ставка не некоторым оценкам регулятора дойдет до 7 — 7,5%: «То есть она будет выше интервала 5 — 6%, который ЦБ с 2020 года оценивал как долгосрочный нейтральный диапазон», — указывает Ольга Бленькая на возможный среднесрочный горизонт.
Аналитики Райффайзенбанка полагают, что в условиях текущего кризиса действия регулятора могут способствовать более оперативному возвращению этого индикатора в околонулевую зону:
— На наш взгляд, ЦБ сможет относительно активнее смягчать монетарную политику с целью поддержания потребительского спроса благодаря действию введенных мер контроля за движением капитала, так как эффект от снижения ключевой ставки на валютный рынок сейчас гораздо меньше.
По оценке Натальи Мильчаковой, если темпы инфляции начнут более существенно замедляться, к концу 2022 года ключевая ставка может быть понижена до 10 — 12%.
Судя по выступлениям руководства ЦБ, регулятор видит необходимость переориентировать свои задачи исключительно с целей снижения инфляции на поддержку структурной перестройки.
— Экономика нуждается в поддержке в период структурной трансформации. Хотя мандат ЦБ РФ формально заточен только на контроль за показателем инфляции, по факту в текущий момент ЦБ РФ будет выстраивать политику с учетом потребностей реального сектора, — полагает Наталия Орлова.
И этот процесс, по мнению Ольги Беленькой, будет развиваться по нестандартной траектории:
— Истощение товарных запасов, удорожание логистики, по-видимому, будет сопровождаться всплеском цен на товары. Отличие ситуации в том, что высокая инфляция сейчас будет связана не с избытком спроса, а с дефицитом предложения, поэтому ЦБ не будет подавлять ее во что бы то ни стало, а даст время, по нашим оценкам, 2 года на адаптацию экономики, и лишь в 2024 году рассчитывает вернуть инфляцию к таргету 4%.
В таком случае главным вызовом для регулятора в это время будет риск выхода инфляции из-под контроля.
По мнению Ольги Беленькой, ЦБ будет стараться в наибольшей мере поддержать ипотеку и кредитование предприятий: «При этом ключевая ставка должна оставаться достаточно высокой, чтобы обеспечивать привлекательность рублевых депозитов и сдерживать потребительское кредитование, избыточный рост которого может увеличить не обеспеченный товарами спрос, разгоняя инфляцию».
Поскольку ставка в этом году будет все равно оставаться достаточно высокой, задача развития экономики будет реализовываться через широкий спектр программ льготного кредитования. Поэтому бизнесу стоит опираться именно на этот ресурс при планировании, предпринимателям придется искать возможности финансирования проектов именно в рамках госпрограмм. А эти ресурсы есть. На льготное кредитования системообразующих предприятий промышленности будет направлено 1,4 трлн рублей, 675 млрд рублей пойдет на специальные льготные программы для малого бизнеса. А вот ощутимого снижения стоимости стандартных банковских кредитных продуктов для бизнеса при ставке 15% и даже 12% пока ждать не стоит. ЦБ, конечно, называет приоритетом достижение доступности финансирования для всех заемщиков за счет снижения инфляции. Но на практике эту задачу будет реализовать чрезвычайно сложно из-за большой степени рисков и все еще высокого уровня ключевой ставки для обеспечения доступности кредитных ресурсов на рыночных условиях.