Меж берез дожди косые
Импортозамещение в АПК
Финансирования инвестиционных проектов сельхозпроизводителей для решения задач импортозамещения в агросекторе недостаточно
Перед агропромышленным комплексом ставят задачу импортозамещения. Однако для этого меры его поддержки явно недостаточны. Это основная проблема. По данным Минсельхоза РФ на 4 июня, в 30 субъектах выручки аграриев не хватает не то что на развитие, даже на внесение платежей по кредитам. Из-за дороговизны и недоступности заемных средств общий объем кредитования сельхозпроизводителей в первом полугодии упал на 25% к прошлому году, краткосрочного кредитования — на 21%.
— Кредиты остаются недоступными, — рассказывает губернатор Пермского края Виктор Басаргин, — объем средств, выделяемый в качестве субсидирования на погашение части процентной ставки, до конца не решает проблему. Сегодня заявок по кредитованию от сельхозпредприятий края подано на сумму свыше 1 млрд рублей, выделено Федерацией около 30 млн рублей.
В Перми ищут выход: рассматривают возможность финансирования инвестиционных проектов сельхозпроизводителей через Корпорацию развития Пермского края и прочие фонды. Подобные изыскания ведут и в других регионах.
Вторая проблема — вкладывать в развитие многим нечего, расходы крестьян после скачка валют увеличиваются, а доходы падают. В один карман им кладут деньги, из другого их вынимают. Например, кооператив «Сарафаново» Чебаркульского района (Челябинская область) получил из бюджета государственных субсидий 13 млн рублей, а налогов и сборов заплатил 18 млн рублей. «Молочная отрасль — донор бюджета», — убежден председатель сельхозкооператива Валерий Шалагинов.
И третье — поддержка малоэффективна в силу того, что не развязан узел системных проблем развития отрасли: логистики, селекции и генетики, высоких темпов роста стоимости ресурсов (ГСМ, удобрений, электричества, стоимости подключения к коммуникациям и пр.).
В итоге, например, в наиболее запущенном и проблемном секторе АПК — молочном животноводстве — нужно обеспечивать замещающий прирост до 7,5% в год, а получается менее 3%. Такая динамика не соответствует доктрине продовольственной безопасности. Чтобы усилить помощь молочному животноводству, Минсельхоз России предлагает правительству помимо субсидирования кредитов в размере до 100% ключевой ставки Центробанка компенсировать компаниям прямые понесенные затраты на создание новых и реконструкцию старых ферм. При совмещении двух форм поддержки инвестор будет получать компенсацию до 70% стоимости объекта. Возможно, это повысит низкую инвестиционную активность в проектах молочного животноводства. Документ на подписи у председателя правительства.
Чем и кому помогают
В списке из 464 инвестиционных проектов программы импортозамещения, утвержденных в начале года Минсельхозом РФ, — строительство теплиц и овощехранилищ, ферм для молочного и мясного скота, свинарников, птичников, цехов переработки молочной продукции, плодов и ягод. На них в этом году бюджет отжалел 266 млрд рублей кредитных средств.
На Урале в этом году строить и модернизировать теплицы в Башкортостане будут по трем проектам, в Свердловской области и ХМАО — по одному. Самые крупные по суммам кредитного договора — у тепличного комбината «ТюменьАгро» в Тюменской области (1,896 млрд рублей) и челябинских ОАО «Тепличное хозяйство» (1,646 млрд рублей) и тепличного комбината «Агаповский» (1,044 млрд рублей). Одно овощехранилище построит АПК «Белореченский» в Свердловской области и аж два — «Рико-Агро» в Удмуртии.
В секторе молочного скотоводства и переработки продукции семь проектов поддержат кредитами в Свердловской области, шесть — в Удмуртии, пять — в Пермском крае, четыре — в Башкортостане, два — в Тюменской области. Семь проектов по свиноводству получат кредиты в Курганской области и пять — в Челябинской (четыре из них на общую сумму 8,950 млрд рублей у агрофирмы «Ариант», один на 850 млн рублей — у мясоперерабатывающей корпорации «Ромкор»).
В птицеводстве пять проектов реализуется в Башкортостане (крупнейший, на 2 млрд рублей, у птицеводческого комплекса им. Гафури), четыре — в Свердловской области, один в Удмуртии.
Также кредитную поддержку в этом году получат пять проектов мясного скотоводства Оренбургской области, по одному в ХМАО и Челябинской области.
На первый взгляд — импортозамещающих проектов на Урале много. Не все запрашивают миллиарды: кому-то из перечисленных хватает и пары-тройки десятков миллионов «что-то довинтить».
Есть и еще список. Помимо 464 проектов по приоритетным направлениям импортозамещения, Минсельхоз России отобрал в АПК полторы тысячи инвестиционных проектов, финансирование которых будет производиться из региональных бюджетов. Это уже начатые важные проекты, которые из-за нехватки кредитных ресурсов не удается ввести в эксплуатацию. Объемы субсидирования будут зависеть от остаточной ссудной задолженности по инвестиционным кредитам, деньги — 46 млрд рублей — перечислят сначала регионам, а далее они пойдут аграриям. Государство будет возвращать компаниям 100% ставки рефинансирования Банка России. Отметим, что в этом списке 1,3 млрд рублей перепадет Оренбургской области. Всего аграрному сектору до 2020 года, чтобы обеспечить государственную программу импортозамещения, из федерального бюджета выделено 570 млрд рублей.
На первого равняйсь
В УрФО по итогам инвестирования прошлого года на первой позиции Челябинская область. Столько же, сколько она — 10 млрд рублей — в АПК вложили другие регионы округа вместе взятые.
В этой сумме 6 млрд рублей — доля «Арианта» (строительство свинокомплексов, кормопроизводство). Остальное — реконструировала и модернизировала мощности ОАО «Птицефабрика Челябинская», создали новые ЗАО «Уралбройлер», ООО «Нагайбакский птицеводческий комплекс». Южный Урал — второй в России регион по производству всех видов мяса, ежегодная динамика выпуска в птицеводстве — плюс 16%, в свиноводстве — 30%.
В растениеводстве тепличный комбинат «Агаповский» построил комплекс мощностью свыше 5 тыс. тонн овощной продукции в год. Агрофирма «Чурилово», вложив более 3,2 млрд рублей, завершила модернизацию и нарастила мощность производства до 17 тыс. тонн овощей в год.
Продолжают впечатляюще размахивать деньгами частные инвесторы. На Южном Урале ГК «Здоровая ферма» начала реализацию проекта по строительству свинокомплекса «Луговой» в Красноармейском районе (мощность — 20 тыс. тонн, общая стоимость — 12 млрд рублей). Конкурсный отбор поддерживаемых частично бюджетом инвестпроектов в Минсельхозе России прошли ПАО «Птицефабрика Челябинская» (здесь начинается второй этап программы технического перевооружения, увеличивается производство яиц), а также ООО «Чебаркульская птица». Продолжит наращивать мощности тот же «Ариант», в итоге Челябинская область может стать пятой в стране по производству свинины. ОАО «Тепличное хозяйство», дочернее предприятие ООО «Чурилово», начнет строительство третьей очереди тепличного комплекса площадью 4,8 га.
Реализуются ранее начатые проекты. Так, строительство комплекса в Троицком районе позволит «Ромкору» выращивать до 65 тыс. свиней в год. Стоимость проекта — 1,4 млрд рублей, срок окупаемости — семь лет. После выхода на полную мощность через полтора года здесь единовременно будут содержать 38 тыс. свиней. Основное достоинство — максимальная автоматизация, снижение доли ручного труда. Областное правительство поддержало проект: «Ромкору» на конкурсной основе предоставлены гарантии областного бюджета на 400 млн рублей.
Всего в агропромышленном комплексе Челябинской области реализуются девять инвестиционных проектов на 14 млрд рублей с господдержкой в виде субсидий на компенсацию процентной ставки. При сокращении на две трети доли импорта свинины в этом году местные производители нарастили свою долю на рынке на 5,1%.
В Свердловской области самым крупным может стать проект сместившегося сюда челябинского «Арианта»: он намерен к 2019 году построить под Серовом свинокомплекс производительностью 45 тыс. тонн мяса в год. Объем инвестиций — 12 млрд рублей: 70% планируется привлечь за счет займов, остальное — собственные средства. Проект, построенный по принципу от поля до прилавка, включает свинокомплекс на 260 тыс. голов, элеватор для хранения зерна, завод комбикормов, убойный цех, завод переработки биоотходов, мясокомбинат, производящий охлажденное мясо и колбасные изделия. Торговая сеть фирменных магазинов в регионе вырастет со 100 до 300. Окупаемость проекта — пять лет.
Расходы крестьян после скачка валют увеличиваются, а доходы падают. В один карман им кладут деньги, из другого их вынимают. Не развязан узел системных проблем развития отрасли: логистики, селекции и генетики
Второй по объемам проект мощностью 24 тыс. тонн мяса в год реализует в Нижнетавдинском районе Тюменской области Сибирская аграрная группа. Заемные средства — 5 млрд рублей при общей стоимости 6,4 млрд рублей. Проект включен в реестр инвестиционных проектов Тюменской области и увеличит здесь производство мяса на треть. В Свердловской области группа производит 46 тыс. тонн в год (свинокомплексы «Уральский» и «Полевской»), но реализует 24% от производимого, остальное — за пределами региона. Второй по величине свинокомплекс «Горноуральский» имеет поголовье в 42 тыс. животных и ежегодно выпускает 8 тыс. тонн продукции.
А вот свердловской ПТФ «Рефтинская» из списка импортозамещающих проектов не повезло. Реализация ее кредитных договоров на 170 млн рублей может оказаться под вопросом. Проблемные активы птицепрома свердловское правительство предлагает объединить в холдинговую структуру для спасения остатков некогда мощного регионального птицеводства. У всех предприятий один собственник — правительство области. Но нет единой стратегии, маркетинга, бухгалтерии, финансового контроля.
Семя, вымя, племя
Настало время поддерживать проекты, которые собственно и определяют импортозависимость АПК. До сих пор велика зависимость от «комплектующих»: имеются в виду не только запчасти к импортной технике, но и семена, инкубаторское маточное яйцо, кормовые ферменты, генетическое производство и селекция. По данным Института овощеводства РФ, 70% семян — китайские, 10% — из США и Европы.
В АПК намерены возрождать селекцию: с начала года крупными агрокомпаниями подано 146 заявок на субсидирование строительства селекционно-семеноводческих центров (стоимость — от 150 млн до 1 млрд рублей). В бюджете на все семеноводческие центры изначально заложили 1 млрд рублей, но затем он «усох» до 700 тыс. рублей. Новая государственная программа предусматривает субсидирование 2/3 ключевой ставки ЦБ РФ по кредитам, а также возмещение 20% затрат на капитальное строительство.
Челябинская область рассчитывает на поддержку: в поселке Тимирязевский начато строительство селекционно-семеноводческого центра. На базе семеноводческого хозяйства «Чебаркульской птицы» строятся помещения для очистки, сушки, сортировки и хранения элитных семян зерновых культур. Годовая мощность будущего «завода» — 15 тыс. тонн семян высоких репродукций. Кроме сбора и хранения семян, на новой площадке будут заниматься селекцией. Планируется создать зерновые, наилучшим образом подходящие для уральского климата. Надеются полностью исключить поставки и из-за рубежа, и из других регионов.
— Центр позволит более качественно проводить сортообновление в аграрных хозяйствах региона и способствовать повышению урожайности, — говорит старший агроном комплекса растениеводства и животноводства предприятия Шакирьян Закиров. — Государственные субсидии по программе поддержки элитного семеноводства — уже гарантия того, что наша продукция будет пользоваться спросом.
Совсем новой для России темой, очень востребованной агропроизводителями, занялась пермская «Кастом Кэпитал Групп»: она реализует проект создания геномного индекса крупного рогатого скота, позволяющего вести селекцию быстро, качественно и дешево. Крупным агрохолдингам очень нравилось завозить племенных быков из Европы, Канады: на них шли дотации. Теперь пора заводить своих. Группа компаний создает федеральную сеть лабораторий генетических исследований «Мой ген», инвестирует в проект собственные средства, планирует привлекать активы частных и институциональных инвесторов. Компания сотрудничает с ведущими племенными предприятиями России — «Головным центром по воспроизводству», «Уралплемцентром», ОАО «Кировплем», ОАО «Башкирское» по племенной работе. Проект важен для безопасности молочного животноводства России, подчеркивает генеральный директор «Кастом Кэпитал Групп» Сергей Бровцев.
Сыр во рту держали
В конце мая правительство РФ распорядилось распределить в 2015 году более 6 млрд рублей субсидий 83 субъектам федерации на стимулирование производства товарного молока. По оценкам Института аграрного маркетинга, уровень обеспеченности рынка российским молоком составляет 55%, сырами — 20%, кисломочной продукцией — 99%, творогом — 95%. Для полного выхода на самообеспечение в стране необходимо увеличить производство молока на 40%. Отечественное молоко сможет полностью покрыть потребности страны в лучшем случае через десять лет, подсчитал новый глава Минсельхоза Александр Ткачев. Пока при недостатке собственного молока запрет на импорт привел к увеличению ввоза в Россию пальмового масла (по данным Росстата — на 37%), которым некоторые производители заменяют молочные жиры.
Отрасль в кризисе. Большинство действующих и потенциальных производителей молока отмечают как главные проблемы большие первоначальные вложения для вхождения, длительные сроки окупаемости проектов, отсутствие необходимой залоговой базы у производителей молока, низкий уровень цен и субсидий. Вдобавок из-за кризиса ставки по кредитам выросли, девальвация привела к росту себестоимости на 40%. В итоге в мае производство молочных продуктов в РФ снизилось на 2,1% (отчет Росстата).
Руководитель СПК «Коелгинское» (Челябинская область) Анатолий Шундеев говорит, что производство молока может обеспечить предприятию высокую рентабельность, но для этого нужно использовать современные технологии, например, беспривязного содержания животных. Знает, что говорит: в 2014 году в хозяйстве надоили 16,9 тыс. тонн молока, получив с каждой коровы за год в среднем более 8 тонн — впервые в Челябинской области.
Но новые технологии требуют вложений.
— Когда ЦБ опустил ключевую ставку, я опросил знакомых банкиров — у них по-прежнему нет свободных пассивов для кредитования АПК. Видимо, ЦБ должен напечатать деньги для кредитования строительства новых молочных комплексов, — считает основатель и руководитель ГК Damate Наум Бабаев.
Damate в Буздякском районе Башкортостана строит мегакомплекс общей мощностью 200 тыс. тонн молока в год. Первая очередь предусматривает размещение 6 тыс. голов дойного стада, вторая — 10 тысяч. Размер республиканских гарантий — 500 млн рублей, гарантий компании — около 1,5 млрд рублей, привлекаются кредитные ресурсы. В целом проект оценивается в 7,2 млрд рублей. Одна из особенностей — низкопрофильные коровники с кроссвентиляцией для беспривязного содержания, благодаря чему поддерживаются оптимальные условия содержания животных в любой сезон года. Такие технологии еще не применялись на территории России.
Не только производство молока заведомо убыточно без новых технологий — большинство аграриев на данный момент считают таковым и тепличное дело. Сегодня страна может обеспечить себя овощами всего на 10%. Причина — дороговизна и недоступность кредитов. Госпрограмма предполагает выделение 64 млрд рублей помощи тем, кто будет развивать тепличное хозяйство. Однако инвесторы в очередь не стоят.
Ситуация в АПК не может не вызывать опасений. Действие продуктового эмбарго продлено на год — до 24 июня 2016 года. На развитие агропрома по-прежнему выделяется около 1% от расходной части бюджета. В Европе, продукцию которой предлагают замещать, субсидии на вспаханный гектар — 500 евро, у нас — 500 рублей.
В связи с уходом части иностранных игроков с рынка агробизнес столкнулся с более высоким спросом на продукцию. Необходимым решением становится приобретение нового оборудования, внедрение новых технологий. Но реформируемая в никуда наука в загоне. Вузы не готовят специалистов, способных с такими технологиями работать, да и более 80% «не тому обученных» выпускников не идут работать в село. Приходится взамен сыра «ввозить» из-за рубежа специалистов, которые помогают освоить технологии, обучают отечественный персонал. Особенно востребованы ветеринары, генетики и селекционеры, менеджеры по продажам, управляющие фермой и производством.