По жизненным показаниям

Новоуральский технопарк

Новоуральский технопарк

Смысл Новоуральского технопарка — создать научно-исследовательский центр, связать в один узел науку, технологии и производство

— Помаши ручкой! — губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев и член комитета по охране здоровья Госдумы Александр Петров через стекло наглухо задраенной двери «чистой комнаты» приветствуют работающую там в спецодежде женщину. 6 февраля в Новоуральске открылся научно-внедренческий биомедицинский технопарк, который станет центром импортозамещения фармацевтической продукции в Свердловской области. В лабораторном комплексе технопарка тысяча квадратных метров «чистых комнат», так что, перерезав красную ленточку, высокие гости и журналисты, переодетые в «докторов», двинулись по длинным коридорам осматривать объект — то есть заглядывать в окна дверей, за которыми с пробирками и оборудованием трудятся исследователи. Заходить никуда, за редким исключением, нельзя: такова специфика биофармацевтической отрасли. На площадке перед лабораториями и производствами технопарка развеваются флаги нескольких государств — Германии, Чехии, Южной Кореи. Партнеры — кто поставляет технологическое оборудование и его сопровождает, кто ведет образовательные программы: все 100% работающих здесь специалистов имеют сертификаты GMP.

От идеи до аптеки

Открытие этого технопарка — значимое событие для страны, ставящей задачу развивать собственную фармацевтическую промышленность. Здесь созданы условия для реализации всех стадий инновационных проектов от идеи до производства готового лекарства, есть необходимые лаборатории и экспериментальные участки для проведения доклинических и клинических испытаний. На территории в 25 тыс. кв. метров размещены девять зданий с подведенными к ним коммуникациями. Половина площадей технопарка уже арендована профильными фирмами и производствами. За прошлый год резиденты реализовали продукции на 940 млн рублей, на долю инновационной приходится 86%. В технопарк вошли четыре ООО: завод «Медсинтез» как базовое предприятие, завод «Дизэт», Уральский центр биофармацевтических технологий — разработчик противовирусных веществ и триазавирина, а также Уральский центр нанотехнологий — разработчик нового поколения противомикробных покрытий «дезитол».

Два завода технопарка в представлении не нуждаются, их продукция известна на рынке. «Медсинтез» специализируется на выпуске инфузионных растворов и готовых лекарственных форм генноинженерного инсулина человека «Росинсулин». Завод — ядро технопарка и локомотив импортозамещения в фармацевтической отрасли Свердловской области: производство 24 млн литров инфузионных растворов в год закрывает пятую часть от общей потребности страны. Объем инвестиций в создание этого цеха составил 210 млн рублей. Строится третья очередь мощностью 30 млн литров в год.

Производство генноинженерного инсулина человека в специальном цехе казалось только мечтой еще шесть лет назад, когда разработки велись по свиному инсулину. Сегодня уральский препарат не уступает зарубежным аналогам, при этом намного дешевле. Одноразовые и многоразовые шприц-ручки с инсулином, которые выпускает предприятие, существенно облегчают его прием. Собственное производство упаковки препаратов помогает снизить стоимость готовой продукции.

Член комитета Госдумы Александр Петров: «Покупать крупное оборудование для каждого отдельно взятого проекта — задача дорогостоящая, в этом смысл технопарка»

Завод «Медсинтез» также запустил промышленное производство триазавирина — отечественного высокоэффективного противовирусного препарата мирового уровня (см. «Убить вирус»). Препарат в прошлом году получил регистрационное удостоверение и поступил в продажу в аптеки УрФО. Может обеспечить до 30% потребностей российского рынка. Триазавирин не устраняет симптомы, а убивает возбудителя инфекции. В отличие от западных аналогов вирус в крови пациента не обнаруживается уже на второй день после применения. При этом стоимость лекарства почти в два раза меньше, чем иностранных: упаковка — около 800 рублей. Сырье для препарата отечественное, поэтому цена будет стабильна, говорят разработчики. Продавать триазавирин по закону в течение первого года будут исключительно по рецептам, потом он поступит в свободную продажу. Потенциал препарата, уверены ученые, до конца не раскрыт. Доказано, что он помогает при 15 видах гриппа и клещевого энцефалита, ставшего проблемой для лесных регионов Урала, Сибири и Дальнего Востока, но утверждают, он может спасти даже от лихорадки Эбола. Пока не все аптеки хотят закупать новинку: мало кто из потребителей знает о ее замечательных возможностях, спрашивают привычный арбидол. Нужна рекламная раскрутка.

Завод «Дизет» разрабатывает и производит медицинскую технику и изделия. Здесь есть единственная в России линия по производству аппарата искусственной почки «Малахит», также выпускаются системы очистки воды для больниц и диализные концентраты.

Уральский центр нанотехнологий готовит к пуску в этом году промышленное производство инновационного антимикробного покрытия — дезитола. Разработки вели с 2011 года. Разные виды этих покрытий на всевозможных поверхностях и руках человека обеспечивают защиту от широкого спектра микробов от 12 часов до 12 месяцев.

Четвертый резидент технопарка в Новоуральске — Уральский центр биофармтехнологий стал к тому же одной из первых компаний, получивших статус резидента инновационного Фонда Сколково. Центр реализует проект разработки инновационных противовирусных препаратов на основе производимых азолоазинов от «молекулы» до стадии опытного образца. Целевые продукты — 15 новых веществ-прототипов, обладающих выраженной противовирусной активностью. Базовая разработка — триазавирин: его базовую молекулу создал академик РАН Олег Чупахин, следующие противовирусные молекулы, основанные на молекуле триазавирина, — Уральский центр биофармтехнологий. Первыми из 15 прототипов будут запущены в производство комбавирин, мактавирин и мактавир, созданные на их основе препараты сейчас проходят доклинические испытания. Новые препараты будут работать по новым вирусам. После вирусов гриппа, лихорадки основной удар хотят нанести по клещевому энцефалиту.

Команда проекта насчитывает 42 специалиста, из них два академика и член-корреспондент РАН, восемь докторов и шесть кандидатов наук. Для проведения поисковых научно-исследовательских работ созданы шесть лабораторий различного профиля, опытные участки для отработки и масштабирования разработанных технологий получения готовых лекарственных форм противовирусных препаратов. Исследовательское и опытное оборудование представлено современными высокотехнологичными приборами ведущих мировых производителей.

Зачем россиянам упаковывать

Биофармацевтический кластер создают на Среднем Урале не первый год. В регионе есть научно-исследовательская база, на нужды здравоохранения работают более 50 предприятий, которые выпускают современные препараты, субстанции, медицинские изделия. Свердловская область входит в пятерку ведущих российских регионов-производителей медицинского оборудования и лекарственных средств. Для чего все-таки понадобился еще и технопарк? По поводу чего ленточку резали?


Антивирусные препараты следующих поколений будут все активней и эффективней, уверяют исследователи

— Некоммерческое партнерство «Уральский фармацевтический кластер» — это политическая площадка для пропагандирования уральских предприятий на федеральном и региональных уровнях. Предприятия географически расположены по всей области. А технопарк «Новоуральский» объединяет участников в одном месте,
в шаговой доступности, является индустриальной площадкой развития идей и доведения их до коммерциализации. Для этого здесь создана инфраструктура и собраны люди со всей страны, — поясняет председатель наблюдательного совета технопарка «Новоуральский» Александр Петров младший. — Ученый замотивирован тем, что здесь он может воплотить свою идею, это очень важно. Конечно, есть риск, что не реализуется девять из десяти стартапов. Но тот, что реализуется, даст максимальный объем прибыли. В предприятия технопарка, в инфраструктуру вложено около 2 млрд рублей. Это как деньги участников, так и банковские кредиты. Яркий пример стартапа — создание триазавирина. Другой — Уральский центр нанотехнологий на стадии производства дезитола. Это ноу-хау очень востребовано рынком, совершенно новая ниша. Разрабатываемые сейчас противовирусные вещества тоже будут стартапами. Скорее всего, для производства каждого будет создано отдельное предприятие.

Цель технопарка — создать свой научно-исследовательский центр. Убрать вечный разрыв между наукой и технологическими лабораториями, производством, связать их в один узел.

Кстати, Новоуральский — один из десяти фармацевтических технопарков в России. Из них семь — иностранные. В Калуге, например, иностранцы привлекают россиян на второстепенные задачи: упаковку и прочее. А мы пошли другим путем, здесь будут поддерживаться именно российские разработки и доводиться от идеи до аптеки, до госпиталя.

К сожалению, продолжает Александр Пет­ров, банковская система сейчас предлагает кредиты под дикие 27%. Поэтому технопарк временно новые кредиты не привлекает, только отдает взятые. Здесь с радостью восприняли инициативу правительства РФ создать Фонд поддержки промышленности, где возможен кредит на развитие под 5% годовых, среди приоритетов — фармпромышленность.

Технопарк уже подал заявку. Нужен миллиард рублей в текущих ценах на разработку генноинженерных препаратов, запуск производства собственного сырья для фармацевтической упаковки, на модернизацию цеха инфузионных растворов — это три основных направления, куда сейчас требуются инвестиции.

Не остановит ли кризис запущенные процессы?

— Он нас, конечно, притормозил, — признает генеральный директор «Медсинтеза» Алексей Подкорытов. — На жизненно важные препараты мы цены не подняли, отгружаем все по старым. Пока работаем с прибылью, но идем тут по тонкой грани. Импортные компоненты из Франции, Италии стали дороже, хотя их у нас и немного. Прибыли меньше, но и окупаемость проектов выросла раза в два за счет девальвации. Мы чувствуем конкурентоспособность нашей продукции, объемы производства возросли вдвое. Сейчас работаем на полную мощность.

Самые большие поставки у нас обычно в декабре, в январе они падали на 30%, а в этом году не падают: январь и февраль, наоборот, показывают рост. В этом году производство прирастет еще в два раза. Мы должны выдержать этот темп, ответить на этот вызов. И мы ответим, только понадобится некоторое время, чтобы людей набрать, дополнительное сырье и материалы купить и прочее. Будем в этом году пытаться сделать максимально возможное. Правительство обещало поддержку фармацевтической промышленности, мы на это рассчитываем.

Раз мы увеличиваем производство, нам потребуются и оборотные средства. То, что мы удерживаем цены на прежнем уровне, экономику предприятия не ломает: мы устоим за счет высокой эффективности и производительности труда, сокращения постоянных издержек, хотя переменные издержки подрастают. Большинство предприятий кластера — модернизированные современные производства, они устоят в кризис, даже получат дополнительный шанс для развития за счет того, что часть иностранных игроков
уйдет с рынка.

Еще в сюжете «Импортозамещение»

Материалы по теме

Уральские ЗАТО откроют

УЭХК модернизирует систему контроля радиационной обстановки

Свобода от субстанции

Росатом решил объединить три российских завода по производству газовых центрифуг

Вишенка на ТОРе