Нужно ли России выйти из ВТО, если мы проводим политику импортозамещения
Профессор УрФУ рассказала о целесообразности сохранения членства РФ во Всемирной торговой организации
В интервью журналу «Эксперт-Урал» доктор экономических наук, профессор Института экономики и управления Уральского федерального университета Ирина Тургель подчеркнула, что членство России в ВТО не является ограничением для проведения политики импортозамещения.
— Россия еще состоит во Всемирной торговой организации или уже вышла?
— Мы продолжаем состоять в ВТО. Такие выходы России сейчас происходят из тех международных организаций, которые регулируют различные политико-правовые сферы. И здесь ни одного официального заявления о выходе я пока не слышала. В марте такую инициативу выдвигала партия «Справедливая Россия», но она не была поддержана.
— Это касается формального подхода. А де-факто? С учетом санкций, вводимых против России несколькими десятками стран-членов ВТО, с учетом наших контр-санкций и принимаемых протекционистских мер… В чем сейчас проявляется наше членство в ВТО?
— Протекционистские меры в период пандемии принимала не только Россия, но и другие страны. Режим ВТО никогда не охватывал всей товарной номенклатуры и он не является чем-то заданным раз и навсегда. Там есть возможности гибких реакций. То есть членство страны в ВТО не означает, что она не может защищать свой внутренний рынок. Другое дело, что инструментарий такой защиты может быть ограничен.
И еще один момент. Членами ВТО являются и страны, которые не предпринимают недружественных действий по отношению к России. Так что было бы неправильно лишиться площадки для регулирования режима международной торговли.
Не выходить, но преодолевать ограничения
— Следует ли в нынешней ситуации России оставаться в рядах ВТО? Это не ограничивает наш экономический суверенитет?
— Членство в ВТО не является всеобъемлющим для ведения международных операций страны, поэтому не является для нас жестким ограничителем. Для преодоления возникающих сегодня ограничений необходимо больше внимания уделять повышению внутренней эффективности государственной экономической политики, государственной промышленной политики.
— То есть выходить из ВТО пока нецелесообразно?
— Я не считаю, что это целесообразно. Членство в ВТО не является, например, ограничением для проведения политики импортозамещения. Оно позволяет участвовать в многосторонних переговорах о режиме международной торговли.
— Есть ли у вас данные по судебным спорам, которые в настоящее время ведут страны-участники ВТО против России и наша страна в отношении других членов ВТО?
— Из последних интересных примеров 2022 года — Евросоюз предъявил претензии в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) из-за российских ограничений на экспорт древесины. Новые меры в России вступили в силу 1 января. ЕС оспаривает повышение экспортных пошлин на некоторые виды лесоматериалов до 80% и сокращение количества пограничных пунктов, через которые осуществляется экспорт. Ранее арбитры ВТО поддержали Россию в споре с ЕС о надбавках к себестоимости российских экспортных товаров из-за низких цен внутри России на энергоресурсы.