12.11.2015

12 ноября в Екатеринбурге стартовала X международная конференция «Российские регионы в фокусе перемен»

Платформой для проведения трехдневной конференции послужило объединение двух значимых мероприятий, проводимых ежегодно на протяжении более десяти лет, — Международной научно-практической конференции по проблемам экономического развития в современном мире «Устойчивое развитие российских регионов» и Межрегиональной конференции «Точки роста экономики Большого Урала». Основная тема — как сбалансировать задачи новой индустриализации, пространственного развития и социальной политики во времена бюджетных ограничений. Цель конференции — объединить усилия бизнеса, власти и научно-образовательного сообщества, соблюсти баланс интересов, интегрировать задачи развития экономики, науки, человеческого капитала для повышения конкурентоспособности российских регионов на мировой арене.

— Мы проводим конференцию в непростое время: рынок сжимается, инвестиционные ресурсы ограничены, — заявил ректор УрФУ Виктор Кокшаров. — Новая экономическая реальность, в которой мы оказались, выявила институциональные ограничения  — низкий уровень диверсификации, развития основных общественных институтов. Все это не позволяет ускорять экономический рост. Созрела необходимость создания новой основы национальной экономики. Ключевой фактор — грамотная стратегия развития человеческого капитала. Это сделает возможным реиндустриализацию и повысит конкурентоспособность  российских предприятий на международных рынках.

По словам заведующего отделом экономической теории ИМЭМО РАН Сергея Афонцева, в рамках дискуссии о модели функционирования российской экономики и условиях противостояния со странами, которые были ведущими экономическими партнерами РФ, невозможно обойти тему импортозамещения:

— Она заявлена как один из важных антикризисных приоритетов российской экономики и основа ее роста. Приоритетов много. Риторика умеренная. Принято два десятка планов, в соответствии с которыми, по версии министерств, России предстоит радикально сократить объемы импорта и заместить его отечественной продукцией. Объемы сокращений колеблются в среднем от 20 до 30%, а по ряду товарных позиций — до 50% и выше. Все это предполагает, что у России широкие возможности для перехода на импортозамещающую модель развития. В то же время меры поддержки импортозамещения не всегда однозначны. Эмбарго на поставки продовольственных продуктов и продукцию сельхозпроисхождения из ряда стран заявлено нашим руководством не в качестве «антисанкций», как многие ошибочно формулируют, а в качестве ключевой меры по поддержке российского сельского хозяйства. Однако это не означает, что оно не наносит ущерба производителям. Субсидирование процентной ставки по кредитам, которое с прошлого года рассматривалось в качестве основной меры поддержки, в условиях колебания рыночной ставки Центрального банка оказалось малоэффективным. Рост госзаказа — хорошая мера поддержки, но на нее, кроме ОПК, вряд ли кто-то может рассчитывать.

— Если говорить о том, где действительно можно поддержать отечественного производителя и заработать деньги, то это АПК, металлургия и некоторые направления машиностроения, — подвел итог Сергей Афонцев. — Остальные отрасли за счет одного импортозамещения расти не могут, так что системного эффекта от него ожидать сложно.

— Программа импортозамещения — это не просто заявление правительства, а серьезный комплекс мер, — убежден экс-замминистра экономического развития и торговли РФ, главный экономист Внешэкономбанка Андрей Клепач. На его реализацию, по словам эксперта, потребуется от трех до пяти лет. Можно по-разному оценивать программу, ведь импортозамещение никогда не было простой вещью. И никогда не ставилась задача заменить 100 % технологий и продукции, по многим отраслям это невозможно.

— Экономические перспективы на ближайшие годы постепенно проясняются. Риски роста турбулентности пока наиболее сильны в бюджетной сфере. Российские регионы вступили в острую фазу нового кризиса с разбалансированными бюджетами и огромными долгами и при этом не могут рассчитывать на поддержку из федерального бюджета в сопоставимых с 2009 года объемах, когда трансферты были увеличены на треть, — считает ведущий научный сотрудник Центра анализа доходов и уровня жизни Института управления социальными процессами НИУ ВШЭ Наталья Зубаревич. — Регионам приходится адаптироваться к этим изменениям, сокращая расходы бюджета, в том числе социальные, и занятость в бюджетном секторе.

Затронули и поворот России на Восток. По словам руководителя Школы востоковедения НИУ ВШЭ Алексея Маслова, развернувшись на Восток, российский бизнес ищет наиболее эффективные методы работы с восточными партнерами и прежде всего с Китаем: «Важнейшим здесь представляется следование сложившейся бизнес-культуре, понимание внутренней логики азиатского рынка, минимизация рисков, возможные альтернативы в Восточной и Юго-Восточной Азии».

Центром дискуссии делового дня стало обсуждение вопросов стратегического планирования на уровне регионов: на примере готовящейся Стратегии социально-экономического развития Свердловской области до 2030 года руководство области и соседних регионов, представители крупного бизнеса и экспертное сообщество обсудили новые ориентиры для развития региона.

Еще в сюжете «Импортозамещение»

Материалы по теме

Минэнерго РФ: ТЭК России зависит от импортного оборудования в среднем на 60%

Вызовы, толкающие вперед

УВЗ возобновляет производство экскаваторов

Совет Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей подвел предварительные итоги реализации программы создания высокопроизводительных рабочих мест

Не в нашу пользу

Технологическая безопасность в опасности