Не бойтесь совершенства. Вам его не достичь*

Производительность труда переходит на макроуровень

Производительность труда переходит на макроуровень
Иллюстрация Aimagino

Работа в условиях жесткой конкуренции, развитие производственной культуры, роботизация и цифровизация, а также создание квазирыночных механизмов — всё это факторы, способствующие повышению производительности труда в России

В октябре этого года стартовала промышленная сборка Яндекс.Роверов — автономных роботов-доставщиков. И если сегодня эксплуатируется всего несколько сотен роверов (преимущественно в Москве), то к концу 2027 года их будет уже примерно 20 тысяч. Об этом сообщил бывший управляющий директор группы компаний «Яндекс» Тигран Худавердян на прошедшем в ноябре VII федеральном форуме «Производительность 360».

— В среднем курьер у нас осуществляет примерно 2,5 доставки в час. Ровер — пока в два раза медленнее. Но важно, что роботы-доставщики могут работать круглосуточно, замена аккумулятора происходит всего за несколько минут, а через пару лет роверов станет десятки тысяч, — рассказал представитель «Яндекса».

Роботизация и цифровизация многих производственных и бизнес-процессов стала одним из важнейших факторов повышения производительности. Еще пример от «Яндекса». Водители сервиса «Яндекс.Такси» перед началом работы обязаны всякий раз фотографировать машину, чтобы показать ее чистоту. Раньше эти снимки попадали к асессорам, которые принимали решение, допускать или нет водителя на рейс. В 2025 году компания при помощи новых языковых моделей полностью оцифровала этот процесс, в результате чего будет экономить ежегодно 2 млрд рублей зарплатного фонда.

Яркие примеры есть и в уральской промышленности. Челябинский кузнечно-прессовый завод установил 290 роботов-манипуляторов для обслуживания станков и конвейеров, каждый из них заменяет три человека. В результате производительность на предприятии выросла на 15%.

Министры в ответе

Однако цифровизация и роботизация, внедрение элементов искусственного интеллекта не могут стать единственным и универсальным инструментом повышения производительности. Если не применять принципы бережливого производства, компании рискуют попросту автоматизировать хаос.

Какие факторы важно учитывать для увеличения производительности труда и роста эффективности бизнеса, обсуждали участники форума «Производительность 360». 

— Если по-честному, то рост производительности не бывает без конкуренции. Конкуренция — основной двигатель. Но с этим у нас есть определенные проблемы. Ушли западные компании, которые задавали тон. К сожалению, повысилась степень монополизации на внутреннем рынке. Это вынужденная мера, с которой нам придется жить. Поэтому приходится административно донастраивать систему, на какое-то время внедряя квазирыночные механизмы, — признался на форуме министр экономического развития РФ Максим Решетников. — В этой связи важно продолжать проект «Производительность труда». Он как раз направлен на то, чтобы выйти с микро­уровня, от работы с конкретным предприятием, на больший масштаб. Мы сказали: давайте в каждой отрасли будут свои центры компетенций, пусть у наших министров стоят задачи по производительности труда. И через это начинаем вовлекать отрасли в гораздо большем масштабе, чем это было. Надо отдать должное: все министры плотно включились в эту работу.

Среди факторов, способствующих повышению производительности, участники форума называли также хороший гарантированный сбыт. Бизнес должен предложить крутой товар, который будет пользоваться спросом, причем желательно не только на российском рынке. Масштабирование бизнеса неизбежно ведет к оптимизации производственных процессов. Например, Росатом сегодня строит за рубежом 22 энергоблока. За счет такого масштабирования госкорпорация стала строить в два раза быстрее по сравнению с тем, когда только начинала экспансию на внешние рынки. Разумеется, сыграло свою роль и внедрение принципов бережливого производства.

На предприятии ОПК в Оренбургской области роботизировали производственную линию, потратив больше миллиарда рублей. Но в результате Минобороны снизило цену на его продукцию на 30%      

— С 2008 года по 2017 год в Росатоме производительность труда выросла больше чем в четыре раза. Собирали низкорастущие плоды, когда можно было прямо глазами увидеть потери, быстро найти механизмы их устранения. В следующий период 2017–2025 годов производительность труда выросла в 1,9 раза, потому что ресурсы были уже максимально выбраны, — поделился генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев. — Тема производительности труда, повышения эффективности и сокращения затрат должна быть флагманской в управлении и основной идеологемой работы коллектива. Не поверю, если кто-то скажет: «Невозможно увеличить производительность труда по причине высокой ключевой ставки или жестких санкций, поэтому сейчас такая задача для нас не является приоритетной, будем ждать благоприятных внешних условий». Такой человек или дурак, или подлец. Любой процесс можно улучшить.

Проблема в том, что в силу некоторых особенностей российской экономики не все компании имеют достаточно стимулов к повышению производительности труда. Министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов привел интересный пример:

— Сейчас мы с коллегами много обсуждаем вопрос повышения производительности труда, в частности в секторе ОПК. Есть определенные сложности. На одном из предприятий в Оренбургской области сделали замечательный проект, потратили больше миллиарда рублей на роботизацию производственной линии. После роботизации заказчик предприятия — Министерство обороны — сказал: «Большое спасибо, теперь цена на вашу продукцию — минус тридцать процентов». Поэтому мотивация к роботизации в оборонно-промышленном комплексе в силу особенностей ценообразования отсутствует. То есть люди занимаются роботизацией и при этом получают существенное падение собственных доходов. Мы с коллегами из Минобороны работаем над тем, как, наоборот, создать такие стимулы, чтобы сэкономленные деньги оставались на предприятии.

Экономить то, что дорого

Важным ресурсом для повышения производительности труда в стране остается социальная сфера.

— Мы впервые так серьезно в рамках нацпроекта поставили вопрос и ведем диалог с социальной сферой с точки зрения повышения производительности труда, — отметил Максим Решетников. — Речь идет не просто о бережливом производстве, которое в социалке уже неплохо внедрялось. Коллеги рассматривали это как способ сокращения очередей, улучшения качества социальной помощи и т.д. Но давайте посмотрим на выработку в расчете на занятого, потому что перед нами в ближайшие годы стоят гигантские вызовы. Например, в системе образования ожидается резкое сокращение числа детей в школах и садиках. Соответственно возникает вопрос: как выдержать параметры? Зарплаты снижать невозможно. Значит, надо что-то делать.

Вообще социальный фактор в сфере производительности труда, несмотря на тотальную цифровизацию, явно преобладает. В этой связи эксперты задаются вопросом: а так ли справедливо для нашей страны правило, когда рост заработных плат должен следовать за повышением производительности труда, а не наоборот?

— За последние годы производительность труда в России выросла на 4–5%, а реальная заработная плата — почти на 20%. Хорошо это или плохо? — рассуждает председатель комитета Государственной думы РФ по экономической политике Максим Топилин. — В теории зарплата должна расти медленнее производительности труда. Но в нашей стране мы только начали восстановительный процесс по зарплатам, и на этом этапе как раз опережающий рост реальных зарплат очень важен, чтобы достигать эффектов производительности труда. Потому что вы должны экономить то, что дорого.

Современный подход состоит в том, что производительность труда рассматривается в качестве не технологии, а части производственной культуры. Это люди, которые способны грамотно выстроить и подстроить любые бизнес-процессы в соответствии с быстро меняющимися обстоятельствами. Поэтому наша общая задача — сделать эту культуру частью большой производственной системы в нашей экономике. 

#1* Цитата испанского художника Сальвадора Дали.

Материалы по теме

Копать от столба и до двадцатого года

Стартовал IV Пермский инженерно-промышленный форум

Свердловская область вошла в число пилотных регионов

Как прыгнуть выше головы

В Тюмени повышают производительность труда

Повышаем производительность труда в Свердловской области