Угрожает ли изменение правового статуса Гренландии национальным интересам России

Крупнейший в мире остров, являющийся автономной территорией Дании может стать независимым государством за время четырехлетнего президентства Дональда Трампа
Насколько вероятно получение американцами полного контроля над Гренландией и как это соотносится с интересами России, в интервью «Эксперту-Урал»» поделился сотрудник отдела военно-политических исследований Института США и Канады им. Г.А. Арбатова Российской академии наук (ИСКРАН), доктор исторических наук Владимир Батюк
- Имеется ли в притязаниях Трампа на Гренландию какая-либо историческая подоплека?
- Никакой исторической подоплеки здесь нет. Просто это выражение американских национальных интересов как их понимает новоизбранный президент США Дональд Трамп.
Напомню, Гренландия до 1953 года была колонией Дании. В 2009 году она получила автономию с возможностью самоуправления и самостоятельного выбора во внутренней политике, но остается частью королевства.
При этом самый большой в мире остров никогда не входил в состав Соединенных Штатов. И нынешние притязания США на Гренландию продиктованы исключительно военными и экономическими соображениями.
- Тем не менее, в Гренландии уже много десятилетий имеется американская военная база.
- Да, имеется. База там существует с начала 1950-х годов, потом она неоднократно модернизировалась, а сегодня имеет очень большое значение для американских стратегических ядерных сил.
В Гренландии американцы разместили радары систем предупреждения о ракетном нападении. Это очень важно с точки зрения национальной безопасности США, поскольку в случае начала третьей мировой и термоядерной войны российские межконтинентальные баллистические ракеты полетят в сторону США именно через Северный полюс, то есть через Гренландию. Поэтому эта база очень важна для американцев. Но наличие военной базы не дает Соединенным Штатам право претендовать на какую-то территорию.
- Какие могут быть экономические интересы у США в Гренландии?
- Контроль над Гренландией позволит американцам контролировать морской Северо-Западный проход, соединяющий Северный Ледовитый и Атлантический океаны. Кроме этого, большое значение имеют природные ресурсы в самой Гренландии и на прибрежном шельфе. Этот шельф, по экспертным оценкам чрезвычайно богат природными ископаемыми, включая углеводороды.
- Могут ли столкнуться в этом случае в Арктике экономические интересы США и России? Америка уже присутствует в Арктической зоне через Аляску, но, получив Гренландию, она может усилить там свое влияние. Наша страна реализует мегапроекты на арктическом шельфе, в том числе на севере Урала, в Ямало-Ненецком автономном округе. Экспансия США может затруднить их воплощение?
- Действительно, это всё Арктическая зона, но довольно разные регионы. Контроль над Гренландией — это, конечно, важно. Но он не решает массу других проблем, с которыми сталкиваются Соединенные Штаты в Арктике. У американцев сейчас на плаву всего один ледокол, да и тот дизельный, построенный полвека назад. У России — десятки ледоколов, в том числе атомных. Это несопоставимые позиции, что дает России очень серьезные технологические преимущества в освоении природных ресурсов Арктики.
Вот если бы у Гренландии был свой мощный ледокольный флот, то это имело бы большое значение. Но его нет.
- Какие методы давления могут использовать США на Данию и Гренландию в своих требованиях?
- Самые разные. Гренландцам американцы могут посулить всевозможные экономические блага. В том случае, если гренландцы провозгласят свою независимость от Дании, это позволит им более тесно сотрудничать с Соединенными Штатами.
Сами гренландцы считают, что датчане не уделяют им достаточного внимания. И для такого рода мыслей имеются некоторые основания. Поэтому они очень внимательно прислушиваются к посулам новоизбранного американского президента.
Что касается Дании, то это не сопоставимая по сравнению с Соединенными Штатами величина, поэтому, думаю, что тут какого-то серьезного давления и не понадобится.
- Насколько вероятно обретение Гренландией независимости от Дании?
- Обретение независимости вполне возможно, гренландцы уже заявили, что собираются провести референдум по этому вопросу. В случае положительного решения, с точки зрения международного права, они получат возможность провозгласить себя независимым государством.
- Америке это будет выгодно?
- Конечно. Американцам будет гораздо проще решать свои вопросы напрямую с Гренландией, не обращая внимание на Копенгаген.
- То есть возможен вариант, когда Соединенные Штаты не станут присоединять к себе Гренландию, а будут с ней сотрудничать в качестве независимого государства?
- Такое тоже возможно. Я бы не исключал, что независимостью Гренландией всё и ограничится.
- Как вы оцениваете вероятность обретения независимости Гренландией?
- Если Трамп будет действовать в соответствии с заданной повесткой о том, что первоочередные интересы США касаются северной части Западного полушария от Панамского канала до Гренландии, тогда вероятность обретения независимости Гренландии и ее сближения с Соединенными Штатами будет очень высока.
- Это может произойти в течение президентского срока Трампа в ближайшие четыре года?
- Вполне возможно. Думаю, никаких особых препятствий к этому нет. На проведение референдума понадобится буквально несколько месяцев — и Гренландия уже независимое государство.