Горизонт-2030
Региональная стратегия
Свердловская область определилась с ключевыми направлениями развития на ближайшие 15 лет: качество жизни, технологии и инвестиционная среда
30 октября координационный совет по стратегическому планированию при губернаторе принял за основу проект Стратегии социально-экономического развития Свердловской области до 2030 года. Регион в тройке лидеров: документы такого уровня разработаны и утверждены пока только в двух субъектах РФ — Татарстане и Санкт-Петербурге. Предполагается, что практика станет массовой для территорий в следующем году.
Концепцию свердловской стратегии начали формировать в 2014 году (в июне того же года принят ФЗ № 172 о стратегическом планировании в РФ). За это время в региональных ведомствах при участии экспертных сообществ (координатором работы с ними выступил аналитический центр «Эксперт») прошли десятки совещаний, стратегических сессий, форсайт-сессий и сессий сценирования, заседаний стратегических советов по отраслевым разделам документа. Кроме того, проведен SWOT-анализ факторов социально-экономического развития области — определены ключевые конкурентоспособные компетенции, вызовы и угрозы.
Концепция Стратегии-2030 одобрена председателем областного правительства 31 августа этого года. Обсуждение документа вышло на финишную прямую (проект Стратегии-2030 размещен на сайте http://strategy2030.midural.ru, желающие могут внести предложения).
Заданы максимальные параметры развития. К 2030 году Свердловская область планирует войти в топ-10 лучших регионов России по индексу человеческого капитала, а продолжительность жизни в ней должна увеличиться с сегодняшних 68,9 до 77,5 года. Предусмотрено вхождение субъекта в пятерку лучших территорий по уровню привлекательности инвестклимата, рост ВРП в 1,8 раза, объема промышленного производства — вдвое. Как достичь заявленных показателей?
Конкурировать за ресурсы
— У области большой опыт в разработке стратегических документов: в 90-е впервые в России свердловским правительством была разработана Схема развития и размещения производительных сил — по собственной инициативе, с привлечением представителей неправительственных, научно-исследовательских и проектных организаций. Она послужила эталоном для многих регионов, которые на ее основе формировали стратдокументы, — задал планку дискуссии губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. — Горизонты расширяются: в Стратегии-2030 разработчики объединили отраслевой и территориальный принципы, в ней нашли отражение важнейшие для области комплексные проекты, а главным ориентиром стало формирование высокого качества жизни.
— При разработке проекта мы проанализировали предыдущий опыт создания и реализации стратегических документов региона, — подтвердил министр экономики Свердловской области Дмитрий Ноженко. — Проект принципиально отличается от традиционных стратегий, построенных по отраслевому принципу. Выделены три ключевых приоритета: новое качество жизни населения, новая индустриализация и территории для жизни и бизнеса.
— Все три стратегических направления тесно взаимосвязаны, — объясняет выбор приоритетов глава региона. — Первое — человеческий фактор: современный, здоровый, образованный человек, мотивированный на повышение квалификации, создание семьи, творчество и развитие. Второе — инвестиционные ресурсы для реализации приоритетных проектов. Нам нужны не «воздушные замки», а обоснованные, строго просчитанные и обеспеченные ресурсами решения. Третье — научно-технологический прогресс и внедрение инноваций в производство. Только развивая и ускоренно внедряя научные достижения, можно успешно конкурировать за человеческие ресурсы и новые рынки.
— Проектный подход позволил сфокусировать усилия на основных сферах деятельности, — подчеркивает директор Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге Сергей Кадочников. — Нет смысла закладывать в документ всю конкретику, для этого есть план мероприятий по реализации Стратегии-2030. В ней же должны быть указаны важнейшие векторы, которых необходимо придерживаться.
— Детально следует прописывать мероприятия только на ближайшие пять лет, — соглашается директор-координатор научно-исследовательских программ Международного центра социально-экономических исследований «Леонтьевский центр» Леонид Лимонов. — В стране сейчас неопределенная экономическая ситуация. А Свердловская область — лишь третий регион в России, разработавший проект такой стратегии. Федеральное правительство еще даже не утвердило методические рекомендации регионам по разработке стратегий. Хотя, скорее всего, их утверждение и не потребует внесения изменений.
Новое качество жизни
У этого стратегического приоритета есть конкретная цель — создание наиболее конкурентоспособных по сравнению с другими территориями РФ условий накопления и сохранения человеческого потенциала. В частности речь идет о повышении конкурентоспособности региональной сферы образования, улучшении здоровья, новой жилищной политике, развитии культурного пространства.
Начнем с образования. Для роста его конкурентоспособности на мировом уровне разработаны проекты, направленные на подготовку высококвалифицированных педагогических кадров («Педагогические кадры XXI века») и создание системы повышения качества образования («Качество образования как основа благополучия»).
— Стоят новые задачи по качеству повышения квалификации преподавательского состава, — рассказал областной министр общего и профессионального образования области Юрий Биктуганов. — К 2030 году не менее 30% педагогов должны иметь степень не ниже магистра, не менее 27% быть моложе 35 лет и не менее 50% — свободно говорить хотя бы на одном иностранном языке. В результате регион должен войти в топ-10 субъектов РФ по уровню знаний школьников и среднему результату ЕГЭ по математике и иностранному языку.
Комплексным в этом блоке является проект по созданию системы непрерывного технического образования («Уральская инженерная школа»), призванной удовлетворить потребности текущей и будущей экономики в квалифицированных кадрах. Его суть — повышение мотивации к выбору технических специальностей уже с детского сада, формирование качественной профподготовки в колледжах и вузах. В рамках этого проекта (он реализуется уже год) созданы центры непрерывного образования, заключены соглашения о целевом обучении с 28 предприятиями, 11 трехсторонних соглашений о сотрудничестве и реализации совместных НИОКР. Совместно с крупнейшими уральскими вузами созданы 15 базовых кафедр для обучения инженеров.
— «Уральская инженерная школа», а к подготовке этой программы университет подключился одним из первых, направлена на комплексное развитие инженерных компетенций в регионе, — рассказывает ректор УрФУ Виктор Кокшаров. — В совокупности с проектом «Уральский технополис» она позволит сформировать пул высококвалифицированных специалистов в Свердловской области. Более того, создаст основу для реализации проектов экономического блока Стратегии-2030, которые испытывают прямую зависимость от наличия грамотных и конкурентоспособных кадров.
Перейдем к здоровью. Здесь важные задачи — формирование у населения ответственного отношения к здоровью, обеспечение доступности передовых медуслуг и повышение ранней выявляемости заболеваний. Это, согласно прогнозам экспертов, приведет к снижению смертности в трудоспособном возрасте на 34% (с 6,4 случаев на тысячу человек в 2014 году до 4,2 случаев в 2030 году из расчета текущей демографической структуры). За обеспечением нового качества жизни также стоят несколько социальных приоритетов — развитие традиционных семейных ценностей, создание условий для активной и продуктивной жизни пожилых людей.
Отдельное направление — развитие жилищного строительства и повышение его доступности для населения с различным уровнем дохода. Для этого в стратегии предложены механизмы комплексного освоения территорий, развития рынка коммерческого и некоммерческого найма. Это позволит увеличить долю семей, имеющих возможность приобрести жилье с помощью собственных и заемных средств, до 60% (с 54,7%).
— Тема развития человеческого капитала в проекте Стратегии-2030 занимает особое место, — считает Виктор Кокшаров. — Принципиально важно, что в документе она нашла комплексное отражение: разработчиками были предложены проекты в каждом из стратегических направлений.
Новая индустриализация
Второй приоритет стратегии — «Новая индустриализация», по мнению главы регионального Минпрома Андрея Мисюры, направлен на технологическую модернизацию базовых отраслей промышленности и повышение конкурентоспособности предприятий на мировом рынке:
— В приоритете останутся горная и обрабатывающая промышленность, технопарки и ОЭЗ. К 2030 году ВРП вырастет в 1,8 раза, объемы промышленного производства — в два раза, до 2,8 трлн рублей. Инструментами для этого должны стать субсидии предприятиям на возмещение затрат на проценты по кредитам, налоговые преференции, а также специально для этого создаваемый областной фонд развития промышленности.
— Следует учесть, что в ближайшее время отечественная экономика будет испытывать различные ограничения, — прогнозирует Евгений Куйвашев. — Надо четко понимать, за счет каких источников и ресурсов будет формироваться потенциал конкурентоспособности региональной экономической системы, осуществляться диверсификация и модернизация производства. А если посмотреть еще глубже — на какой научно-технологической основе будет развиваться промышленность в ближайшие 15 лет, обеспечивая при этом двукратный рост объемов производства и производительности труда.
— Необходимо формировать научно-технологические заделы, искать и адаптировать передовые технологии с последующим внедрением на производствах. Другого пути для обеспечения экономического роста нет, — анализирует Сергей Кадочников. — Это долгосрочный тренд, технологии повлияют на производительность труда, а сейчас она не является высокой. Boston Consulting Group (BCG), одна из самых уважаемых консалтинговых компаний мира, провела исследование по издержкам производства (на основе индекса производственных затрат оценена конкурентоспособность экономик 25 стран, на которые приходится почти 90% мирового экспорта промышленных товаров. — Ред.). Чем ниже индекс, тем ниже себестоимость товаров и услуг и выше конкурентоспособность той или иной страны относительно первой экономики мира — США. В 2015 году индекс для России составил 90 процентных пунктов (п.п.; показатель США принимается за 100%). То есть конкурентоспособность России по затратам на производство оказалась выше, чем в США, на 10 п.п. В Россию, где относительно дешевые труд и энергоресурсы, не идут инвесторы по той причине, что здесь низкая производительность труда. Для Китая, например, аналогичный показатель составляет 97 п.п., он перестает быть местом дешевого производства.
По мнению Сергея Кадочникова, региональной экономике нужны крупные проекты, подобные «Уральской инженерной школе» и «Университетскому технополису», которые можно считать проектами федерального уровня:
— Кооперация науки (на базе УрО РАН и ведущих вузов, прежде всего УрФУ) и бизнеса позволит развивать перспективные технологические ниши, такие как фотоника и лазерные технологии, аддитивные технологии. Не надо забывать и про кластеры. Это один из самых простых инструментов, который не требует федеральных решений, все зависит от региона. Кластерная политика за счет синергетического эффекта позволяет добиться сразу нескольких результатов — обеспечить стабильный рынок сбыта продукции, увеличить инновационную составляющую производства, снизить издержки за счет сокращения транспортного плеча, стимулировать рост смежных отраслей. И еще одна важная тема — поддержка выходов на новые рынки. Импортозамещение подразумевает экспортное развитие. Экспорт продукции запустит модернизацию производств, будет способствовать углублению переделов продукции.
— Технологический прогресс важен, но в его условиях неизбежно будет расти безработица, — высказал опасения директор Института экономики УрО РАН Александр Татаркин. — К этому надо готовиться. В стратегии надо учесть профессиональную переподготовку, переквалификацию тех, кто будет в этом нуждаться.
Дмитрий Ноженко соглашается — в Стратегии-2030 предусмотрен проект «Сбалансированный рынок труда».
Для жизни и бизнеса
В рамках приоритета «Территория для жизни и бизнеса» эксперты выделили зоны с развивающимися агломерационными процессами — Екатеринбургская агломерация, Горнозаводская агломерация и группа северных городов. Для их развития предложен проект «Новая индустриальная инфраструктура». Он предусматривает создание индустриальных и промышленных парков, ОЭЗ и территорий опережающего социально-экономического развития.
— Источники роста — в межмуниципальной кооперации. Нельзя распылять усилия: это неэффективно, концентрация на нескольких точках роста приведет к развитию остальных муниципалитетов, — дает экспертную оценку Леонид Лимонов. — Огромный потенциал у Екатеринбургской агломерации, одной из наиболее сформированных в России. Она станет источником развития всей области. Я говорю о формировании промышленного кольца вокруг Екатеринбурга, постиндустриальном развитии центра агломерации, превращении его в глобальный город. Перспективна конурбация Екатеринбург — Челябинск: ситуация, когда два крупных города расположены так близко, уникальна. Конурбация позволит привлечь инвесторов, комбинировать производственные компетенции, расширить рынок труда. Горнозаводская агломерация имеет свои промышленные компетенции (ОЭЗ, индустриальные парки), их реализация станет основой развития. Потенциал северных городов — выход на рынок ХМАО.
По мнению Леонида Лимонова, ключевой элемент территориального развития — международный транспортно-логистический хаб на базе аэропорта Кольцово:
— Он позволит встроить остальные муниципалитеты в экономику трех ключевых территорий (размещение части инфраструктуры хаба) и сформировать сильные компетенции международного логистического центра.
Позитивно на муниципиях отразятся и два других проекта — «Развитие агропромышленных компетенций» и «Развитие индустрии туризма». Подходы, основанные на производстве собственной агропродукции, историческом и ремесленном наследии будут полезны многим городам, считают эксперты.
Решение экологических проблем выделено в направление «Устойчивое экологическое развитие». В приоритете — развитие системы экологического мониторинга и переработки твердых коммунальных и промышленных отходов.
Продолжим дискуссию
Председатель президиума УрО РАН Валерий Чарушин обратил внимание на некоторую обособленность Стратегии-2030:
— Свердловская область — важный субъект, но ее нельзя рассматривать изолированно. Каким образом стратегия области вписывается в стратегию страны, Уральского федерального округа? Существуют еще и отраслевые стратегии. Ссылки на них необходимы, тогда бы просматривалась общая система координат. Кроме того, необходимо дополнить стратегию планами развития отдельных отраслей.
— Необходимо соотнести Стратегию-2030 с долгосрочным прогнозом научно-технологического развития России, учесть основные векторы корпоративных стратегий крупнейших уральских предприятий, — подвел итоги губернатор. — Обсуждение нашего документа не заканчивается, мы будем продолжать его и после принятия. Ведь это основа для разработки госпрограмм Свердловской области, схемы территориального планирования и плана мероприятий по ее реализации.
До 15 ноября Минэкономики ждет предложения по доработке проекта Стратегии-2030 для окончательной корректировки, а до 2 декабря проект будет внесен в региональное Заксобрание.
Дополнительные материалы:
Система целеполагания Стратегии-2030 Свердловская область в 2030 году — привлекательная территория для жизни и развития человека, предоставляющая своим жителям возможности мирового уровня для обучения, работы, продуктивного и здорового долголетия; конкурентоспособный в глобальной экономике инновационный, индустриальный, деловой и транспортно-логистический центр. ПРИОРИТЕТ: НОВОЕ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ Стратегическая цель: Создание конкурентоспособных условий накопления и сохранения человеческого потенциала Цель 1.1. Конкурентоспособность образования на мировом уровне ПРИОРИТЕТ: НОВАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ: Цель 2.1. Глобальная конкурентоспособность промышленности |
Через технологии к рынкам Средний Урал станет индустриальным и деловым центром России с высокими темпами экономического роста, убежден министр экономики Свердловской области Дмитрий Ноженко — У нас четкая и понятная цель — структурная модернизация экономики в сторону повышения вклада высокотехнологичных секторов промышленности, в первую очередь машиностроения, включая оборонно-промышленный комплекс, и химической промышленности. В Стратегии-2030 предложены конкретные проекты развития конкурентоспособных кластеров — железнодорожного машиностроения, титанового, фармацевтического и химического; проекты встраивания свердловских предприятий в глобальные производственные цепочки, например, в авиационной промышленности. Не менее важна поддержка вывода продукции на новые рынки — как географические (экспорт, национальные и региональные), так и продуктовые (импортозамещение, углубление переделов, производство новых видов продукции, включая инновационные, развитие новых компетенций в области оказания производственных услуг — инжиниринг). В рамках стратегии мы намерены повысить привлекательность региона для внешних и внутренних инвесторов. Цель — вхождение в пятерку лучших регионов России по объему инвестиций в основной капитал (сейчас седьмое место). Для этого будем формировать развитый слой компаний малого и среднего предпринимательства — национальных «чемпионов» (российских, а в перспективе глобальных компаний реального сектора экономики, занимающих лидирующие позиции на мировых рынках). Очень важен проект «Эффективное управление регионом». Он предусматривает внедрение проектного управления региональным развитием. Задача — повышение открытости и автоматизации процессов для принятия решений, например, мониторинг качества госуслуг с применением информационно-аналитической системы. |