28.07.2021

Космические истории для бизнеса и жизни от космонавта Сергея Рязанского

Космические истории для бизнеса и жизни от космонавта Сергея Рязанского

«Из космоса границ не видно, все границы — в наших головах»

46-летний Сергей Рязанский — российский космонавт-испытатель, дважды совершивший полеты в космос (в 2013-14 гг. и 2017 г.) длительностью 304 суток, Герой Российской Федерации, первый в мире ученый — командир космического корабля, кандидат биологических наук. Сегодня Рязанский — весьма востребованный мотивационный менеджер, проводит мастер-классы как спикер по лидерству, мотивации, командообразованию, работе в стрессовых условиях, формированию корпоративной культуры безопасности. На одном из таких мастер-классов побывал журналист «Э-У», цитируем несколько интересных космических историй от Сергея Рязанского.

Правило «зато»

Самая быстрая дорога от момента набора до первого полета в космос занимает шесть лет. Один мой коллега ждал своего полета 18 лет, потом успешно слетал. Но у нас никто не обещает, беря тебя на работу, что, парень, ты обязательно полетишь. Ты ждешь годами, тренируешься, сдаешь экзамены, однако результат не гарантирован. И это самое тяжелое, что может быть в нашей профессии.

Очень важно сохранять тонус на долгой дистанции. Поддерживает в этом позитивный настрой. У каждого из нас есть знакомые, которые вечно ноют: у меня всё плохо, мне не везет. Ты пытаешься помочь такому человеку, ему естественно опять не везет, но теперь виноват в этом ты.

Негатив однозначно неконструктивен. Более того, негатив ужасно заразен. Я принимал участие во многих наземных экспериментах. Как-то раз у меня в экипаже появился нытик. Он классный профессионал, но вечно ноет: инструкцию писали дураки, расписание создавали идиоты, опять капуста на обед. Через какое-то время я начал замечать, что все вокруг ему поддакивают. В конце концов я начал себя ловить на том, что как только я встречаюсь с какой-то ситуацией, у меня первая реакция — негативная.

Поэтому надо переламывать эту тенденцию. Очень важна уверенность в том, что ты справишься и у тебя всё получится. Как только кто-то начинает ныть, попробовать перехватить инициативу. Один из способов прекрасно работает, это правило «зато». Например, от кого-то ушла жена. Плохо, обидно, зато не надо жить с этой дурой. Это правило можно использовать в любой ситуации. У нас не получился проект, зато мы получили прекрасный опыт и наработали хорошую связь с партнерами.

Миф о любимой работе

Всегда бывают ситуации, когда опускаются руки, возникает усталость. На МКС это тоже очень заметно. Летаем мы примерно по полгода. По нашей статистике, на третий месяц полета количество ошибочных действий экипажа увеличивается в четыре раза. С чего бы это? Люди — профессионалы, они готовились годами, искренне любят свою работу. Но они оставляют на Земле привычные отдушины, способы переключения. И возникает психологическая усталость, эмоциональное выгорание. Я сам с этим сталкивался и на своем опыте понял, что важно засекать эту ситуацию.

У одного из наших американских коллег эмоциональное выгорание вообще случилось на третьей неделе полета. Причем, это был опытный астронавт, который летал в третий раз. Но его первые два полета были короткие, на шаттле по десять дней. В день выполнял 300% нормы, потрясающий мужик с хорошим чувством юмора, душа компании. Но на третьей неделе мы начали замечать, что он стал меньше общаться с командой, больше времени проводить у себя в каюте. Он начал себе позволять срываться на Центр управления полетами. Стал вести себя неадекватно.

Появились изменения в поведении астронавта и ему нам даже пришлось проводить хирургическую операцию, потому что его психологическая усталость в итоге сказалась на его здоровье. Я был ответственен за медицину в этом полете. Ситуация была достаточно серьезная. Мы параллельно готовили корабль, чтобы если что-то не получится, срочно вернуть астронавта на землю. Но всё получилось, он у нас выжил. Потом сутки проспал и дожил до конца экспедиции. Правда, потом уволился из NASA по состоянию здоровья, но мы здесь ни при чем, мы всё сделали хорошо.

Эмоциональное выгорание можно разделить на три фазы. Первая — фаза напряжения, когда человек не удовлетворен собой, своим профессиональным состоянием. Возникает синдром загнанности в клетку, «работа — дом — работа». Вторая — фаза сопротивления, когда ярко проявляются последствия эмоционального выгорания. Человек начинает неадекватно реагировать — избирательно и эмоционально. «Это я буду делать, а это — нет». Появляется эмоционально-нравственная дезориентация, предъявляются разные требования к разным людям. Кого-то приближает, кого-то отдаляет. И это тоже ненормально. Третья — фаза истощения. Ее сопровождают симптомы эмоциональной отстраненности и психосоматических нарушений. Человек уже не реагирует на внешние раздражители. «Эти проблемы меня не касаются, гори всё огнем».

Это миф, что нельзя выгореть от любимой работы. Очень важно понимать, что эмоциональное выгорание может случиться с каждым и с вашими сотрудниками. Надо делать паузы в работе, иногда даже принудительно. В этом случае человек будет более эффективен.

Управление стрессом

Кортизол – полезный гормон, но он хорош и эффективен в условиях короткого стресса. Самые успешные люди – это те, которые могут сами себя ввести в состояние короткого стресса. Или начальник, который ввел в состояние короткого стресса своих подчиненных, но потом их расслабил, потому что дальше они будут неэффективны, поскольку длительный стресс губителен. А в коротком стрессе мы эффективны.

Стресс - это норма нашей жизни, но можно научиться им управлять. Самый эффективный способ резко снизить уровень кортизола в вашем организме – занятия спортом. Это любая физическая активность: бег, танцы или просто ходьба. Для кого-то это медитация. У космонавтов – специальная парашютная подготовка, это именно подготовка к стрессоустойчивости, потому что физиология у страха и у стресса одинакова.

В условиях стресса мы автоматически напрягаемся, организм готов действовать. А во время парашютных прыжков ты должен быть абсолютно расслабленным. При парашютном прыжке любая напряженная конечность, выставленная в поток воздуха, становится лопастью винта, тебя мгновенно закрутит, и ты будешь падать хаотично. Нас этому учат: перед прыжком вдохнул, выдохнул, расслабил руки. Стресс и страх тут же отступают. Если не получилось – повторить.

У нас парашютные прыжки не просто ради прыжков. В шлем парашютиста встроен диктофон, на руке закреплена специальная карточка с заданиями, которые ты должен решить до раскрытия парашюта. А дальше психологи анализируют эту запись, смотрят, насколько быстро и правильно ты справился с заданиями и сколько при этом употребил нехороших слов (по тембру голоса определяется уровень стресса). И на самом деле мы на короткий момент становимся эффективнее. После парашютных сборов я посмотрел итоговую таблицу: карточку на земле я решал самое быстрое за 24 секунды, на решение карточки того же типа во время прыжков в среднем уходило 12 секунд. Научно доказано: во время стресса мои мозги работают в два раза быстрее.

Но важно помнить, что мы эффективны в коротком стрессе. В длинном стрессе нам не хватит ресурсов организма, и мы начнем сдавать.

Космическое командообразование

Умение работать в команде – главный навык, который должен быть у любого человека, потому что команда – это наша семья, друзья, коллеги, клиенты. Не всегда можно выбрать себе команду, например, коллег. Что досталось, то досталось. В космонавтике – то же самое. Это миф, что экипажи собирают по принципу психологической совместимости. Давно уже не так. В проекте Международной космической станции принимают участие множество стран, каждое национальное космическое агентство самостоятельно определяет того, кто полетит. И тут ты понимаешь, что не выбирал себе команду, но от этих людей будет зависеть твоя жизнь.

В 2017 году я полетел на МКС в качестве командира экспедиции, при этом в составе нашего экипажа были также итальянец и американец. Лезу в Google и смотрю, кто мне достался. Итальянца я хотя бы раз в жизни встречал. Американец – полковник, морпех, воевал в Ираке, женат, баптист. И что с ним делать? Надо ведь как-то наладить с ним взаимоотношения, потому что толщина стенки МКС всего полтора миллиметра. Если что – твоя жизнь будет зависеть от него.

Представьте себе: я командир экипажа, ботаник, биолог, гражданский. Итальянец старше меня на двадцать лет, бывший спецназовец. Ладно, что у него жена русская. Я понимал, что с подчинением проблем не будет. А как вести себя с американцем, который старше меня на десять лет, военный? Он прилетает в Россию. Я всё думал, как мне начать с ним знакомиться, чтобы расставить все точки над Ё. Придумал. Я пригласил его в гости к своим родителям. Он же баптист, представитель консервативной Америки, которая чтит семейные ценности. Американец пришел с охапкой цветов, тортом, конфетами. Мой папа готовит хорошую настойку. Прекрасно посидели. В дальнейшем никаких проблем с подчинением не было.

Нет никакой волшебной таблетки или инструкции, как сделать идеальную команду. Ты каждый раз начинаешь выстраивать то, что тебе досталось. Я понимаю, что в случае нештатной ситуации один в доли секунды будет уже в корабле-спасателе. Второй будет до последнего рубиться за выживание станции, потому что он командный игрок. Исходя из этого распределяются роли. Тот, кто у меня «спрятался в домике», будет ответственен за расконсервацию корабля и его подготовку к отстыковке. Один он все равно без нас не улетит, но по крайней мере подготовит корабль. А со вторым мы прописываем, что делаем в случае пожара, разгерметизации и т.д. Каждый раз с новыми людьми ты распределяешь роли, чтобы получилась эффективная команда.

Еще в сюжете «Обучение и кадры»

Материалы по теме

Погружение с Галаниным

Пять лет — не срок

Руки растут от головы

Постный день

Рациональное мышление — на свалку