21.07.2022

Производство падает — повестка ESG в России сворачивается?

Производство падает — повестка ESG в России сворачивается?

Крупнейшие промышленные экологические инвесторы пытаются выжить и уже не тянут в одиночку социально значимые проекты

Сегодня ситуация складывается таким образом, что российские промышленные города и целые регионы рискуют остаться без экологических инвестиций, которые из года в год осуществляли на территории своего присутствия крупные предприятия и холдинги. Для местных жителей это означает ухудшение состояния окружающей среды и в конечном итоге значительное снижение качества жизни. Градообразующим и регионообразующим производствам уже не до ESG-повестки, им бы удержаться на уровне рентабельности и хотя бы сохранить многотысячные трудовые коллективы.

«Лишний» металл

Жесткие санкции, введенные в отношении России десятками стран «коллективного Запада», в первую очередь ударили по нашим экпортоориентированным производствам. Пострадали нефтяники, металлурги, угольщики, машиностроители, производители минеральных удобрений и представители ряда других сфер промышленности. Но если одни смогли оперативно переориентировать поставки своей продукции с Запада на Восток или на внутренний рынок, то у других этот трюк не прошел. К последним прежде всего относятся металлургические компании.

Характерный пример — Магнитогорский металлургический комбинат. На днях здесь торжественно провели пуск модернизированного комплекса газоочистных установок, которые повысят эффективность улавливания вторичных выбросов конвертерного производства. Проект реализовывался более двух лет и обошелся в 3,5 млрд рублей. В то же время ММК был вынужден остановить две из восьми доменных печей. За первое полугодие 2022 года по сравнению с тем же периодом прошлого года комбинат снизил выплавку чугуна на 17,3%, выплавку стали на 9,5%, а объемы продаж металлопродукции рухнули на 15,7%. В конце июня председатель совета директоров ММК Виктор Рашников признался, что компания уже третий месяц не осуществляет экспортные поставки.

При этом в структуре продаж ММК доля экспорта составляла всего 20%, это значительно меньше по сравнению с другими металлургическими компаниями России. Крупнейшим отечественным поставщиком стальной продукции в Европу была «Северсталь». На прошедшем в июне Петербургском международном экономическом форуме генеральный директор «Северстали» Александр Шевелев прямо заявил: «Российское производство стали составляет 70 млн тонн, а потребление в России — 40 млн тонн. Это значит, что 30 миллионов мы должны продавать и находить на них новые рынки сбыта. Мы стоим перед очень сложным выбором. Мы пока еще сдерживаем негативные последствия за счет внутренних ресурсов, но наши возможности не безграничны». (Подробнее об этом см. «Стальная рентабельность процарапала дно», «Э-У» №27-29 от 18 июля 2022 г.).

Но падает и внутренний спрос. World Steel Association прогнозирует снижение потребления стали в России на 20% до 35,1 млн тонн (в 2021 году потребление стали в стране достигло 43,9 млн тонн). Причина — стагнация в строительстве, машиностроении, автопроме. «Лишняя» продукция черной металлургии резко опускает цены: по данным Минпромторга, стоимость самых востребованных позиций у металлотрейдеров упала по сравнению с пиковыми значениями марта более чем на 10%. Арматура подешевела, к примеру, на 11-13%, а горячекатаный рулон — на 17%. Таким образом, металлурги вынуждены не только сокращать производство, но и балансировать на грани рентабельности.

Жизнь на паузе

Тяжелейшая ситуация в черной металлургии отражается и на других производителях. Пример «Русский хром 1915» — системообразующее предприятие Российской Федерации, один из мировых лидеров в производстве хромовых соединений, применяемых для выпуска высоколегированных сталей. Важно понять, что крупные промышленные производства встроены в социально-экономическую систему на территориях присутствия, причем являются в этой системе ключевыми действующими субъектами. Снижение их рентабельности всецело сказывается на жизнедеятельности городов и регионов.

В начале 90-х прошлого века завод «Хромпик» (первоначальное наименование «Русского хрома 1915») с большим производственно-технологическим парком оказался банкротом. Из советского наследия остались горы промышленных отходов, которые больше некому было обслуживать (это около 7 млн тонн!), а без должного ухода они приносили огромный вред окружающей среде. Затем несколько лет предприятие находилось в собственности иностранного инвестора, который рассматривал производство только как дойную корову: социальные и экологические вопросы не решались. Ситуация изменилась в начале нулевых, когда завод перешел в руки российского предпринимателя Сергея Гильварга, войдя в состав Группы «МидЮрал». Было реанимировано производство, на предприятии заработали социальные программы для работников и их семей. При этом новый собственник взял на себя обслуживание заводских отходов, которые фактически и юридически принадлежат государству. Предприниматель направляет личные средства на охрану окружающей среды, включая обслуживание накопившихся отходов, ежегодно в размере свыше 100 млн рублей.

Чем чревато сокращение или полная остановка производств на таких предприятиях? Остановкой жизни на территориях их присутствия — не больше и не меньше. В данной ситуации речь идет не просто о функционировании бизнеса, стремящегося заработать прибыль на каком-либо производстве. Это поддержание экономики, социальной сферы и экологии муниципалитета и целого региона. В решении вопросов работы крупных промышленных предприятий (в первую очередь металлургических) сегодня должны принять деятельное участие государство в виде институтов развития, а также финансово-кредитные организации. Необходимо сформировать стабильный спрос национальной экономики на металлопродукцию в значительных объемах, для чего требуется реализация масштабных инфраструктурных проектов, сопоставимых с Крымским мостом. Банковский сектор также должен продемонстрировать свою сопричастность в решении названных проблем — поддержкой кредитными линиями, рефинансированием, новыми условиями займов, отсрочкой долговых обязательств и т.п.

В сложившихся условиях промышленники не смогут вытянуть в одиночку системообразующие бизнесы. Пришла пора совместных действий в интересах всей страны.

Еще в сюжете «Война санкций. Что ждать уральской экономике»

Материалы по теме

От Лысьвенской меткомпании отстегнули долю

Подъезжая под Ижоры

Спокойно, я Дубровский

На ВИЗ-Стали началась сертификационная проверка системы энергетического менеджмента

ВИЗ-Сталь внедряет передовые кадровые технологии

ВИЗ-Сталь получила статус предпочтительного поставщика трансформаторной стали от концерна Alstom