Подрядчики объявлены главным тормозом цифровизации строительства
Им предложено добровольно войти в общероссийский реестр цифровых подрядчиков
Переход на цифровизацию в строительстве предполагает существенное сокращение временных затрат и, как следствие, качественный рост производительности. «В первую очередь должна повыситься производительность труда, — рассказал о целях цифровизации строительной отрасли вице-премьер России Марат Хуснуллин. — Если она вырастет на 10%, на стройках потребуется на полмиллиона человек меньше. Поднимем производительность на 20% — высвободим уже миллион строителей».
Слабое звено
Рост производительности за счет цифровизации в полной мере будет возможет только тогда, когда должных цифровых компетенций и оснащения достигнут все участники строительного процесса. Но в этой цепочке выявилось слабое звено.
— Государство с 2015 года ведет планомерную работу по переходу строительной отрасли на технологии информационного моделирования (ТИМ). Естественно, проектировщики тут впереди планеты всей, поскольку они находятся на одном из первых этапов жизненного цикла, — отметил председатель комитета Российского союза строителей по цифровизации в сфере строительства и проектирования, основатель ИТ-компании «Мобильные решения для строительства» Тимофей Татаринов в ходе своего выступления на мартовском форуме по цифровизации в строительной отрасли Forum.Digital Construction 2022. — Осознавая эффективность применения цифровых технологий, с 2016 года ведущие заказчики и застройщики страны приходят к применению BIM-моделирования. С 1 января 2022 года использование ТИМ для всех объектов капитального строительства с государственным участием стало обязательным. А подрядчики — непосредственные исполнители строительных работ — остались на прежнем уровне. Исключение составляют редкие подрядные компании на крупных промышленных или девелоперских объектах, где работа с заказчиком предполагает взаимодействие в цифровой среде. Мы видим, как заказчики идут в ногу со временем и последние семь-восемь лет активно внедряют цифровые инструменты. Но когда они пытаются подключить к своим системам подрядчиков, возникают сложности. Предполагается, что в недалеком будущем будет вестись электронный журнал строительных работ, что подрядчики будут вбивать информацию о выполненных работах и т.д. Но по факту сейчас мы видим другую картину: чтобы заработала система заказчика, он нанимает отдельных операторов, которые вводят данные о ходе работ. Мы это наблюдаем повсеместно. То есть ни о какой сквозной цифровизации речи не идет, просто ведется оцифровка данных «с полей».
В строительной отрасли вырисовывается серьезная проблема: увеличивается разрыв в цифровых компетенциях заказчика и подрядчика. Возможности заказчика в развитии сквозной цифровизации ограничиваются низкой цифровой зрелостью подрядчика. Эксперты рынка сходятся во мнении, что уровень цифровой зрелости и подготовленности строительно-монтажных компаний требует серьезной оценки. Кроме того, важно показать, в том числе и подрядчикам, что от применения цифровых инструментов можно получать реальный экономический эффект.
Индекс цифровизации как конкурентное преимущество
В Союзе строителей России предложили решение, реализовав проект «Индекс цифровизации российского подрядчика в строительстве» (ИЦРПС). Это методика самоаудита, предполагающая оценку цифровой зрелости строительно-монтажной компании, а также ее дальнейшего развития в сфере цифровой трансформации, с целью повышения эффективности выполнения работ. ИЦРПС позволяет подрядчику самостоятельно и бесплатно оценить уровень своей цифровой зрелости и построить дорожную карту цифровизации своей компании.
— При разработке методики мы опирались на бизнес-процессы подрядных компаний, учитывали доступный и практически применимый софт, который закрывает эти процессы, — пояснил Тимофей Татаринов. — Индекс оценивает такие блоки цифровизации, как проектная, рабочая и исполнительная документация, календарно-сетевое планирование, сметы, контроль качества, сбор факта об объемах работ, аналитика данных, базовые программы рабочего места, интеграции между системами и др. Также, помимо бизнес-процессов, оценивается такой блок, как цифровая культура, потому что цифровизация — не про покупку программы, не про оборудование рабочего места, а в принципе про изменение подхода к работе с данными и управление на основе данных.
ИЦРПС помогает определить текущий статус цифровизации подрядчика, организовать поэтапную цифровую трансформацию, обеспечивает рост производительности и качество работ, создает конкурентное преимущество при получении контрактов. Как это работает? Подрядчик проходит тест на сайте ицрпс.рф, после чего ему присваивается индекс цифровизации и направляются рекомендации по проведению цифровой трансформации. После подтверждения на Госуслугах строительно-монтажная организация включается в реестр цифровых строительных подрядчиков, благодаря чему заказчик получает возможность проверить подрядчика на соответствие требованиям по цифровизации.
Для заказчика этот проект интересен тем, что формируется общероссийский реестр цифровых подрядчиков. Реестр определяет уровень цифровизации подрядчика, претендующего на контракт, и показывает степень прозрачности работы подрядчика. Реестр позволяет сократить стоимость и сроки строительства за счет выбора адекватной условиям строительства контрактной стратегии.
Данный проект запущен в ноябре прошлого года. За прошедшее время тестирование уже прошли подрядчики из 22 российских регионов. Стабильно в лидерах цифровизации Москва, Санкт-Петербург и Татарстан. Наиболее продвинутыми показали себя заказчики в сфере промышленного строительства. Однако в целом уровень цифровизации подрядчиков оказался весьма низким. Средняя оценка подрядных компаний по десятибалльной шкале составила 2,9. Но, по крайне мере, теперь есть от чего отталкиваться. Проект создан в том числе и для того, чтобы ежегодно мониторить, как повышается уровень цифровизации в регионах.
Проект поддержан Минстрорем России, отраслевыми ассоциациями и общественными объединениями, ведущими заказчиками строительства и ведущими строительными вузами страны, такими как Московский государственный строительный университет, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого и др.