02.03.2022

Какие западные компании вышли из российского ТЭК

Какие западные компании вышли из российского ТЭК

И с кем сектор намерен развивать отношения

Из российских нефтегазовых проектов из-за событий на Украине вышли четыре международных концерна — ExxonMobil, BP, Shell, Equinor.

Кого потеряли  

1 марта ExxonMobil (США) сообщил о выходе из проекта «Сахалин-1» (управляет проектом от имени международного консорциума японских, индийских и российских компаний): «В ответ на недавние события мы начинаем процесс прекращения деятельности и разрабатываем шаги по выходу из проекта… Наша роль оператора выходит за рамки инвестиций в акционерный капитал. Процесс прекращения операций необходимо будет тщательно контролировать и тесно координировать с соучредителями, чтобы обеспечить его безопасное выполнение».

Ранее Совет директоров британской Shell заявил о намерении выйти из своих совместных предприятий с Газпромом и связанными с ним организациями, включая 27,5-процентную долю в заводе по производству сжиженного природного газа «Сахалин-2» (другими долями владеют Газпром — 50%, Мицуи — 12,5%, Мицубиси — 10%), 50-процентную долю в Salym Petroleum Development (СП с «Газпром нефтью», которое занимается разработкой Салымских месторождений в Ханты-Мансийском АО) и Гыданское энергетическое предприятие (СП с «Газпром нефтью» по разведке и разработке месторождений на Гыданском полуострове, находится на стадии разведки, добычи нет). Shell также намерена прекратить участие в проекте газопровода «Северный поток — 2». Shell является одной из пяти энергетических компаний, каждая из которых взяла на себя обязательство предоставить финансирование и гарантии на сумму до 10% от предполагаемой общей стоимости проекта в 9,5 млрд евро. По данным компании, в конце 2021 года внеоборотные активы Shell в этих предприятиях в России составляли около 3 млрд долларов: «Мы ожидаем, что решение начать процесс выхода из совместных предприятий с Газпромом и связанными с ним организациями повлияет на балансовую стоимость активов «Шелл» в России и приведет к их обесценению».

28 февраля Совет директоров Equinor (Норвегия) принял решение прекратить инвестиции в Россию и начать процесс выхода из российских СП. «В сложившейся ситуации мы прекратим новые инвестиции в наш российский бизнес и начнем процесс выхода из совместных предприятий в соответствии с нашими ценностями», — сообщил президент и генеральный директор Equinor Андерс Опедал. Напомним, Equinor работает в России более 30 лет и заключила соглашение о сотрудничестве с Роснефтью в 2012 году. По информации компании, на конец 2021 года внеоборотные активы Equinor в России составляли 1,2 млрд долларов.

27 февраля Совет директоров BP (Великобритания) объявил о продаже 19,75% Роснефти (владеет с 2013 года). Совет директоров покинули генеральный директор BP Бернард Луни и бывший исполнительный директор группы BP Боб Дадли. Председатель BP Хельге Лунд заявил: «Наше сотрудничество с Роснефтью, государственным предприятием, просто не может продолжаться. Мы больше не можем поддерживать представителей BP в совете директоров Роснефти. Холдинг Роснефти больше не связан с бизнесом и стратегией BP». BP также выйдет из трех СП с Роснефтью в России, балансовая стоимость которых составляла около 1,4 млрд долларов на конец 2021 года.

В СМИ появились сообщения, что итальянская Eni намерена выйти из СП с Газпромом. Eni владеет 50-процентной долей в подводном трубопроводе «Голубой поток», соединяющем Россию с Турцией через Черное море, общей протяженностью 774 километра по двум линиям с пропускной способностью 16 млрд кубометров в год. Официального подтверждения этим сообщениям нет.

Кем прирастем

На этом фоне Газпром подписал договор на выполнение проектно-изыскательских работ в рамках строительства в Монголии магистрального газопровода «Союз Восток». «Он станет продолжением российского газопровода «Сила Сибири — 2» и позволит поставлять до 50 млрд куб. м российского газа в год в Китай — на самый динамично растущий в мире газовый рынок», — сообщили в компании. Документ, в частности, предусматривает привлечение монгольских компаний для инженерно-геодезических, инженерно-экологических и археологических изысканий. «Работа по проекту газопровода «Союз Восток» активно и успешно продвигается. Месяц назад были утверждены результаты технико-экономического обоснования, а сегодня подписан договор на проектирование. Это означает, что проект перешел в практическую стадию», — сказал глава компании Алексей Миллер.

Напомним, в феврале 2022 года подписан долгосрочный договор купли-продажи природного газа по «дальневосточному» маршруту. После выхода проекта на полную мощность объем поставок российского трубопроводного газа в Китай увеличится на 10 млрд куб. м и в совокупности достигнет 48 млрд куб. м в год. 

В январе-феврале 2022 года Газпром, по предварительным данным, добыл 89,4 млрд куб. м газа — на уровне аналогичного периода прошлого года. По данным управления информации компании, поставки Газпрома из газотранспортной системы на внутренний рынок в связи с теплой для февраля погодой снизились на 5,9% (на 4 млрд куб. м):

— Экспорт в страны дальнего зарубежья составил 23,2 млрд куб. м — на 32,6% (на 11,3 млрд куб. м) меньше, чем за тот же период 2021 года. Газпром продолжает поставлять газ согласно заявкам потребителей в полном соответствии с контрактными обязательствами. В феврале поставки относительно прошлого года увеличились, в частности, в Италию — на 135,5%, в Польшу — на 41,1%, в Болгарию — на 26,4%, в Словению — на 53,7%, в Боснию и Герцеговину — на 17,6%.

По информации Gas Infrastructure Europe, на 27 февраля объем активного газа в европейских подземных хранилищах упал до 28,8 млрд куб. м. Это на 21,3% (на 7,8 млрд куб. м) меньше показателя прошлого года и на 0,4 млрд куб. м ниже исторических минимальных значений на эту дату. Закачанный в летний сезон 2021 года газ уже выбран из ПХГ Европы на 100%, до нуля. Теперь отбор идет из объемов, которые были закачаны в предыдущие годы.

Справка

В 2020 году, по данным Минэнерго России, каждая вторая единица оборудования для нефтегазовой отрасли на российском рынке производилась внутри страны. Таким образом, доля импорта нефтегазового оборудования в 2020 году снизилась до 43%. Показатель импортозависимости для нефтегазового оборудования в России в 2014 году, по данным Минэнерго, в целом по отрасли составлял 60%, а по отдельным позициям российских аналогов не существовало вовсе (по информации ЦДУ ТЭК).

Фото: BP, Газпром

Еще в сюжете «События на Украине: последствия для экономики»

Материалы по теме

Почему растут иностранные инвестиции в Россию

ЕС ввел жесткие санкции, которые коснутся уральских предприятий и проектов

Технологическая безопасность в опасности

«Сургутнефтегаз» занял 12 позицию в рейтинге 250 крупнейших энергетических компаний мира

Башнефть выиграла пять участков в родном регионе

Уватнефтегаз запустил Косухинское месторождение