Нефть тестирует отечественные инновации
Почему в России растет значимость трудноизвлекаемых запасов нефти
Коллаж Ддмитрий Макурин
Нефтедобыча Западной Сибири и всей страны находится в интенсивном поиске технологий для повышения эффективности производства и транспортировки углеводородов
Компания «Газпром нефть» совместно с партнерами провела испытания первого отечественного оборудования для повторного многостадийного гидроразрыва пласта (ГРП) на месторождении в Ямало-Ненецком автономном округе.
Трудный пласт
Гидроразрыв пласта — одна из ключевых технологий для разработки трудноизвлекаемых запасов нефти (ТрИЗ). Именно с этим типом месторождений компаниям придется работать в ближайшее время: ресурсная база нефтедобывающего сектора истощается.
«Около 40% российских месторождений нефти и газа перешли в стадию падающей добычи, поэтому растет значимость трудноизвлекаемых запасов», — отмечает генеральный директор группы компаний 1Oil Ирек Хуснутдинов.
По оценке эксперта Российского газового общества Антона Соколова, доля ТрИЗ в структуре отечественной минерально-сырьевой базы (МСБ) составляет от 50% до 65%.
Но при их разработке компании, по словам Ирека Хуснутдинова, сталкиваются с технологическими барьерами: «До 2022 года 60–70% технологий для бурения горизонтальных скважин ГРП зависели от импорта. Успешные примеры есть, но их масштабирование отстает».
«Газпром нефти» совместно с научными организациями и нефтесервисными компаниями удалось решить часть задач. Но их спектр достаточно широк.
«Разработка выработанных месторождений требует применения более сложных по своему составу заводнений, необходимых как для поддержания нужного давления в продуктивном пласте, так и для более полного извлечения нефти из недр», — объясняет Антон Соколов.
Сейчас российские компании достаточно активно работают над собственными реагентами, и уже есть отдельные успешные примеры достижений российской промысловой химии, так что можно надеяться, что на среднесрочном горизонте острота этого вопроса в значительной степени снизится.
Но при этом, по словам Антона Соколова, есть проблемы на уровне механики. Для применения ГРП необходимо большое количество специализированных агрегатов, их называют флотом ГРП: «До 2022 года флоты ГРП были исключительно иностранного производства. Работа над отечественными решениями началась только после того, как западные нефтесервисные компании заявили о намерении покинуть российский рынок. К 2025 году в России наконец появился первый полностью отечественный флот ГРП, а также были озвучены планы по налаживанию серийного производства. Полагаю, что к серийному выпуску флотов ГРП мы сможем подойти на горизонте трех-пяти лет».
Параллельно с технологией ГРП необходимо развивать методы горизонтального бурения. А для этого требуются так называемые РУС (роторные управляемые системы). «Эти системы дороги, требуют специально подготовленных для работы с ними операторов, а в нашей стране они в течение долгого времени были представлены исключительно зарубежными образцами», — формулирует проблематику Соколов.
Работа над отечественными РУСами началась задолго до 2022 года, но среди почти десятка компаний, которые взялись за это, до этапа реализации в металле и последующих испытаний добрались только две, а успешно пройти испытания смогла только одна. Тем не менее, по мнению Антона Соколова, их перспективы выглядят достаточно многообещающими на среднесрочном горизонте.
Стимулы для нефти
Инвестиции в такие технологии оправданы: потенциал ТрИЗ в России оценивается в 4,2 млрд тонн. «Однако их освоение сдерживается высокой себестоимостью добычи, что делает проекты малорентабельными при текущих рыночных условиях», — считает Ирек Хуснутдинов.
Для снятия ограничений нужны не только технологические решения, но и налоговые стимулы. Минфин разрабатывает льготы для проектов с инвестициями свыше 50 млрд рублей, но отрасль требует немедленных мер: снижения НДПИ для старых месторождений и налоговых каникул для арктических проектов.
По мнению Ирека Хуснутдинова, параллельно нужно принимать меры по расширению ресурсной базы: «Истощение доступной ресурсной базы — стратегическая угроза для российской нефтегазовой отрасли. Без активного освоения новых нефтегазоносных провинций страна рискует столкнуться с масштабным спадом добычи — до 25% к 2030 году. По нашему мнению, необходим запуск федеральной программы по поиску новых месторождений, в первую очередь в перспективных регионах Восточной Сибири».
Требуют обсуждения и вопросы, связанные с развитием трубопроводного транспорта (см. «Транспортировка инноваций»).
Цифра в скважине
На уровне отдельных компаний работа идет. Так, в апреле этого года «Славнефть-Мегионнефтегаз» (совместное предприятие «Газпром нефти» и «Роснефти») открыло новые запасы нефти на Луговом месторождении в Ханты-Мансийском автономном округе. Геологические запасы обнаруженных пластов оцениваются более чем в 3 млн тонн нефти. Для проведения геологического анализа пород и подбора оптимальной системы разработки были использованы российские цифровые инструменты.
Недропользователи все чаще обращаются к цифровым технологиям. В отрасли набирает популярность использование Big Data, искусственного интеллекта, машинного обучения, цифровых двойников. К примеру, недавно специалисты уфимского научного института «Роснефти» разработали и запатентовали цифровой помощник DataTools.
«Функционал сервиса позволяет определять причины изменения добычи. Это может быть снижение пластового давления или ухудшение гидродинамической связи между скважиной и пластом. ПО показывает, как изменился дебит в результате того или иного фактора, и формирует рейтинг газовых скважин, требующих проведения геолого-технических мероприятий», — рассказали в пресс-службе предприятия.
Специалисты ЛУКОЙЛа разработали корпоративную ИT-систему, управляющую разработкой зрелых месторождений с применением нейронных сетей. Программный продукт позволяет определять степень взаимовлияния нагнетательных и добывающих скважин и обеспечивать расчет оптимальных режимов их эксплуатации.
Эффективность применения таких решений участники рынка проанализируют на традиционном Промышленно-энергетическом форуме TNF в Тюмени в середине сентября. Центральная тема этого года — «Технологическое лидерство: объединяя усилия». Ожидается участие 12 тысяч человек, в том числе представителей более 900 компаний из 50 регионов России, бизнес-миссий из Китая, Казахстана, Беларуси и других стран.
|


Транспортировка инноваций