В ближайший год SIM превратится в eSIM
О трендах в телекоме, новых вызовах и возможностях мобильных операторов
Tele2 — единственный российский оператор, которому в прошлом году удалось нарастить абонентскую базу. «В целом по России мы прибавили 200 тыс. абонентов. Это немного, мы ждали больше, когда занимались бизнес-планированием, еще до пандемии. Но, по факту, мы единственные, кому удалось сохранить позитивную динамику, несмотря на всю эту турбуленцию, — заявил на встрече с журналистами в Екатеринбурге генеральный директор Tele2 Сергей Эмдин. — Компании удается не просто обеспечить рост, но и увеличить прибыль. Это важно, потому что в нашей отрасли в принципе не так сложно обеспечить рост показателей, но как эту отрасль сделать прибыльной — вопрос на миллиарды рублей».
Про телеком
Сергей Эмдин:
— На сегодняшний день экономика телеком-отрасли — сложная, но все-таки положительная. Нельзя сказать, что отрасль теряет деньги. Несомненно, мы имеем очень здоровую ситуацию по операционной рентабельности. Самый большой вызов — это по-прежнему инвестиции. Чтобы быть успешным, ты должен около 20% выручки инвестировать в новое покрытие, в расширение сети там, где трафик растет быстрыми темпами. И, наверное, это главный вызов в нашей конкурентной борьбе — выиграет тот, кто может строить быстрее, дешевле и именно там, где эти мощности будут максимально востребованы. Соответственно, нужно заранее планировать и строить базовые станции там, где ты ожидаешь роста трафика. Легко можно ошибиться и потерять деньги, потому что эти новые базовые станции фактически будут не востребованы или будут востребованы через какое-то время.
Про влияние кризиса
Сергей Эмдин:
— Нельзя сказать, что телеком сильно выиграл, если смотреть на показатели прошлого года. Мы потеряли целый ряд направлений. Но в долгосрочной перспективе телеком выиграет: произошел тектонический сдвиг в сторону цифрового образа жизни. Мы увидели сильный рост трафика. 2020 год был годом большой стройки. Мы наращивали мощности там, где раньше никогда не было пиков потребления. Мы построили очень много базовых станций именно в самый тяжелый период самоизоляции.
Люди привыкли к тому, что многие вещи можно делать удаленно, не надо никуда ходить, все это можно делать в своем телефоне. Я думаю, что эта тенденция будет продолжаться, потому что онлайн-технологии — это удобно. Классический абонент поменял свое поведение. Если раньше у него было несколько SIM-карт и он не настолько тщательно выбирал тарифный план, то в 2020 году мы стали рациональнее. 95% трафика на сегодняшний день находится внутри пакетов.
В долгосрочной перспективе телеком выиграет: произошел тектонический сдвиг в сторону цифрового образа жизни
Директор макрорегиона «Урал» Tele2 Андрей Курданов:
— На Урале мы увидели более интересную динамику с точки зрения трафика и абонентской базы в тех регионах, где имели хорошее покрытие за пределами крупных городов. Например, в Тюменской области динамика с точки зрения и трафика, и абонентской базы, и выручки была намного выше, чем в других регионах Урала. Во время пандемии клиентам было важно иметь хорошую качественную связь там, куда они уехали. Также мы увидели прирост трафика абонентов в Курганской области, потому что вернулись «вахтовики», которые работали на севере Тюменской области. В четвертом квартале прошлого года мы наблюдали, как выросла активность абонентов в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском АО. Потребность в качественной связи и передаче данных растет.
Про eSIM
Сергей Эмдин:
— Это вопрос нескольких месяцев. Но должно быть обоюдное движение. И оператор, и власть должны эту технологию сделать «легальной», в широком смысле этого слова. К внедрению технологии должны быть готовы операторы. Наша компания, например, готова: техническая инфраструктура на территории РФ создана, мы можем переходить к промышленной эксплуатации технологии. Однако надо понимать, что пока не все телефоны поддерживают eSIM. Уверен, что очень скоро ситуация изменится, поскольку никакой технологической причины иметь в телефоне кусочек пластика (SIM-карту) нет. Это анахронизм, инерция, и в ближайший год SIM превратится в eSIM.
Про 5G
Сергей Эмдин:
— Сегодня говорить о создании коммерческой сети, к сожалению, рано. Я думаю, что это случится в ближайшие годы. Пока 5G — это история про пилотные зоны и различные тесты, но не более того. Есть несколько проблем. Первая — отрасль не договорилась с государством о приемлемом диапазоне частот. Решение, которое пока есть, нас не устраивает, поскольку в диапазоне 4,9 ГГц строить сеть очень дорого. Это будет такая уникальная сеть под Россию. А любая уникальная история будет стоить дорого. Вторая — нет устойчивого спроса на 5G. Опыт стран, где сеть пятого поколения появилась еще 1,5 — 2 года назад, подтверждает, что устойчивого платежеспособного спроса на технологию 5G по-прежнему нет. У нас, к сожалению, нет такой клиентской группы, которая говорит, что я за технологию 5G готов платить, например, в два раза больше, чем за 4G. Несмотря на то, что мы в этой гонке немного отстаем, ничего серьезного не произошло, рано или поздно технология будет запущена в России. Через 2 — 3 года 5G начнет активно использоваться для B2B-клиентов.
Отрасль не договорилась с государством о приемлемом диапазоне частот
Про розницу
Сергей Эмдин:
— В 2020 году участники рынка сотовой связи существенно сократили фирменные розничные сети. Традиционные точки были не востребованы, трафик покупателей значительно сократился даже у тех, кто проводил «агрессивные» продажи. Вектор сместился в сторону онлайн-каналов, саморегистрации. SIM-карты теперь можно купить в продуктовом ритейле, в аптеках, на заправочных станциях. Монобрендовых салонов становится меньше, а те, что продолжают работать, превращаются в шоурумы, экспириенс-зоны, где можно потрогать продукцию, изучить ее и задать сложные вопросы.
Андрей Курданов:
— За «коронавирусный» год розничная сеть компании на Урале сократилась примерно на 10 — 12%. Мы оставили наиболее эффективные точки продаж и ликвидировали те, которые можно было закрыть без ущерба для клиентов. Мы понимали, что если, например, в Ивделе, закроем единственный салон, то это будет проблема, а если в Екатеринбурге закроем один из многих салонов, то это не создаст сложности для абонентов. Поэтому мы максимально старались сохранить салоны в малых городах, но «почистили» в крупных, и при этом сделали их ещё более эффективными. Сейчас мы точно можем сказать, что они стали лучше, чем были год назад.