20.09.2022

Набор химических решений

“«НафтаМакс» рассчитывает закрыть порядка 10% спроса активных основ химических реагентов в России и Каспийском регионе”, — рассказал генеральный директор компании Максим Зунтов

— Расскажите о вашей компании и чем она занимается?

— «НафтаМакс» молодая развивающаяся компания. Учреждена ООО «Технологическая компания «Шлюмберже» и ZIRAX в 2020 году. Идеей для создания совместного предприятия послужил обоюдный интерес в объединении лучшей мировой экспертизы «Шлюмберже» в области разработки химических реагентов для нефтегазодобычи и возможностей производственных мощностей компании ZIRAX в лице завода «НИИПАВ». Таким образом «НафтаМакс» представляет собой локальный проект в РФ с доступом к лучшим международным экспертизам. Портфель технологий «НафтаМакс» включает в себя на сегодняшний день набор химических решений для всех этапов нефтегазодобычи, сбора, подготовки и транспортировки углеводородного сырья, а также специальные реагенты для переработки нефти и газа.

— Почему вы решили принять участие в Тюменском форуме?

— Прежде всего, это символично. Одним из учредителей «НафтаМакс» является ООО «Технологическая компания «Шлюмберже», которая в 2004 году (18 лет назад) была зарегистрирована в Тюмени. В истории становления компании «Шлюмберже» в России Тюменская область всегда играла важную роль. Один из самых крупных комплексных инвестиционных проектов компании в России был реализован именно здесь. В регионе создана инфраструктура из производственных центров, тренингового центра, центра цифровой компетенции, управленческого офиса и эколого-химической лаборатории.

Именно 18-летний опыт развития в регионе экспертизы в области экологии и нефтехимии, нацеленый на решение поребностей наших заказчиков лег в основу становления нашей молодой компании. Поэтому площадка Тюменского промышленно-энергетического форума не только выбрана неслучайно, но и является не чужой для «НафтаМакс».

Откуда взялось название «НафтаМакс», есть ли какой-то смысл в названии компании НМ?

— Действительно бросается в глаза, что «НафтаМакс» — это слияние двух слов «Нафта» и «Макс». Слово «Нафта» в нашем бренде никак не относится к Североамериканской зоне свободной торговли или городу и оазису в Тунисе, как это показывает «Википедия». В нашем случае оно обозначает не столько древнее название слова нефть, сколько продукт ее переработки, получаемый при перегонке нефти (также лигроин или нефтяной спирт), мы же нефтехимией занимаемся. Слово «Макс» также не связано с именем генерального директора компании, а относится к нашему принципу (подходу) работы с партнерами, ориентированностью на клиента, желанием приносить максимальную пользу заказчику, для масимизации экономического эффекта от основной деятельности партнера. Международный опыт и корпоративная культура учредителей «НафтаМакс» обеспечили нас набором ДНК для предложения рынку интереснейших решений и продуктов.

— «НафтаМакс» был создан в 2020 году. Только сейчас вы стали предлагать рынку свои продукты. Это пандемия так затормозила ваш выход на рынок?

— Как раз наоборот. Именно вызовы, с которыми мы столкнулись во время lockdown существенно ускорили развитие «НафтаМакс». Нефтегазовая промышленность относится к непрерывному циклу производства и именно ограничения в период пандемии Ковид19 продемонстрировали как могут быть уязвимы международные цепочки поставок. Кроме того, в этот период начался кратный рост стоимости логистических услуг, а также сильная волантильность на валютных рынках. Уроки пандемии подтолкнули учредителей ускорить развитие предприятия, обеспечивающего непрерывность поставок химических реагентов для поддержания операционной деятельности при бурении (буровые растворы), выполнении операций ГРП и цементажа на объектах группы в России и странах Центральной Азии.

Поэтому на начальном этапе «НафтаМакс» фокусировался на локализации и оптимизации технологий, востребованных внутри группы компаний «Шлюмберже». Покрыв основные потребности в химических продуктах высокого качества для внутреннего заказчика за эти 2 года, «НафтаМакс» сейчас предлагает внешнему рынку, внешним заказчикам как оптимальные решения по качеству и цене, так и премиальные решения.

— Расскажите о себе. Какой у вас был опыт до прихода в «НафтаМакс»?

— Родился и вырос в обычной московской коммунальной квартире. Закончил геологический факультет Московского государственного университета им. Ломоносова. По образованию я геолог-геохимик. До назначения в структуру «НафтаМакс» на позицию генерального директора, более 15 лет отработал в компании «Шлюмберже» в Группе бурения. Занимал различные позиции начиная от полевого инженера, менеджера по реализации сервисных услуг, менеджера по работе с ключевыми клиентами, до руководителя проекта. География этих позиций была весьма широкая — это как разные уголки России — Западная Сибирь, Восточная Сибирь, так и международный опыт — работа в Азии и Шотландии (Северное море).

— Чем предложение вашей компании может заинтересовать участников рынка химических реагентов для добычи углеводородов?

— Основные усилия «НафтаМакс» направлены на разработку новых химических реагентов, для которых активные основы могут быть синтезированы на нашей производственной площадке завода «НИИПАВ», находящегося в Волгодонске. Главной нашей отличительной чертой на рынке химических реагентов является возможность синтезировать активную основу, используемую в составе конечного продукта.

При этом «НафтаМакс» открыт для всех участников рынка. Мы предлагаем различные виды партнерства клиентам: производство активных основ, производство финальных продуктов. Это также может быть совместная разработка продуктовых линеек и производство по рецептурам заказчика.

— Сможет ли «НафтаМакс» закрыть все выпавшие с рынка объемы импортных реагентов?

— Наличие спроса со стороны клиентов и партнеров будет определять размеры наращивания объемов выпуска. Сейчас мы рассчитываем закрыть порядка 10% спроса активных основ химических реагентов в России и Каспийском регионе.

— С какими основными трудностями вы столкнулись при создании локальных химических решений для всех этапов нефтегазодобычи, сбора, подготовки и транспортировки углеводородного сырья, а также специальных реагентов для переработки нефти и газа?

— Характерной проблемой всего сектора химических реагентов для нефтегазодобычи в России является активное использование импортных компонентов, что существенно сокращает спрос. Это тормозит разработку локальных компонентов для химических продуктов и зачастую способствует оттоку опытных специалистов. Но сложности, с которыми столкнулась индустрия во время пандемии, а также новые международные экономические отношения уже заставили участников рынка очень серьезно задуматься на предмет наличия локальных продуктов.

Эти факты потребовали от нас поиска и привлечения лучших технических специалистов, экспертов и плотной работы с поставщиками, чтобы избежать полной зависимости от импортных компонентов. Как результат, нашей команде за 2 года удалось добиться существенного прорыва в разработке химических реагентов из 100% российского сырья, которые мы предлагаем сейчас рынку.

Еще есть достаточное количество химических реагентов, для которых продолжается работа по производству активных основ. Поэтому я уверен, что продуктовых линеек и рецептур «НафтаМакс» из 100% российского сырья будет становиться на рынке все больше и больше.

Еще в сюжете «Экспертное мнение»