Бур с ними
Нефтегазовый комплекс
Для эффективного развития российского нефтегазового комплекса необходимо не просто импортозамещение, а новые технологии. Пока разработчики и потребители не слышат друг друга
Проблема замещения импортных технологий и оборудования для добычи углеводородов стала одной из главных тем прошедшего на днях в Тюмени международного инновационного форума «Нефтьгазтэк-2015».
— Нефтегазовая сфера в сильной зависимости от импортных технологий. Введенные санкции наложились на другие проблемы отрасли и остро поставили вопрос импортозамещения. Здесь есть сложность: нефтяная промышленность — инвестиционноемкая отрасль с длительным инвестиционным циклом. Ожидать быстрого процесса и результатов не приходится, — задал тон дискуссии директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
Идеал, к которому нужно стремиться, три месяца назад обрисовало министерство промышленности РФ: ведомство предложило в ближайшие пять лет увеличить долю продукции российского машиностроения в нефтегазовой отрасли с 40 до 57%. В отраслевом плане указано более 40 позиций по видам нефтегазового оборудования, техническим и программным средствам. По некоторым, например системам подводных добычных комплексов, доля импорта должна упасть к 2020 году с 90% до 70%, по компрессорным установкам — с 80% до 60%, подземному оборудованию для закачивания скважин с применением множественного гидроразрыва пласта — с 95% до 80%.
Уральские машиностроители действуют в этом направлении. Например, Уралмаш разработал и провел испытания системы верхнего привода для установок бурения вторых и горизонтально-направленных стволов взамен импортных. Пермская компания нефтяного машиностроения договорилась с потребителями об испытании новейшего комплекса роторной управляемой системы для буровых установок. Для крупнейших российских нефтяных компаний разработаны целые линейки погружного нефтедобывающего оборудования. Их производство налажено группами компаний «Борец», Новомет, Римера.
Между тем, как подчеркнул генеральный директор ФБУ «ГКЗ» Игорь Шпуров, России нужны новые технологии, а не просто импортозамещение. Накануне форума более ста фирм представили на отраслевой выставке новые разработки. Так, тюменские компании создали не имеющие мировых аналогов малогабаритные мобильные установки для исследования скважин и уникальные линейные насосы для добычи нефти со встроенной высокотемпературной микроэлектроникой, сконструировали новое оборудование для исследования керна и пластовых флюидов.
Нужна система, где сервисные и крупные нефтяные компании совместно доводили бы продукт до внедрения
Но выпустить конкурентоспособную продукцию — еще не все: ее надо продать. В связи с ухудшением экономической ситуации некоторые нефтяные компании увеличили сроки оплаты до 60 — 120 дней. С учетом периода, необходимого на закупку материалов и комплектующих и непосредственно на производственный цикл, машиностроителям приходится около года ждать возврата вложенных средств. Представители нефтяных компаний говорят, что поставщики могут закладывать финансовые риски (включая отсрочки платежей) в конечную стоимость продукции. Машиностроители парируют: практически все ВИНК проводят тендеры по «редукционному принципу»: побеждает тот, кто выставляет самые низкие цены.
— Администрация Тюменской области помогает нам с грантами, с развитием, но тендерная система говорит, что мы должны выйти на рынок с самой маленькой ценой. Как развиваться в таких условиях? — адресует вопрос законодательству генеральный директор компании ООО «ИНТЭС» (производит насосы нового поколения) Юрий Богачук.
Разработчики новых решений для нефтяников утверждают, что крупные предприятия отрасли не желают работать с ними — до конечного пользователя практически невозможно достучаться. «Нефтяники говорят: ваши продукты наукоемкие, уровень высокий, и на этом все. Но как дойти до того, чтобы за наши продукты заплатили деньги? Нам нужна система, где сервисные компании совместно с крупными нефтяными доводили бы продукт до внедрения и использования», — указывает путь генеральный директор ООО «Юни-КОНКОРД» (разрабатывает решения для повышения эффективности нефтедобычи) Олег Пичугин.
Нефтяные компании, однако, ждут уже испытанных технологий, которые гарантированно будут приносить прибыль:
— Мы хотим конечный результат, и он должен быть эффективным. Если этого нет, зачем заниматься процессом? — ответил заместитель генерального директора по бурению компании «Лукойл — Западная Сибирь» Виталий Ковалев. — Любой человек, работающий в нефтегазовой отрасли, с удовольствием будет пользоваться вашей разработкой, если она уникальна. А если вы приходите и говорите: у нас есть такое же железо, как у иностранных конкурентов, но только дороже в два раза, то извините.
Вопрос о том, как небольшие компании должны выводить разработки на рентабельный уровень, остался открыт.