Стена неопределенности
22 февраля на Украине произошла смена власти, имеющая признаки государственного переворота. Верховная рада отстранила от власти президента Виктора Януковича, изменила Конституцию, возложила исполнение обязанностей главы государства на спикера Александра Турчинова и назначила выборы на 25 мая. Рада же 27 февраля утвердила состав так называемого правительства народного доверия, премьером стал Арсений Яценюк. Янукович заявил, что вынужден был покинуть Украину под угрозой расправы, но остается законно избранным главой государства.
Несколько областей востока и юга Украины, а также Крым не признали легитимность решений Рады, заявив о незаконности отстранения Виктора Януковича от должности президента, а также приняли решение о проведении референдумов о дальнейшей судьбе своих регионов.
На планерке в «Эксперт-Урале» мы долго спорили, стоит ли региональному изданию давать оценку этим событиям. Решили, что все-таки стоит. Дело даже не в том, что по региону прокатилась волна митингов, хотя эти факты и вносят вклад в понимание украинского кризиса. Мы видим потребность в дискуссии со стороны нашей основной аудитории - предпринимателей, менеджеров, просто активных людей, которые каждый день должны принимать ответственные решения, и не только за себя. Все мы сегодня движемся на ощупь вдоль стены неопределенности, не понимая до конца, какие факторы будут влиять на наши планы и внутренние мотивации. И чем больше в такой ситуации будет информации, тем ближе мы подойдем к истине.
Мы разложили проблему на три составляющих. Прежде всего - оценка политических последствий кризиса в целом для страны. Очевидно, что ждать скорого его разрешения не приходится и без негативных последствий не обойдется. С одной стороны, Россия не может делать вид, что не замечает настроений жителей Крыма, с другой стороны - мы согласны с мнением некоторых наших ньюсмейкеров, которые утверждают: в результате может начаться второй раунд «холодной войны», что выльется в открытое противостояние России с США и Европой. В этом случае нашим политикам потребуется воля, чтобы устоять на позициях здравого смысла и здорового прагматизма.
Второй вопрос, на который мы посчитали важным получить ответ, - возможные потери уральских компаний, работающих с Украиной. Факторы здесь уже чисто экономические - падение гривны, перебои с поставками продукции, сворачивание деятельности уральских активов на Украине. Наш анализ показал, что ни для одного региона Большого Урала Украина не является критически важным экономическим партнером. Мало того, ослабление позиций украинских производителей может открыть новые возможности для наших предприятий: эта страна - прямой конкурент для производителей металлопроката, труб, грузовых вагонов, зерна.
Третья, самая острая тема - следствия экономических санкций, которые, может быть, введут США и ЕС: нам снизят рейтинги, не дадут денег, создадут проблемы для наших банков в Европе и США, etc. То есть экономика России будет в очевидном проигрыше. Мы считаем такие разговоры несостоятельными. Конечно, проблемы у нас будут, и к ним надо готовиться. Но проиграют все, а прежде всего Европа: для нее Россия представляет собой огромный рынок. Настроения немецких предпринимателей, которые мы уловили на последней конференции в Берлине, эти предположения подтверждают. Риски одинаково велики для обеих сторон. Чтобы взять перевес, нужно как минимум перестать преклоняться перед успехами Запада и именно сейчас сосредоточиться на методичном и целенаправленном решении сугубо прагматических внутренних задач.