Умеем работать и зарабатывать
Региональная экономика
Региональная экономика в кризисный период требует особых управленческих решений и четкого плана действий, убежден губернатор Оренбургской области Юрий Берг
- Юрий Александрович, одна из задач, которую вы публично обозначили, — наладить выпуск импортозамещающей продукции, выйти на новые рынки сбыта. Будете ли вы делать ставку на страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС)?
— Задачу заместить импорт продукцией отечественного производителя мы рассматриваем в контексте расширения границ сотрудничества со странами ЕАЭС и кардинального увеличения экспорта. Это курс на эффективное использование имеющихся возможностей, особенно в промышленности. Проекты импортозамещения есть на нескольких предприятиях области. В Фонд развития промышленности уже подали заявки «Ормето-ЮУМЗ», Завод бурового оборудования, «Стерил» (их сферы — машиностроение, мобильные буровые установки для геологоразведки и добычи твердых полезных ископаемых, производство одноразовых шприцев).
Есть хороший опыт взаимодействия с федеральным Агентством кредитных гарантий. Наш уполномоченный «Банк “Оренбург”» одним из первых среди региональных кредитных учреждений подписал соглашение о сотрудничестве. При участии Агентства и банка разрабатывается масштабный проект в легкой промышленности — пуховязальный кластер (ПВК) с индустриальным парком, центром народных промыслов, производствами детской одежды и трикотажа, логистическим центром закупок и продаж. О проекте ПВК говорят на федеральном уровне не только как о примере использования финансовых инструментов, но и как об опыте расширения сотрудничества с государством — членом Таможенного союза, ЕАЭС — Белоруссией, поскольку партнерами по производству одежды и трикотажа планирует стать концерн «Беллегпром».
— Сближение России с Китаем и Индией простимулирует оживление в оренбургской промышленности?
— В развитии сотрудничества с китайскими партнерами есть большой потенциал: в рамках проекта «Волга — Янцзы» уже состоялись деловые визиты, есть первые итоги. Эта тема обретает особую актуальность: на экономическом форуме в Санкт-Петербурге подписано соглашение с ГК «Автодор» и Федеральным центром проектного финансирования по долгосрочному сотрудничеству при подготовке инвестпроектов в рамках формирования международного транспортного маршрута «Европа — Западный Китай». Только представьте, как новый трансконтинентальный маршрут изменит транспортную логистику на континенте. Для большей наглядности: товары с китайских интернет-аукционов будут доставляться покупателям гораздо быстрее. Точно так же ускорится движение товаров в сторону Казахстана и Китая. Конечно, мы держим в уме и сотрудничество с Индией. В Уфе в середине июля состоятся саммиты ШОС и БРИКС, и самое время вспомнить о невероятно смелом и выгодном для России логистическом проекте XIX века — строительстве железнодорожного пути из России в Индию через Оренбург. Конечно, это уже история. Но и сегодня с Индией нас связывают проекты в сфере военно-технического сотрудничества и гуманитарных обменов.
Затыкать дыры не будем
— Как вы оцениваете инвестиционную политику в регионе? Какие проекты для вас приоритетны? В каких секторах нужно искать ресурсы для развития?
— Экономические потрясения ударили по инвестиционной сфере и не позволили нам развить успех прошлых лет. Но закрепить его удалось благодаря созданной за прошедшие пять лет нормативно-правовой базе, защищающей права инвестора. Сейчас в регионе реализуются более 30 приоритетных проектов с суммарным объемом инвестиций 220 млрд рублей. Это 4,5 тыс. рабочих мест.
Инвестиции в нефтегазовый сектор («Газпром нефть Оренбург», «Оренбургнефть» и «Бугурусланнефть») составят 142 млрд рублей. Продолжается строительство Сорочинского маслоэкстракционного завода: комплекс по глубокой переработке высокопротеиновых масличных культур мощностью 400 тыс. тонн маслосемян в год обеспечит стабильный спрос на подсолнечник. Стоимость проекта — 3,6 млрд рублей. В Новотроицке на птицефабрике «Восточная» завершен первый этап создания комплекса по производству и переработке 20 тыс. тонн мяса индейки в год. Стоимость — 4 млрд рублей. «Волма-Оренбург» готовится к пуску в Беляевском районе производства стройматериалов (сухие смеси и стеновые панели; 1,4 млрд рублей). В «Оренбургских минералах» запущена вторая очередь производства эмульсионных взрывчатых веществ и их компонентов (306 млн рублей, 40 рабочих мест).
Инвестпроекты разного масштаба ведут Гайский ГОК, Новотроицкий цементный завод, Южноуральская горноперерабатывающая компания, ММСК, предприятия «Уралэлектро», «Рифар», «Технология», «Велдер».
Но есть и те, кто не способен ориентироваться в современных условиях. Ими приходится заниматься в ручном режиме. Такие предприятия часто пытаются решить проблемы за счет господдержки. Возникает резонный вопрос — а понимают ли они, что миллиарды рублей выделяются на развитие, а не на затыкание дыр? Я поручил региональному Минэку разработать систему оценки эффективности использования господдержки. Целевые показатели должны быть установлены каждому предприятию, которое рассчитывает на бюджетные деньги.
— Кризис предоставил региональной экономике новые возможности?
— Украинские предприятия освободили рынок для оренбургских металлургов, оживление в отрасли ощутили наши машиностроители. А вот оборонная промышленность испытывает дополнительные трудности: при фиксированной цене контракта цены на металл выросли. Уникальный шанс дан несырьевым отраслям промышленности. Именно с этой точки зрения я оцениваю региональную программу капремонта многоквартирных домов — эта тема с начала года находится на острие политической дискуссии. Нам предстоит капитально отремонтировать почти 10 тыс. многоэтажек. По сути, это гарантированный спрос на стройматериалы и оборудование на ближайшие 30 лет, дополнительные рабочие места, налоги в бюджет. У нас есть «Волма», «Оренбургские минералы», которые производят кровлю и стеновые панели. Закон, если им правильно распорядиться, создал условия не только для развития существующих, но и для появления новых производств кровельных материалов, строительных смесей. Минстрою необходимо сформулировать преимущества новых условий и заложить их в стратегию развития строительной и жилищно-коммунальной отраслей.
— Как вы оцениваете перспективы АПК? Какие инструменты необходимы для поддержки отечественных аграриев?
— Несмотря на все трудности, крупные инвестпроекты в сельском хозяйстве осуществляются. Из последних событий — встреча с президентом Cremonini Group Луиджи Кремонини. Компания вложила в строительство убойного цеха КРС с частичной переработкой мяса миллиард рублей, и мы определились с выбором мест для создания в двух близлежащих селах откормочных площадок на 5,5 тыс. и 6,5 тыс. голов скота. Проект «Развитие мясного скотоводства» будет реализовывать «Мясная корпорация «Меркурий»».
Правительство области в полной мере выполняет обязательства перед аграриями. Объем господдержки села в 2014 году составил 4,2 млрд рублей, в этом году — 4,6 миллиарда, и по возможности будем ее наращивать. Мы успешно провели посевную и ждем хорошего урожая. Яровыми засеяно 3,4 млн га, картофель посажен на площади 6,9 тыс. га, овощи — на 3,5 тыс. га, бахчи — на 56,9 тыс. га. Позаботились об обновлении парка сельхозтехники. В этом году сельхозтоваропроизводители уже приобрели 183 трактора, 37 зерноуборочных комбайнов. Со скидкой 15% от установленной цены закуплено 88 единиц техники: сэкономили 44 млн рублей. В прошлом году я дал поручение создать сеть МТК — комплексов, оснащенных сельскохозяйственной техникой для помощи аграриям при проведении сезонных полевых работ. С «Ростсельмашем» и белорусским «Гомсельмашем» договорились о поставках до ста единиц техники на условиях лизинга. От «Ростсельмаша» уже получены 28 зерноуборочных комбайнов со скидкой 20% от отпускной цены, следующая партия — еще десять машин.
— Из семи моногородов, расположенных в области, в так называемой «красной зоне» остаются только три — Светлый, Новотроицк и Кувандык. Какие меры нужны, чтобы освободить их от монозависимости?
— В Светлом реализуются два проекта — опытно-промышленное производство ферроникеля кричным способом на Буруктальском никелевом заводе (стоимость 4 млрд рублей) и строительство тепличного комбината на базе того же предприятия (900 млн рублей). В Кувандыке тоже два проекта: в одном из цехов Южноуральского криолитового завода запускается новое производство — завод магниевых соединений; создается туристическо-рекреационной кластер «Долина», его центр — горнолыжный курорт. В Новотроицке — производство одноразовых шприцев и переработка мяса индейки. Проекты представлены в Фонд развития моногородов и рассчитывают на финансовую поддержку с его стороны.
Перед муниципалитетами поставлена жесткая задача — создавать деловой климат, концентрироваться на поддержке малого и среднего предпринимательства. А региональные власти будут отрабатывать взаимодействие с федеральными институтами развития.
Надо быть скромнее
— Каковы экономические итоги первого квартала? Как регион выглядит на фоне соседей?
— Первый квартал этого года показал снижение показателей, что соответствует экономической ситуации в целом по стране. При этом прирост отмечен в производстве пищевых продуктов — 11%, неметаллических минеральных продуктов — 22%. Инвестиции в основной капитал упали на 2,6%. Но есть хороший рост в строительстве — 14%. Введено в эксплуатацию 2147 квартир общей площадью 240 тыс. кв. м. По уровню инфляции мы на третьем месте в Приволжском федеральном округе (ПФО): меньше только в Мордовии и Татарстане.
— Насколько качественно управление бюджетными процессами? На каких статьях можно сэкономить? Возможны ли новые источники поступлений?
— Работать мы умеем и зарабатывать тоже: Оренбургская область в ПФО занимает 6-е место по объему налоговых и неналоговых доходов и 25-е — в РФ. Приоритет в финансах — эффективность бюджетных расходов. Каждый вложенный в социальную или любую другую сферу рубль должен приносить и измеримую отдачу. Чтобы вывести эту работу на качественно новый уровень, нужно действовать по принципу «одна программа — одна субсидия». Пришло время провести комплексную ревизию мер соцподдержки. Помощь государства должна приходить тому, кто в ней действительно нуждается. Еще один резерв для повышения эффективности расходов — прямая увязка материального стимулирования руководителей и специалистов бюджетных учреждений с достижением конкретных показателей, то есть внедрение эффективных контрактов. Размер вознаграждения должен напрямую зависеть от качества услуг. Чиновникам же следует работать в режиме жестких ограничений. И речь не только о зарплате, но и о личном комфорте.