Почему растут иностранные инвестиции в Россию
В 2018 году немецкие компании инвестировали в Россию свыше 3 млрд евро — это самый высокий показатель с финансового кризиса 2008 года. А совокупный объем прямых инвестиций американских компаний оценивается почтив в 83 млрд долларов
Несмотря на западные санкции и российские контрсанкции объём инвестиций немецких компаний в российскую экономику в прошлом году оказался рекордным за всё время с финансового кризиса 2008 года, сообщили в Российско-Германской внешнеторговой палате (ВТП) со ссылкой на актуальную статистику Бундесбанка. По словам председателя правления ВТП Маттиаса Шеппа, наряду с такими масштабными проектами, как «Северный поток-2», возможности российского рынка открывает для себя немецкий малый и средний бизнес. Привлекательность инвестиций в экономику РФ обеспечило в том числе ослабление курса рубля после 2014 года.
Северный поток и Volkswagen
Бундесбанк подвел статистические результаты 2018 года и скорректировал оценку чистых прямых германских инвестиций в Россию более чем на один миллиард евро. В результате этот показатель составил 3,2 млрд евро, а не 2,1 млрд евро, как сообщалось в предварительных результатах. Выше показатели были только в период с 2006 по 2008 годы. Абсолютный рекорд до сих пор приходится на 2007 год (7,4 млрд евро). Причиной резкого роста инвестиций стала сделка немецкого энергоконцерна E.On (ныне Uniper), который вложил 4,6 млрд евро в российский рынок энергетики. Оценку чистых прямых инвестиций в 2017 году Бундесбанк также скорректировал с 1,6 млрд евро до 2,8 млрд евро. Таким образом, объём прямых немецких инвестиций в Россию вырос по сравнению с предшествующим годом почти на 14%.
— Компании, которые хорошо знают российский рынок, не спешат пугаться санкций и политических проблем, — подчеркивает Маттиас Шепп. — Интерес со стороны бизнеса к российско-германской торговле отражается и в росте количества членов ВТП. Российско-Германская внешнеторговая палата — единственная иностранная бизнес-ассоциация в России, количество членов которой за последние два года значительно выросло (+10%) и сегодня составляет около 900 компаний.
Определённую роль в большом объёме инвестиций сыграли и такие масштабные проекты, как строительство газопровода «Северный поток-2» по дну Балтийского моря. Суммарный объём инвестиций оценивается в девять миллиардов евро; с немецкой стороны в финансировании проекта принимают участие две компании, Wintershall и Uniper, которые выделили на эти цели по 950 млн евро. Концерн Volkswagen с 2014 года инвестировал свыше полумиллиарда евро в расширение производственных мощностей в Калуге и Нижнем Новгороде. В начале апреля состоялся запуск подмосковного завода Mercedes-Benz, объём инвестиций в который превысил 250 млн евро.
— Открытие завода «Мерседес» в России — знаковое событие. «Фольксваген» расширяет производство. Такие проекты как СП-2 позитивно влияют на деловой климат. И политические отношения Путина с Меркель относительно дружеские; скажем, с Францией или с США таких нет. Мы видим результаты такой политики, — оценивает перспективы управляющий партнер АО «2К» Тамара Касьянова.
Объём российско-германской торговли в 2018 году также увеличился на 8,4% и составил 61,9 млрд евро. Объём поставок из Германии в Россию по сравнению с предшествующим годом возрос на 14,7% и составил около 36 млрд евро. Объем поставок из России в Германию подрос на 0,6% до 25,9 млрд евро, следует из подсчётов Федерального ведомства статистики Германии.
По состоянию на конец 2018 года в России была зарегистрирована 4,4 тыс. компаний с немецким капиталом
Масштаб инвестиций недооценен
Согласно исследованиям Американской торговой палаты в России (AmCham), совокупный объем прямых инвестиций только 76 американских компаний в России оценивается в 82,6 млрд долларов. Это в 6-7 раз выше официальных значений.
— Для большинства американских корпораций, которые работают в РФ, российский рынок остается стратегическим. За последнее время открылись несколько крупных заводов, локализация идет очень интенсивно, — комментирует вице-президент AmCham Наталья Шнайдер. — Пару лет назад была официально озвучена цифра об американских инвестициях в российскую экономику — 9 млрд долларов. Мы очень удивились. Потому что эту сумму в Россию инвестировала лишь одна крупная американская компания. И мы уже третий год опрашиваем членов палаты об инвестициях в РФ. В прошлом году на вопросы ответили 76 компаний, как вы понимаете, это не все американские компании на российском рынке. Инвестиции — около 83 млрд долларов. Разница между официальной статистикой и реальными данными огромная. Почему? Многие инвестиции идут не напрямую из США, а из третьих стран, от американских компаний, которые уже стали международными. 2018 год для американского бизнеса был наиболее удачным в экономическом плане. Они готовы развивать бизнес и дальше, готовы ехать в регионы.
Вице-президент AmCham Наталья Шнайдер уверена, что для большинства американских корпораций, которые работают в РФ, российский рынок остается стратегическим
По словам президента AmCham Алексиса Родзянко, Россия для американского бизнеса … — очень интересная страна: это большой рынок, …[и] это страна, которая еще не достигла своего потенциала роста. Он также отметил, что масштаб инвестиций США в Россию сильно недооценен: «Для улучшения инвестиционного климата России необходимо, чтобы все ветви власти координировали свои усилия и работали в одном направлении».
Нашли схемы
Как оценивают приток иностранных инвестиций в РФ эксперты «Э-У»?
— Рост иностранных инвестиций со стороны определённых государств обусловлен уходом с рынка других зарубежных игроков, — уверен партнёр консалтинговой компании IPT Group Руслан Мухамедзянов. — В краткосрочной перспективе он не приведёт к повышению общего объёма иностранных вложений в российскую экономику. Однако интерес зарубежных инвесторов к России, безусловно, повышается. Причина — стабилизация валют, которая служит хорошим сигналом как для портфельных, так и для институциональных инвесторов, а также развитие и трансфер технологий в РФ.
— В структуре привлечения иностранных инвестиций немаловажную роль играет страна их происхождения. Основными странами-инвесторами, постоянно осуществляющими значительные прямые инвестиции, являются Германия, США, Кипр, Великобритания, Франция. К прямому иностранному инвестированию наиболее тяготеют немецкие предприятия, исторически специализирующиеся в области химии, нефтехимии, автомобилестроения. Сотрудничество с американскими компаниями, напротив, имеет характер приобретения у последних лицензий и патентов на выпуск той или иной продукции, что исключает, по крайней мере, на начальной стадии партнерских отношений, осуществление прямых иностранных инвестиций. Крупные французские предприятия, специализирующиеся в основном в нефтегазовой сфере, также проявляют заинтересованность к отечественным предприятиям, имеющим доступ к природным (нефтяным) запасам и работающим в нефтехимии. Действительно наблюдается рост иностранных инвестиций, но статистика вещь лукавая, следует разделять портфельные от прямых инвестиций, — подчеркивает заместитель заведующего базовой кафедры компании PwC Финансового университета при правительстве РФ Константин Поздняков. — Если с первыми все понятно, при относительной стабильности российский рынок ценных бумаг имеет большую доходность, чем рынки развитых стран, но это «быстрые» деньги, которые быстро заходят, так и быстро выходят из экономики в целом С прямыми инвестициями ситуация несколько сложнее. И тут отдельно следует отметить, что в последнее время заметно возросли инвестиции в российскую экономику из «экзотических» стран (налоговых гаваней). Без всякого сомнения эти капиталы имеют в основном российское происхождение, но вернулись в страну под «иностранным» флагом.
— По сути, потоки иностранных инвестиций в РФ существенно не пострадали из-за внешних ограничений. Более того, многие компании нашли схемы обхода подобных ограничений, чтобы увеличить вложения в российскую экономику. В частности, после того как появились санкции на поставку оборудования для нефтегазовой сферы, некоторые западные компании, включая организации из ФРГ и США, приняли решение о строительстве заводов в РФ, — констатирует ведущий аналитик «Открытие Брокер» Андрей Кочетков. — Российский рынок и экономика — это слишком «вкусный» кусок мирового экономического пирога, чтобы от него отказываться. Другое дело, что инвестиции под непосредственными международными брендами могут быть затруднены. Поэтому компании ищут способы обойти ограничения и создать видимость непричастности.
— Увеличение притока капитала из Германии в российскую экономику, зафиксированное в 2018 году, во многом связано с реализацией совместных проектов в сфере энергетики. Тем не менее, если посмотреть на ситуацию глобально, то прошлый год никак нельзя назвать удачным, — считает директор представительства АО ИФК «Солид» в Тюмени Дмитрий Пономарев. — Так, согласно данным ЦБ РФ, чистый отток капитала из страны превысил 60 млрд долларов. Более того, тенденция сохранилась и в текущем году: уже в первом квартале была превышена годовая норма оттока, на которую рассчитывал регулятор. В апреле ситуация немного выправилась, но активизация санкционной риторики может легко расшатать и без того хрупкий рынок.
По мнению, Тамары Касьяновой, рост инвестиций связан с дальнейшим улучшением деловых и политических связей с конкретными странами: «Еще более дружеские связи, чем с Германией, у России с Финляндией, объем финских инвестиций на 1,1 млрд евро больше, чем у Германии. Ситуация будет развиваться так, что объем инвестиций в РФ будет расти, хотя и не быстрыми темпами. Позитивный фактор для роста: Россия в целом выгодный партнер, если уметь здесь вести дела, и российский рынок огромен».
— В последнее время появляется довольно много свидетельств о том, что в США тема антироссийских ограничений вызывает утомление в Конгрессе, а порой становится токсичной. Соответственно, смягчение рисков новых ограничений может стимулировать увеличение прямых инвестиций в ближайшие кварталы. Особенно это актуально для компаний из Европы, которые ощущают на себе конкурентное давление американских корпораций. Более того, пока организации из США и Европы добровольно ограничивали себя от участия в российской экономике, инвесторы из Азии продолжали вкладывать свои деньги. Соответственно, увеличение инвестиций из Европы может быть существенным, чтобы наверстать упущенное, — итожит Андрей Кочетков.