Ты добычи не дождешься
Переработка отходов
На Южном Урале создают принципиально новую систему обращения с коммунальными отходами. Она способна резко изменить плачевную ситуацию в отрасли
В Магнитогорске ГК «Управление отходами» (Москва) приступила к созданию первого в регионе предприятия по переработке и утилизации твердых бытовых отходов стоимостью 1,1 млрд рублей. Концессионное соглашение подписано 25 декабря с министерством экологии Челябинской области. Проект включает три мусороперегрузочные станции, сортировочный комплекс и полигон захоронения ТБО площадью 40 га. Мощность объекта — около 200 тыс. тонн мусора в год, он рассчитан на обслуживание Магнитогорска и трех прилегающих районов: Агаповского, Кизильского и Верхнеуральского.
Весь поступающий мусор будет сортироваться. Пластик, бумага, картон, металл, стекло и дерево отправят на вторичную переработку. Примерно четверть ТБО пойдет на изготовление так называемого RDF-топлива, которое часто применяется на цементных заводах (если производители цемента заключат с правительством Челябинской области длительный контракт на приобретение такого топлива, то в рамках концессионного соглашения будет построен и блок по производству RDF, обещают концессионеры). На финальное захоронение на полигоне останется не более 10% от изначального объема отходов.
В области планируется построить несколько таких объектов, следующий на очереди — Челябинск. В областном центре свалка находится в городской черте, проблема переработки и размещения ТБО стоит особенно остро, и власти стараются ввести здесь новую систему обращения с отходами как можно скорее.
Это первое подобное соглашение в Уральском федеральном округе. Поясняя, почему южноуральские власти пошли по пути концессии с частным инвестором, министр экологии Челябинской области Ирина Гладкова отметила: реализовать такой проект за счет бюджета в существующих экономических реалиях практически невозможно.
В Магнитогорске проблема утилизации ТБО не решалась на протяжении многих лет. Левобережная свалка не справляется с возрастающим потоком городского мусора. В апреле 2014 года правительство Челябинской области выделяло финансирование в размере 8,5 млрд рублей на строительство трех современных полигонов ТБО. Тогда новые и экологически безупречные свалки планировалось построить в Магнитогорске, в Нязепетровском и Кунашакском районах. Но нестабильная экономическая ситуация и сокращение государственного финансирования внесли коррективы в прежние планы, а теперь — оказались стимулом к расширению сотрудничества бизнеса и власти в коммунальной сфере.
По словам генерального директора ГК «Управление отходами» Павла Бесшапова, это стало возможно благодаря тому, что значительно продвинулось законодательство: в ФЗ о концессионных соглашениях за последние пять лет внесено более десятка изменений, позволяющих защитить интересы и концессионера, и концедента.
Еще одна особенность соглашения в том, что оно заключено в связи изменением с 1 января законодательства об обращении с ТБО. ФЗ № 458 меняет систему управления потоками отходов: ранее управление и ответственность лежали на муниципальных образованиях, но они были не в состоянии справиться с проблемами отрасли и только их накапливали. Сегодня главный ответственный и управляющий — область. Появляются новые возможности, и закон выстраивает дополнительное экономическое стимулирование региональных операторов.
Система платежей за отходы в таком проекте ключевая. Она должна с одной стороны абсолютно прозрачно и понятно позволять вкладываться и зарабатывать инвесторам, с другой — защитить потребителя от необоснованного роста платежей. В связи с этим, по новому законодательству, платеж за транспортировку, обработку, утилизацию и захоронение фактически с этого года становится коммунальной услугой. Подобные изменения помогут запустить систему долгосрочного тарифного регулирования, что позволит просчитывать финансовую модель и обеспечивать возврат инвестиций.
— Мы видим в стране огромный спрос на создание подобного рода объектов: несанкционированными свалками занято более миллиона гектаров земли. Соответствуют же законодательству единицы, которые близки к заполнению, — поясняет Павел Бесшапов. — Спрос обусловлен и тем, что в конце прошлого года сильно ужесточено законодательство, появился прямой запрет на размещение отходов, не прошедших сортировку. А сортировочные комплексы в стране можно посчитать на пальцах. И если раньше субъекты и муниципалитеты финансировали создание подобного рода объектов, то сегодня с учетом резкого увеличения их стоимости, денег на это у государства нет. Выход — концессионные решения, через которые, полагаю, создается новая отрасль по обращению с отходами. Накопленный положительный опыт и гарантированный внутренний спрос делают сектор ЖКХ наиболее привлекательным для долгосрочных инвесторов.
Министерство экологии Челябинской области разработает к ноябрю территориальную схему обращения с отходами. Она включит все данные — от источника образования отходов, их количества с разбивкой по видам и классам опасности, до мест обработки, утилизации, обезвреживания, размещения. Схема станет, по сути, инвестиционным планом для субъекта РФ, который на основании нормативов, актов, требований к инвестпрограммам, разрабатываемых Минстроем РФ, будет выбирать региональных операторов. Магнитогорск стал пилотной площадкой только потому, что там были готовы земельные участки, которые можно передать концессионеру. В Челябинске выбор участков пока не завершен, пояснила министр.
После окончания строительства объекты системы обращения с ТБО перейдут в собственность правительства Челябинской области, а «Управление отходами» будет обеспечивать их работу. Поскольку переработка ТБО относится к регулируемой деятельности, рентабельность бизнеса не может быть выше 5%. Благодаря этому дополнительные услуги по обращению с ТБО не должны ударить по кошельку граждан, уверяют концессионеры. Так ли это? Ведь к обычным коммунальным платежам года через три, по окончании реализации проекта, наверняка добавятся расходы и логистические, и на создание высокотехнологичной инфраструктуры.
Всего 60 рублей, господа!
Магнитогорск будет на Южном Урале пионерной площадкой по обкатке проекта, но это не первый опыт работы для «Управления отходами»: проекты переработки ТБО на основе концессионных соглашений компания реализует в ряде субъектов федерации — Саратовской, Мурманской, Архангельской, Нижегородской областях, Чувашии.
— Мы создаем комплексные системы, представляющие собой сеть мусороперегрузочных станций, сортировочных комплексов и полигонов для утилизации ТБО, обслуживающие от 20 до 80% населения регионов, — рассказывает об опыте Павел Бесшапов. — Это регулируемый вид коммунальной деятельности: услуги потребителям оказываются на основе установленного долгосрочного тарифа. Возврат инвестиций обеспечивается за счет этого тарифа и доходов от реализации вторичных ресурсов.
Каждый проект — отдельное концессионное соглашение. В рамках концессии государство обязано предоставить землю, установить тариф на услуги, а также обеспечить загрузку объекта. Обязательства концессионера перед эксплуатантом — создать объект и обеспечить его эффективное использование не менее чем на 25 лет. Обязательства перед инвесторами — обеспечить возврат вложений не более чем за десять лет с доходностью выше инфляции на 3 — 4%. Экономика проекта зиждется на двух основных показателях: тарифе, подход к которому устанавливается еще на этапе заключения концессионного соглашения, и объеме утилизации ТБО. Этот объем легко рассчитывается. Эксплуатация объекта начинается через месяц после установления тарифа. Несмотря на то, что компания создает самые современные объекты в РФ, наиболее важным параметром остается доступность оказываемой услуги: ее стоимость для конечного потребителя на объектах не превышает 60 рублей в месяц с человека. Это менее 3% общего коммунального платежа. Поскольку платежная дисциплина граждан в ЖКХ — 95%, это также обеспечивает устойчивость проекта, уверен Павел Бесшапов. С учетом того, что концессионер — организация коммунальная, он обязан раскрывать информацию и по соответствующему законодательству.
Партнер ГК «Управление отходами» в проектах-концессиях — государство. Также есть финансовые и технические партнеры. На этапе проектирования привлекают кредитные организации, так, федеральный Центр проектного финансирования, 100% дочка ВЭБа, создан конкретно для обеспечения создания инфраструктурных проектов. В рамках каждого проекта после завершения проектирования и снятия всех проектных рисков выпускаются облигации. Проект сопровождают рейтинговые агентства, компания имеет рейтинг «А +» рейтингового агентства «Акаюм». Страхователь всех рисков соглашения, а также всего имущества, создаваемого в рамках его реализации, — страховая компания Согаз. К заключению и подписанию соглашения компания привлекает российских юридических консультантов, которые хорошо себя зарекомендовали на ниве сопровождения инфраструктурных проектов. Технические же консультанты в основном иностранные, потому что в России отрасли управления отходами как таковой пока не существует. Техника в проектах — тоже от ведущих мировых производителей. Проект проходит две госэкспертизы: экологическую и строительную.
Инвесторы проектов — крупнейшие негосударственные пенсионные фонды. Это единственный в нашей стране источник длинных и относительно недорогих денег для реализации проектов с большим (не менее семи лет) сроком окупаемости, в частности в ЖКХ, полагает Павел Бесшапов. Финансирование идет за счет выпуска концессионных облигаций, которые выкупаются на средства НПФ в интересах их клиентов. По данным компании, НПФ приобретено облигаций компании на 3,7 млрд рублей. По облигациям, находящимся в обращении (бумаги первой серии ЗАО «Управление отходами Нижний Новгород») уже обеспечена выплата трех купонов на 258,7 млн рублей, доходность 11 — 13% годовых. В прошлом году был сформирован резерв в размере 400 млн рублей для выплат накопленного купонного дохода.
Параметры финансовой модели концессионного соглашения не могут быть пересмотрены в одностороннем порядке. Разработан механизм страховки от форс-мажоров:
— Мы таким образом рассчитываем экономику проекта, чтобы всегда на депозитных счетах лежал объем средств, позволяющий оплачивать купоны в течение года. Потому что если вдруг будет принято решение о расторжении концессионного соглашения, по закону мы обязаны вернуть все непогашенные инвестиции вместе с процентами. В любом случае интересы наших инвесторов не пострадают, — утверждает глава ГК.
Павел Бесшапов отмечает и важный социальный эффект: в Нижегородской области закрыто более сотни свалок, в Саратовской — более трехсот. В хозяйственный оборот будут возвращены тысячи гектаров земли, предотвращено отравление окружающей среды.
Ситуация кардинально меняется: инвестор в ЖКХ защищен, созданы условия не только входа в проект, но и возврата средств, подчеркнули собравшиеся на Красноярском экономическом форуме 23 февраля, где обсуждали открытый формат инвестиционных концессий в отрасли.