Победителей не будет
Введение экономических санкций для России со стороны ЕС и США из-за украинского кризиса создаст проблемы не столько для нашего, сколько для европейского бизнеса. Это на годы отбросит развитие партнерских отношений между предпринимателями наших стран
Возможность введения экономических санкций против России в связи с событиями на Украине сегодня активно обсуждается в социальных сетях и СМИ. Пока дело ограничивается точечными мерами, в основном в части ужесточения визового режима. Президент США Барак Обама ввел санкции против российских официальных лиц и крымских чиновников, президент Франции Франсуа Олланд пригрозил визовыми проблемами, а председатель Европейского совета Херман ван Ромпей отложил работу над базовым соглашением по визам между Россией и ЕС.
Россию пугают прямым давлением на бизнес, в том числе сложностями функционирования ее предпринимательских активов за рубежом. Насколько вероятна реализация этих угроз и кто при таком варианте развития событий понесет потери? Эти вопросы мы задавали себе, анализируя ход дискуссии на Второй российско-германской конференции, прошедшей в конце февраля в Берлине, куда мы приехали по приглашению уральского представительства Российско-Германской внешнеторговой палаты (РГ ВТП).
Мероприятие проходило в весьма любопытном временном интервале: сразу после блестящего завершения Олимпиады в Сочи и накануне «свержения» президента Украины Виктора Януковича. Политики не могли обойти вниманием обе темы, но их оценки, мягко говоря, несколько отличались от тех, что мы обычно слышим в интерпретации западных СМИ.
Федеральный министр экономики и энергетики Германии Зигмар Габриель, открывая конференцию, так обозначил позицию в отношении Украины:
- О политическом напряжении в отношениях между Россией и Европой много говорят в информационном поле Германии. Различия в оценке происходящего, в том числе на Украине, драматические. И здесь не надо строить иллюзий. Но Россия и Европа, Россия и Германия должны вести диалог, чтобы найти выход. Мы, европейцы, заинтересованы в России. А она в свою очередь заинтересована в Европе - и по экономическим вопросам, и в сфере политики. Важно обеспечить стабильность не только в одном регионе, но и в других частях мира. Поэтому я благодарен членам Российско-Германской внешнеторговой палаты, которые вносят свой вклад в этот процесс.
Бенефициары олимпиады
Вклад этот выражается прежде всего в растущем присутствии немецкого бизнеса в России. По статистике Германия является вторым торговым партнером России, но на деле, как заметил министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев, если учесть поставки энергоносителей через другие страны, это наш крупнейший торговый партнер.
Важно, что в центре внимания бизнеса не только торговля, но и создание современных производств. В 2013 году активы в России имели 6200 немецких компаний: на сотню больше, чем годом ранее. По словам Алексея Улюкаева, общий объем их инвестиций оценивается в 50 млрд евро, число занятых на немецких предприятиях в России превышает 270 тыс. человек. Только на Олимпиаде в Сочи сто германских компаний получили контрактов на 1,5 млрд евро: они поставляли оборудование, занимались проектированием, консалтингом, системами безопасности, логистикой, оснащением отелей, внутренней отделкой зданий, возведением спортивных сооружений, развитием инфраструктуры. РГ ВТП при поддержке Федерального министерства экономики и технологий Германии создала специальный сайт, где была собрана база немецких компаний, которой успешно пользовался Олимпстрой. И не удивительно, что отношение бизнеса и властей к Олимпиаде в Сочи существенным образом отличается от позиций немецких СМИ. Зигмар Габриель даже принес публичные извинения за эту позицию, заявив: «То, что сделала Россия в Сочи, впечатляет».
Число немецких предпринимателей, желающих заработать на самом крупном развивающемся рынке, растет: так, на конференции в зале не было сводных мест, многие всю пленарную часть простояли. «Здесь бизнес, который очень хочет работать в России», - обращает наше внимание, изучая список участников, генеральный директор Энвиро-Хеми ГмбХ, уполномоченный по УрФО РГ ВТП Марина Чеботаева. При этом вопросы, которые бизнес задает сейчас, сильно отличаются от риторики, например, пятилетней давности: сегодня уже редко кто спрашивает, так ли много водки на самом деле пьют русские, страшно ли в России ходить по улицам и процветает ли там рейдерство.
Эти мифы развенчивают сами немцы, давно работающие в России и передающие коллегам впечатления. Так, коммерческий директор EnviroChemie GmbH доктор Фолкер Олес на вопрос, какие стереотипы присутствуют в представлениях немцев о России, ответил:
- У меня вначале были негативные представления о русских, но поскольку мы на российском рынке работаем уже 15 лет, я об этом забыл. И я точно могу сказать, что стереотипы неверны. Есть особенности менталитета, и нам это надо просто учитывать. Например, русские любят все делать сразу, быстро и с душой.
- В России не все идеально, - признает президент Siemens по России и Центральной Азии Дитрих Меллер. - Но в долгосрочной перспективе в мире не так уж много регионов, которые показывают экономический рост и при этом располагают программой модернизации. Поэтому для Siemens это ключевой рынок, сейчас мы активно идем в российские регионы, объем бизнеса всего концерна в России будет расти по 7% ежегодно до 2018 года.
Оборот другого крупного немецкого концерна - Knauf - в России достиг пятой части от его оборота во всем мире. Несмотря на снижение общих темпов роста в экономике эта группа в прошлом году инвестировала в развитие активов в России 2,5 млрд рублей, в 2014-м собирается вложить столько же.
Партнерство, а не протекционизм
Было бы наивно полагать, что условия ведения бизнеса в России намного улучшились. Деловой климат у нас еще далек от европейских стандартов, и об этом сейчас говорят честно и открыто. Это показал и ежегодный опрос, проводимый Восточным комитетом германской экономики и РГ ВТП среди немецких предпринимателей в России. Так, 56% респондентов отметили ухудшение делового климата в 2013 году, примерно треть из 105 опрошенных компаний ожидает развития российской экономики, половина респондентов прогнозирует стагнацию, остальные 14% опасаются рецессии. «В то время как мировая экономика восстанавливается, России грозит отставание, так как темпы проведения реформ недостаточно высоки. К 2018 году Россия хочет войти в число 20 самых привлекательных инвестиционных площадок в мире. Однако только 7% опрошенных компаний отмечают динамику в этой сфере реформирования», - оценивает ситуацию в отчете председатель Восточного комитета германской экономики Экхард Кордес.
Алексей Улюкаев соглашается с оценкой, но при этом убеждает предпринимательство, что работа идет:
- Да, мы еще не создали таких условий развития бизнеса, которые нужны. Но дорожные карты приняты, они предполагают упрощение процедур, снятие административных барьеров, улучшение налогового и таможенного администрирования, решение вопросов предоставления земельных участков, подключения к сетям, регистрации предприятий.
Интересно, что наличие бюрократии и коррупции как факторов, традиционно сдерживающих инвестиции, уже не считается ключевым для немецкого бизнеса в России. Компании больше обращают внимание на предметные вещи, требующие немалых реформаторских усилий: кадры, логистику, инфраструктуру. Мало того, они готовы предлагать для комплексного решения этих задач свои идеи. Так, в части кадровых проблем немцы договорились о совместном развитии дуального образования, немецкие власти и компании оказывают министерству экономического развития РФ и АСИ, которые ведут этот проект, не только методологическую помощь, но и готовы предоставлять производственные площадки для практики наших студентов.
Другой пример - программы локализации. Немецкий бизнес заинтересован в кооперации и уже немало вложил в продвижение этой концепции. «Мы воспитываем наших поставщиков постоянно, конечно, сказывается разница в деловой культуре, не всегда партнеры умеют выполнять долгосрочные условия контрактов, но изменения происходят», - отмечает Дитрих Меллер.
Предприниматели на конференции говорили не о том, надо ли идти в Россию, а о том, как именно это делать: путем стратегического партнерства с российскими компаниями, создания собственных подразделений, размещения активов на территории индустриальных парков. Последний формат немецким инвесторам на конференции предложил владелец частного индустриального парка «Лидер» в Саратове Станислав Невейницын. У него не только готова вся инфраструктура для размещения производства, но есть и вариант предоставления арендных каникул.
- Еще года четыре назад такая тема, как арендные каникулы и возможность использования готовой инфраструктуры в России, воспринималась как диковинка, - прокомментировал это предложение директор департамента РГ ВТП Владимир Никитенко. - А сейчас многие регионы предлагают такие объекты, потому что региональные власти очень заинтересованы в том, чтобы инвесторы приходили к ним и создавали рабочие места.
- Нам требуется партнерство, а не протекционизм, - сформулировал новый настрой бизнеса в части развития таких отношений президент РГ ВТП Райнер Зеле.
В заложники возьмут всех
По итогам конференции два министра экономики - России и Германии - договорились об укреплении сотрудничества в области решения проблем нехватки рабочих и инженерных кадров, формирования кластера квалифицированных поставщиков, содействия в выборе производственных площадок, непрерывном диалоге с представителями власти об улучшении условий ведения бизнеса, упрощении процедуры выдачи виз для деловых поездок. «В течение следующего месяца наша палата в Москве в визовом центре откроет окно для своих сотрудников, чтобы облегчить процедуру подачи заявок», - привел пример конкретного шага Райнер Зеле.
Появление новых угроз для развития этих договоренностей всерьез беспокоит немецких предпринимателей. В уже упомянутом исследовании 39% опрошенных компаний ожидают негативных последствий для своей экономической деятельности от конфликта между Европейским Союзом и Россией из-за ситуации на Украине. «Дальнейшее развитие событий на Украине отразится на экономике всей Восточной Европы. Тем важнее для Европейского Союза найти мирное решение в отношении Киева и развивать диалог с Россией, - отмечает Экхард Кордес в материалах по итогам опроса. - С точки зрения экономики, разделение Европы на различные зоны свободной торговли в долгосрочной перспектив не имеет смысла. Мы должны сосредоточиться на обсуждении с Россией и Таможенным Союзом общей структуры экономической деятельности». Как отмечено в этом отчете, немецкие компании в этой связи возлагают большие надежды на новое правительство ФРГ. Положительные импульсы для развития российско-германских экономических отношений ожидают 51% респондентов.
На этом фоне разговоры о введении экономических санкций для России как элемент наказания нашей стороны за позицию в отношении Украины выглядят, мягко говоря, несостоятельно: заложниками геополитических амбиций Вашингтона и Брюсселя окажутся не только российские, но и европейские предприниматели, кровно, как мы увидели, заинтересованные в выходе на новые рынки. Ясно, что экономический шантаж надолго отбросит достигнутый прогресс в отношениях, и победителей в этой войне точно не будет.
На наш взгляд, России нужно постепенно избавляться от комплекса бедных родственников. Да, у нас масса проблем, в том числе связанных с излюбленной Западом темой - коррупцией, медленно идут структурные реформы, недостаточно импульсов для частных инвестиций, плохие дороги, дорогие деньги и много еще чего негативного. А кто сказал, что в развитых странах все сплошной шоколад? В том же Берлине предприниматели жалуются, что уже несколько лет в городе стоит недостроенный международный аэропорт, так нужный бизнесу: «Управляем всем миром, а аэропорт достроить не можем».
Нам самим в первую очередь надо понимать, что Россия - это огромный и перспективный рынок с таким уровнем маржи, о котором Европа уже не мечтает.
И этим надо пользоваться без стеснения. Во-вторых, за последние годы у нас вырос новый слой предпринимателей, не отягощенный аппаратным прошлым и поставивший на ноги бизнес на счет собственных компетенций. Это грамотные люди, которые знают языки, прекрасно ориентируются в технологиях, рынках, производстве. Западный бизнес может и должен вести с ними диалог на равных. В отдельных российских регионах сейчас появились еще и грамотные лидеры территорий. Может быть, именно сегодня, на фоне политического кризиса, стоит пересмотреть позицию на деловой арене: перестать страдать от зависимости и вестись на шантаж - мы нужны западным партнерам не меньше, чем они нам. ?
России далеко до идеала. Но в долгосрочной перспективе в мире не так уж много регионов, которые показывают экономический рост и при этом имеют программу модернизации