Свердловская филармония ведет переговоры с Zaha Hadid Architects
Проект по строительству нового концертного зала не заморожен
Свердловская филармония стала площадкой для обсуждения концертной жизни региональных филармоний страны. Здесь прошло совещание секции творческого планирования Уральского отделения Союза концертных организаций России (СКОР). Мероприятие объединило 14 организаций из 11 регионов страны. Это уже вторая тематическая сессия, посвященная планированию концертной деятельности — первая встреча прошла в июне этого года в Челябинске.
— Сейчас концертная деятельность в стране переживает не самые простые времена. Сначала сказались последствия пандемии — многие концертные организации были вынуждены переносить свои творческие планы. Теперь нужно искать новые пути решения в области филармонического дела в связи с массовой отменой выступлений зарубежных исполнителей и мировых гастролей наших филармонических коллективов. В такой период важно всем объединиться — любое творческое взаимодействие в академической сфере будет максимально полезно, — считает директор Свердловской филармонии Александр Колотурский.
Важной темой стало обсуждение гастролей филармонических коллективов. По мнению членов Уральского отделения СКОР, это позволит расширить культурные связи с другими регионами и повысить исполнительский уровень музыкантов
— Омск не обладает академическим хоровым коллективом, но у нас есть потребность в нем. Поэтому мы сейчас внимательно присматриваемся к Симфоническому хору Свердловской филармонии, к Капелле им. Эйдинова из Магнитогорска — эти два коллектива представляют интерес для совместной работы с нашим симфоническим оркестром. Любое взаимодействие дает новые возможности для развития творческих связей, — отметил художественный руководитель Омской филармонии Андрей Баранов.
Сейчас многие региональные филармонии вынуждены менять привычную систему работы со слушательской средой, выстраивать свою деятельность в соответствии с новыми правилами рынка. «Удмуртская филармония в этом году запустила не ярмарку абонементов, а ярмарку билетов. Слушателям предоставили весь сезон и возможность выбирать, как абонементы, так и билеты на любое количество концертов, которые им интересны», — поделилась опытом заместитель директора и художественный руководитель Удмуртской государственной филармонии Мария Видмак.
«Эксперт-Урал» обсудил будущее концертной деятельности филармонических коллективов с Александром Колотурским.
— Александр Николаевич, как будут развиваться региональные филармонии в условиях нового времени?
— Это новая старая реальность. Мы уже проходили эту историю в Советском Союзе. Тогда система организации концертной деятельности филармоний была идеальной, и с точки зрения экономики, и с точки зрения развития коллективов. За гастрольную деятельность отвечали три всесоюзные организации: Росконцерт, Союзконцерт и Госконцерт. У каждого из них были свои планы (гастроли по России, всему Союзу, включая республики, за границей) и средства на их реализацию. Было четкое распределение по расходам. Наши творческие силы, артистов я имею ввиду, в 1988 году по этим трем планам делали 750 концертов. Поверьте, в эти планы сложно было попасть. Недостаточно заявочку было написать. Там чуть-ли не драки были. В 90-е эта система рухнула в связи с принятием Конституции, которая гласила, что за культуру отвечает каждый уровень власти, то есть федералы отвечают за федеральную культуру, государство — за региональную, муниципалитеты — за муниципальную. И деньги на эти цели запрещено было передавать с одного уровня на другой. Все концертные организации сели на самостоятельное обеспечение. И это полностью разорвало концертное пространство. Муниципалы до сих говорят: «Какое искусство, у нас культпросвет — это совсем другая история».
Путь один, только сообща можно что-то сделать. В 2000 году мы создали Ассоциацию концертных организаций Урала, выработали правила игры и условия для составления и управления региональным концертным планом. В этот план входило более ста концертов. Эта система держалась 4 — 5 лет. Кстати, входили в нее не только уральские организации, это были филармонии из Омска, Вологды и других регионов страны. Потом в связи с улучшением экономической ситуации некоторые организации стали торпедировать эти правила, потому что они им стали невыгодны.
В мае этого года директора концертных организаций, входящих в Союз концертных организаций, снова начали поднимать вопрос о формировании ассоциации. А если такая потребность возникла, ее надо удовлетворять. То есть мы вернулись назад. Есть большое количество желающих из совершенно разных филармоний обсуждать новые правила. Вероятно, в сентябре-октябре мы их уже утвердим. А правила в том, что все заинтересованы в гастролировании своих творческих коллективов, это важная составляющая для профессионального развития. Но эти гастроли должны быть эффективными для всех. Необходимо понимать, как будут распределены затраты, решены многочисленные организационные вопросы, построена сетка. Мне нужно платить небольшие фиксированные гонорары своим артистам, покупать билеты, принимающая сторона, например, обеспечивает гостиницу. Мы говорим о планировании сезона 2023 — 2024.
— А ваших артистов ждут в других городах?
— Я не знаю. Все же зависит от публики, от предложения, от творческого уровня, от интереса, от жанра. Екатеринбург отличается от многих других городов. У нас творческие коллективы выше уровнем, зал выше уровнем и замечательная публика. Она очень воспитанная. Посчитайте, мы же в филармонии делаем по 170 — 200 концертов, а раньше и 250. Ни одна филармония вокруг нас такого количества не делает. Творческий уровень публики растет. У нас иное ценообразование и затраты мы можем себе больше позволить, чем другие города.
Александр Колотурский: «Сейчас прорабатывается организация гастролей нашего оркестра по Волге через Москву с помощью проекта «Всероссийские филармонические сезоны». В этом проекте задействованы ведущие филармонии России»
— Гастроли — это прибыльное мероприятие?
— Любые гастроли — это убыточное дело, любые. Неважно, куда ты поедешь, не имеет значения. Так во всем мире, не только у нас. Допустим, взять один из лучших в мире Чикагский симфонический оркестр, а это один из богатейших оркестров, то и он собирает деньги на два тура. Один тур по Америке, другой — зарубежный. Это очень дорогое удовольствие. Мы раньше ездили на фестивали во Францию, Германию, сейчас все это отменили. Мы поедем на гастроли в Тюмень, Петрозаводск, Санкт-Петербург, Курган, Челябинск.
— А вслед за экономикой на Восток — в Китай, например?
— Мы можем куда угодно. Но кто платить будет?
— Представители филармоний из других регионов говорят о нехватке иностранных артистов.
— Не сказал бы. Концертное пространство не имеет границ и зависит от уровня концертного зала. Есть пять уровней концертного зала, на каждом таком уровне — свой уровень артистов, менеджмента, публики. Если в одну из региональных филармоний отказывается приехать иностранный исполнитель, не факт, что он откажется приехать и к нам. Или, наоборот, мы поймем, что он не соответствует нашему уровню. Мы ставили себе задачу стать национальным залом, после него следующий уровень — международный. Почему мы и прорабатывали идею строительства нового комплекса, он точно позволил бы нам встать на ступень выше.
— Строительство нового концертного зала по проекту бюро Zaha Hadid Architects заморожено?
— Нет, ничего подобного. Идет работа по подготовке земельного участка, надо было сделать один из трех, и зон охраны памятников. Зоны охраны надо привести в порядок для того, чтобы можно было строить на этом участке. 30 памятников попадало, остался один — федеральный, остальное все сделано. Сейчас мы в контакте с Zaha Hadid Architects, ждем их позицию. Дальше будем смотреть по ситуации. Да, обстоятельства меняются, но работа идет. Проект настолько глобальный, что его нельзя остановить.
По первоначальным планам, филармония должна была получить новый концертный зал в 2025 году. Основной новый зал планировалось построить в форме виноградника, с креслами, окружающими сцену. Комплекс рассчитан на 3 тыс. зрителей, площадь — 350 тыс. кв. м
Справка
Свердловская государственная академическая филармония — одна из старейших в России (1936). Включена в реестр объектов культурного достояния Свердловской области. В 1998 году в России ее признали «Филармонией года». Имеет семь филиалов Концертного зала в городах Свердловской области и Виртуальный концертный зал. Проводит более 5 тыс. концертов в сезоне.
Союз концертных организаций России — уникальная корпорация, созданная внутри профессионального музыкального сообщества страны. Она объединяет 91 организацию из 75 регионов России. СКОР действует в интересах концертных организаций, выступая инструментом культурной вертикали между Министерством культуры России, федеральными органами культуры всех уровней и самими организациями.