В цифровой мир на высоких скоростях
Экспертный прогноз: телеком-отрасль подвергнется жесткому госрегулированию

Фото Борис Ярков
При ряде ограничений телеком-операторы ищут способы обеспечивать растущий интернет-трафик, расширять зону покрытия, повышать скорость передачи данных
Оперативно заместить в России иностранное телеком-оборудование во всем его комплексе, о необходимости чего мы писали год назад (см. «Гибкая отрасль с королевским терпением», «Э-У» №6-9 от 27 февраля 2023 г.), все-таки не удалось. Операторы выходят из положения, закупая «железо» либо в Китае, либо в рамках параллельного импорта. Но главный способ развития, применяемый практически всеми участниками телекоммуникационного рынка, — повышение эффективности имеющегося оборудования, использование всех возможностей сети, в том числе перераспределение и переиспользование принадлежащих операторам радиочастот. Об этом шла речь на круглом столе «Телеком-2024: пределы роста и новые сервисы», который провел журнал «Эксперт-Урал» в конце февраля.
Работают еще умнее
Если в прошлом году у операторов возникали вопросы о том, как и где покупать телеком-оборудование, то к настоящему времени эти проблемы в большей степени уже удалось решить. «Ранее на протяжении нескольких лет мы активно строились в Свердловской области и развивали уже имеющуюся инфраструктуру. Эта инфраструктура в первое время неопределенности помогала нам поддерживать высокий уровень качества связи, — рассказал директор Екатеринбургского отделения ПАО «ВымпелКом» (бренд билайн) Павел Литвяков. — Сегодня же мы продолжаем работать над улучшением наших услуг с помощью целого комплекса технических решений, например, проводим рефарминги, когда расширяем частотный диапазон для стандарта LTE. Кроме того, недавно мы присоединились к федеральной программе по устранению цифрового неравенства, в рамках которой запустили 4G-интернет в десятке удаленных сел и деревень региона, численность населения которых не превышает 500 человек. На такое количество жителей одной базовой станции вполне хватает, чтобы предоставлять связь от нескольких операторов. Прийти туда по одиночке было бы непросто».
По мнению Павла Литвякова, уже через два года в результате рефарминга мы забудем про технологию мобильной связи 3G, ряд стран уже полностью отключили этот диапазон и перешли на четвертое и пятое поколения:
— На тех территориях, где мы видим коммерческую составляющую, будем развиваться в этом направлении. На других территориях, в том числе в отдаленных малых населенных пунктах и вдоль автотрасс, мы можем работать только при поддержке государства. Имеющиеся технологии позволяют нам совместно использовать телеком-оборудование на основе межоператорских соглашений.
МегаФон также все активнее применяет рефарминг — перевод частот из сетей 2G и 3G в современный стандарт LTE, перераспределяет оборудование между регионами. «Стремимся работать еще умнее, более точечно, налаживать схему взаимодействия с учетом текущей ситуации, эффективнее использовать имеющиеся ресурсы сети, — поделился технический директор МегаФона в Свердловской области Яков Пахоми. — Например, использовать диапазоны, которые раньше были недостаточно загружены, при размещении базовых станций стремимся обеспечить максимальное покрытие, а ряд технических вопросов теперь решаем с применением элементов искусственного интеллекта. Так, вместо целого отдела инженеров, которые анализировали сеть, мы используем корпоративное хранилище данных (DWH) и искусственный интеллект, который эти данные обрабатывает. И на основании этого получаем полную картину текущего состояния сети вплоть до предложений, где и что поставить, чтобы улучшить связь».
В сторону импортозамещения смотрят все телеком-операторы, есть кейсы с запуском отечественных базовых станций в тестовом режиме. Но пока российские производители не готовы заместить иностранное оборудование по ряду ключевых позиций (например, то же «железо» для базовых станций). Поэтому продолжает использоваться схема параллельного импорта.
— Прошлый год для нашей компании был успешным. Объем интернет-трафика широкополосного доступа (ШПД) через наши магистральные сети увеличился более чем в полтора раза — за счет выхода в Иркутскую и Новосибирскую области. Удалось обеспечить поставки необходимого для развития сети оборудования по параллельному импорту, оно должно к нам поступить в ближайший месяц. Это очень важный вопрос, поскольку у многих операторов возникают проблемы не только с развитием, но и с обеспечением надежности в эксплуатации телеком-оборудования. Участились аварийные случаи. Причина — не очень удачный подбор аналогов необходимого оборудования, его низкое качество, — выложил начистоту технический директор компании «Зуммер» (Тюмень) Юрий Любин.
Помимо ограничений в «железе» развитие телеком-отрасли сдерживает сохраняющийся дефицит специалистов. Проблема решается как традиционными, так и инновационными методами. «Очень эффективно показала себя практика работы с обучающимися, — прокомментировал Юрий Любин. — Стараемся «зацепить» человека с четвертого курса и подготовить из него специалиста хорошего уровня. Считаем, что по некоторым видам работ лучше получить трех студентов, чем за ту же стоимость одного большого профессионала».
Директор макрорегиона «Урал» Tele2 Светлана Галилеева считает, что часть работ специалистов можно переложить на ИИ:
— Свои технологии нам придется подстраивать под растущий дефицит кадров, который обострился в прошлом году. Речь идет о перестройке бизнес-процессов, внедрении элементов искусственного интеллекта — от планирования запуска объектов связи и модернизации до работы продавцов в салонах связи. В этом случае искусственный интеллект может помочь продавцам, давая им рекомендации и предложения по работе с клиентами, например, анализируя профиль потребления абонентов, их привычки и формируя персональное предложение.
Интернет мобильный или проводной?
Многолетний вопрос о том, какая интернет-связь перспективнее — мобильная или проводная — остается до сих пор актуальным. Директор ГК «Конвекс» (входит в «ЭР-Телеком Холдинг», ТМ «Дом.ру») Александр Мищихин убежден, что в сфере широкополосного доступа достигнуто насыщение рынка: «Какого-то взрывного роста трафика в ближайшую пятилетку ожидать нет оснований. Да, развивается интернет вещей, но это преимущественно служебный трафик. Вот когда пылесос с холодильником разговаривать научатся, тогда трафик достигнет необычайных высот. Примерно три четверти интернет-трафика — у проводных операторов, а три четверти рентабельности — у мобильных. То есть деньги у них, геморрой — у нас. Все развиваются на кредитах. А какое развитие может быть при отсутствии государственной поддержки? Сейчас мы придерживаемся стратегии выживания».
Но чем же тогда можно объяснить приход операторов мобильной связи в сферу ШПД? Представители «большой четверки» видят в проводном интернете хорошие перспективы в связи с расширением линейки услуг, поэтому разрабатывают новые способы взаимодействия с партнерами.
Представители «большой четверки» видят в проводном интернете хорошие перспективы в связи с расширением линейки услуг
— Мы стараемся дорабатывать наши решения «умного дома» и «умного двора» с точки зрения развития ШПД. Причем стремимся, чтобы эти комплексные услуги были синхронизированы с продажей квартир. Мы предлагаем застройщику цифровые сервисы для жильцов, а он запускает это в виде приложения под своим брендом, — отметил директор корпоративного бизнеса Екатеринбургского отделения ПАО «ВымпелКом» Александр Нестеров.
Павел Литвяков выразил мнение, что мобильный и проводной интернет имеют одинаково хорошие перспективы развития: «Билайн — конвергентный оператор, который предоставляет оба варианта. Что касается домашнего интернета, то думаю, что жители будут отдавать приоритет тому оператору, кто сможет обеспечить посредством ШПД высокие скорости интернета, например, для максимально комфортного просмотра через интернет-платформы телевидения или онлайн-кинотеатров».
Такой подход разделяет Светлана Галилеева: «Клиенту все равно, получает он тот или иной цифровой сервис по проводному или по мобильному интернету. Главное, чтобы качество было на должном уровне. Сращивание подходов в развитии мобильного и проводного интернета ведет к развитию конвергентных услуг».
Корпоративный сектор также наращивает потребление интернет-трафика за счет развития как мобильной связи, так и ШПД. Рост трафика обеспечивается в том числе работой удаленных сотрудников: многие компании после ковида сохранили схему полной или частичной удаленки. Крупные промышленные предприятия активно тратятся на цифровую трансформацию и укрепление кибербезопасности, это также способствует развитию мобильного и проводного интернета. Например, ряд предприятий обращаются к операторам за созданием корпоративной мобильной сети — Private LTE (выделенная сеть, созданная в пределах одной организации). Так, в арсенале МегаФона есть ряд подобных проектов, которые были успешно реализованы в масштабах страны, и в частности на Урале — на территории промышленного гиганта ММК.
Также сохраняется высокий спрос на облачную инфраструктуру и центры обработки данных.
— Бизнес начинает отказываться от идеи приобретения собственного сервера, многие компании приходят к пониманию, что проще перейти на облачную инфраструктуру на условиях аренды. Преимущества: установка и настройка решения могут быть выполнены всего за день, возможность масштабировать и отсутствие необходимости обслуживать такую инфраструктуру. Кроме того, хранение данных на облаке снижает количество проблем в области безопасности и защиты цифровых активов, поскольку отчасти эти задачи лежат на операторе, предоставляющем эту услугу. Как следствие, облачная инфраструктура в последнее время растет ускоренными темпами, — прокомментировал Александр Нестеров.
Павел Литвяков обращает внимание на местную специфику: «Екатеринбург — один из лидеров по проникновению в облака в сегменте b2b. Между тем растет востребованность и «домашнего» облака, в котором свой контент могут хранить частные лица. В конце 2021 года билайн приобрел крупного провайдера сервисов облачной инфраструктуры IBS DataFort (дочерняя компания IBS)».
Поход в цифровой мир
Что касается прогнозов развития телеком-отрасли, то участники рынка ожидают усиление роли государства и в некоторых случаях воспринимают это даже как спасение бизнеса. «Для успешного развития телеком-отрасли, во-первых, должна быть вменяемая финансовая составляющая. Возможно, необходимо предусмотреть льготы со стороны государства. Второй момент — решение кадровой проблемы. Вопрос нехватки кадров в телеком-отрасли тянется десятилетиями. Без системной работы в сфере подготовки ИТ-специалистов и программистов нам не выжить», — констатирует Александр Мищихин.
По мнению Юрия Любина, в ближайшие полтора года телеком-отрасль подвергнется со стороны государства более жесткому регулированию: «Власти адаптируются к меняющимся внешним и внутренним вызовам — ждем нового регламентирования, появления нормативных актов. Сейчас это хорошо видно по созданию пилотных зон: Тюменская область вошла в число 16 субъектов РФ, где реализуется пилотный проект по формированию ИТ-инфраструктуры и обеспечению безопасности образовательного процесса в школах».
Светлана Галилеева прогнозирует усиление тренда на персонализацию работы с клиентами:
— Если в предыдущие годы основная конкурентная борьба между телеком-операторами велась за привлечение абонентов, то сейчас к этому добавился тренд на удержание клиентов и как следствие — выстраивание более качественной работы с ними. Это означает персонализацию работы, то есть мы уже работаем не с сегментами аудитории, а делаем индивидуальные предложения для своих клиентов.
|
|
|