Наталия Орлова: у меня на этот год пессимистичный взгляд
Спад экономики будет глубже прошлого года. Причины — снижение потребления из-за отъезда представителей среднего класса, спад инвестиций и снижение чистого экспорта, считает главный экономист «Альфа-Банка» Наталия Орлова.
Первую фазу шока российская экономика отразила. Реальность оказалась лучше прогнозов. ЦБ оценил спад ВВП за 2022 год в 2,5%, тогда как ранее прогнозировалось 8 - 10%. На текущий год прогноз Банка России по динамике ВВП — от падения на 1% до роста на 1% Правда, отраслевые аналитики более пессимистичны. Главный экономист «Альфа-Банка» Наталия Орлова, например, считает, что в этом году ВВП может снизиться на 6,5%. Свою позицию эксперт обосновала в ходе диспут-клуба Ассоциации независимых центров экономического анализа (АНЦЭА). «Эксперт-Урал» приводит ключевые тезисы.
— 2022 года оказался по статистике гораздо лучше, чем ожидалось. Изначально мы говорили про спад ВВП на 8% -15%. По факту в течение всего года мы шли по траектории, очень приближенной к траектории 2015 года. Но это совсем не значит, что сценарий нынешнего кризиса будет повторять предыдущие: текущий кризис совершенно другой.
Демография и мобилизация
Динамика рынка труда и доходов населения в 2022 году была достаточно неплохой. При этом 2022 год стал первым кризисом, в течение которого спад ВВП сочетался со спадом безработицы. У нас безработица вышла на новый исторический минимум — 3,7% в прошлом году. Это говорит о том, что в экономике есть нехватка рабочих рук. Это связано, в том числе и с демографическими факторами.
При этом спад реальных заработных плат относительно небольшой, и это определило динамику реальных доходов населения. Так проявляется бюджетный эффект: сейчас около 22% всех доходов населения определяют бюджетные трансферы.
С одной стороны, это позитивный факт. Но плохо то, что динамика потребления снижается. Особенно глубокий спад в сегменте непродовольственных товаров.
Мне кажется, что происходит существенное изменение потребительской модели. Низкая безработица и небольшой спад доходов не гарантирует того, что потребление будет быстро восстанавливаться в последующие годы.
В будущем на темпы восстановления экономики заметное влияние окажет отток человеческих ресурсов. У нас нет полной статистики уехавших из страны. Мы можем опираться только на косвенные данные. Так, например, за третий квартал прошлого года из страны выехало 12 млн. человек. Трудно сказать сколько здесь туристического потока. Но, очевидно, что здесь есть эффект, связанный с мобилизацией. Уезжают представители среднего класса, которые всегда имели повышенную склонность к потреблению. И это один из факторов, который ударит по темпам восстановления потребительского спроса.
Инвестиции приготовились к спаду
В реальном секторе много разных трендов. Но меня больше всего беспокоят риски упрощения производств. Это связано с тем, что Россию отрезают от многих рынков с высокой добавленной стоимостью.
Все непросто и в сырьевом сегменте. Да, мы в 2022 году успешно переключили экспорт сырой нефти из Европы в Китай. Но в случае с эмбарго на экспорт нефтепродуктов так просто не получится. И это приведет к изменению структуры ВВП. В этой связи я ожидаю сокращения объёмов добычи нефти в этом году на 8% -10%.
Совершенно точно можно ожидать снижения инвестиционной активности. В 2023 году экономика после первого шока, связанного с уходом иностранных компаний, будет подстраиваться под новую реальность. И следствием этого будет спад инвестиций.
Кроме того, на мой взгляд стоит ожидать изменения динамики экспорта и импорта. Статистика 2022 года говорит о том, что экспорт не сократился в физических объемах. Россия старалась максимально много экспортировать нефти, пока для этого были возможности. При этом объемы импорта восстановились достаточно быстро. Товары продолжают поступать в страну через параллельный импорт. Поэтому, экспорт, скорее всего, снизится в 2023 году, а импорт вырастет. Этому способствует еще и достаточно крепкий рубль. При этом курс рубля в реальном выражении остается очень крепким, а это снижает возможности по импортозамещению.
На мой взгляд в 2023 году не удастся сохранить динамику ВВП. Главный риск связан с бюджетом. И этот риск не так-то просто взять под контроль. Сейчас цены на российскую нефть идут вниз, а значит объемы поступлений будут снижаться. Я не думаю, что у бюджета будут возможности дальше компенсировать удары, которые получает реальный сектор.
Таким образом я вижу довольно пессимистичную картину на этот год. Мои прогнозы основаны на трех китах — снижение потребления из-за отъезда людей, спад инвестиций и снижение чистого экспорта.
В первом полугодии 2022 года у нас не было спада инвестиций, потому что многие компании закупали впрок оборудование. Они создавали большие запасы, закрывали какие-то проекты, которые они планировали продолжать в течение длительного времени. Но на этом — все. Новые проекты вряд ли кто-то будет сейчас запускать. Доля компаний со смешанной иностранной собственностью у нас была 13%. Я думаю, что эти компании в значительной степени свою инвестиционную активность сократят в 2023 году. Так будут проявляться рыночные факторы. А фактор государственный будет существенно меньше влиять на динамику ВВП.
Фото : Альфа-Банк