07.04.2022

На российском рынке интернета вещей появились ниши. Отечественные компании не справляются с заказами

На российском рынке интернета вещей появились ниши. Отечественные компании не справляются с заказами

В промышленности требуется срочная замена западных IoT-решений

С уходом из нашей страны ряда европейских и американских участников IoT-индустрии (интернета вещей) перед российскими компаниями открылись новые возможности, но нарастить свою долю рынка получится не у всех. Об этом рассказала исполнительный директор Ассоциации участников рынка интернета вещей Инна Скрытникова на прошедшем в онлайн-формате круглом столе, где обсуждались новые вызовы и перспективы для отечественных игроков IoT-рынка.

Давит «железо»

— В числе наиболее острых на сегодня проблем все участники IoT-рынка отмечают покрытие текущих затрат, дороговизну российских облаков, поставку комплектующих, перестройку на азиатские рынки, — перечислила новые вызовы Инна Скрытникова. — Большая проблема с китайскими аналогами комплектующих. Они требуют адаптации под российский рынок. Отмечу также, что в этом направлении возросла активность с арабскими странами. Из-за недостатка комплектующих сложно будет тем отечественным компаниям в сфере интернета вещей, кто работает с «железом», производителям различных устройств. Для них наступили достаточно тяжелые времена. А для тех компаний, которые предоставляют платформенные решения, с уходом с российского рынка иностранных игроков открываются новые возможности.

Белорусы тоже уходят

Пример открывшихся на российском IoT-рынке возможностей назвал на круглом столе Юрий Кравчик, генеральный директор компании «Интерра» — крупнейшего интегратора систем мониторинга автотранспорта в южных регионах России:

— Существенные изменения на российском рынке транспортной телематики связаны с уходом крупнейшего мирового игрока — белорусской компании Gurtam с платформой Wialon для GPS/ГЛОНАСС-мониторинга и интернета вещей, которая позволяет пользователям отслеживать мобильные и стационарные объекты. Эти изменения не фатальные, поскольку производитель не  уходит полностью с рынка. Он просто закрывает юридическое лицо, представленное в России. Само программное решение Wialon останется доступным в нашей стране. Тем не менее это приведет к существенной перекройки рынка транспортной телематики, мониторинга различных стационарных объектов, интернета вещей в сельском хозяйстве и др. Здесь сейчас российские вендоры программных продуктов и платформ могут получить дополнительный приток партнеров и интеграторов. Примерно полтора миллиона объектов мониторинга, которые находятся в России на платформе Wialon, частично распределятся по российским вендорам. Сегодня у них порядка 100 — 150 тысяч объектов, и они получили возможность существенно нарастить свою базу. Но надо трезво оценивать ситуацию, ведь кроме наращивания объектов отечественным вендорам придется подтягиваться по функционалу и устойчивости.

Когда чужое выдаешь за свое

Другой пример импортозамещения демонстрирует российская компания СРТ. Она разработала собственный протокол радиосвязи XNB, но долгое время с трудом завоевывала долю на отечественном рынке из-за того, что потребители предпочитали иностранные и якобы отечественные решения.

— Мы долго сталкивались с давлением со стороны зарубежных конкурентов и тех российских интеграторов, которые просто перелицовывали иностранные решения и выдавали за свои. Сейчас мы четко видим очищение рынка от иностранных решений и большой всплеск интереса к отечественным разработкам от компаний, которые занимаются критической инфраструктурой. Наконец-то к ним пришло понимание. Для нас теперь это безумная точка роста. И мы не справляемся с таким ростом, потому что не можем набрать команду. Но мы начали уже работать в этом направлении, — поделился генеральный директор СРТ Денис Симакин. — Другая важная проблема — доступность комплектующих: некоторые купить просто невозможно, либо мы их получаем в сроки, которые нас не могут устроить. Эти сроки измеряются уже даже не месяцами, а годами. Быстрый переход на китайский рынок глобально невозможен — в Китае нет аналогов, либо Китай обещает это сделать через несколько лет. У нас пока есть определенные запасы, которые позволяют нам постепенно перестроиться. В России постепенно появляется «железное» импортозамещение.

В то же время, Денис Симакин подчеркнул, что в части программного обеспечения его компания полностью не зависит от иностранных партнеров: «У нас идет работа по подбору аналогов только в «железе». Весь исходный код мы делаем здесь, на месте. И в этом нам импортозамещение не требуется. Наши конкуренты пытаются доказать, что они тоже делают собственный продукт. Но все понимают, что, покупая прошитый заранее радиочип, ничего ты в нем не пишешь, ты его просто используешь. И я надеюсь, что государственные органы в лице регулирующих организаций наконец-то начнут на это обращать внимание, в том числе когда включают продукцию в ТОРП (Реестр телекоммуникационного оборудования российского происхождения. — «Э-У»). Когда вы покупаете прошитый чип, нельзя контролировать то, что в нем зашито. И сейчас к нам обращаются крупные российские компании, в том числе из нефтегазового комплекса, по замене этих решений. Работать на открытом коде (неважно, какой страны) всегда лучше, чем на закрытом. Мы за последний год внедрили свою разработку во многих производствах, полностью передав заказчикам исходный код продукта, что позволяет им встраивать в свои решения наш радиоконтроллер».

Еще в сюжете «Импортозамещение»

Материалы по теме

О вреде идеологии клонов

Особенности импортозамещения в ИT

Зачем Москва строит цифровой коммунизм

Иногда нужно изобрести велосипед

Сохраняйте спокойствие

Мелкий и мягкий