Рождение прецедентов
Со дня на день в Екатеринбурге официально откроется офисРасчеты, проведенные аналитическим центром «Эксперт Урал», показывают: доминирующее положение в структуре кредитных портфелей крупнейших компаний региона занимают именно банки стран Евросоюза. Эту тенденцию подтверждает и страновая статистика трансграничных кредитов: подавляющая часть финансовых ресурсов идет в Россию из Европы.
Мягкая посадка
То, что Москва — не вся Россия, европейские банки поняли раньше других. Первое представительство немецкого Drezdner Bank появилось в Екатеринбурге еще в 1990 году: банковское сообщество до сих пор добрым словом вспоминает его главу Йорка Питера Буша, помогавшего устанавливать связи с немецкими предпринимателями. К сожалению, кризис 1998 года подкосил доверие к финансовой системе России, и немецкий банк закрыл екатеринбургский офис.
Стабилизация экономической и политической ситуации способствовала второму приходу в регион финансовых организаций Европы. Уже через год после кризиса в Екатеринбурге открылось представительство
Безусловно, в основе тенденции проникновения европейских банков в глубь России лежат геополитические факторы. Для большинства стран Евросоюза Россия — важнейший экономический партнер. На Урале расположены активы компаний, имеющих стратегическое значение. Поэтому крупнейшие правительственные международные финансовые организации — Европейский банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация — стремятся всячески облегчить доступ европейского бизнеса на наш рынок. ЕБРР, к примеру, поддерживает ресурсами и технологиями региональные компании, выводя их на уровень международных стандартов, вкладывает деньги в инфраструктурные проекты: энергетику, дороги, муниципальное хозяйство (см. интервью с главой представительства в Екатеринбурге Артемом Ситниковым).
Процесс пошел
По словам министра внешнеэкономических связей Свердловской области Виктора Кокшарова, хотя крупнейшим торговым партнером России и остаются США (на долю этой страны приходится более 11% внешнеторгового оборота Свердловской области), стратегические интересы постепенно переносятся в страны ЕС: «В США уральские компании в основном экспортируют металлопродукцию, а технологии и оборудование закупают в Европе — Германии, Франции, Чехии». В этой ситуации становится понятно, почему европейские банки демонстрируют более гибкую политику, чем их американские коллеги. Одно из крупнейших предприятий машиностроения — Уралвагонзавод — искало финансового партнера для реализации программы модернизации производства. Ни один банк США не смог предложить ресурсы на условиях, которые были бы лучше тех, что давал Чешский Экспортный Банк. В результате уральское предприятие, получив кредитную линию на 300 млн евро, закупило чешское оборудование для перево оружения цеха покраски вагонов. Теперь в планах — увеличение кредитной линии до 1 млрд евро.
Да, риск есть, но он соизмерим с доходностью, которую европейские банки в итоге получают на бурно растущем российском рынке. Речь идет о финансировании не только системообразующих предприятий в машиностроении, металлургии, нефтегазовом секторе, но и новых, весьма прибыльных сегментов. Один из них — строительство коммерческой недвижимости. В 2006 году Societe Generale и еще один французский BCENEurobank выступили ведущими инвесторами строительства в Екатеринбурге гостиницы Hyatt (инициатор проекта — Уральская
Европейский стандарт
Сделки, которые можно отнести к проектному финансированию в чистом виде, появились и в портфеле другого кредитного учреждения, активно работающего на территории Урала, — Райффайзенбанка. По словам Виталия Милованова, директора филиала «Уральский», в 2006 году выдано несколько среднесрочных кредитов на строительство торговых и офисных центров в Свердловской, Оренбургской и Тюменской областях. В целом доля региональных филиалов в общем корпоративном портфеле кредитов Райффайзенбанка растет: по состоянию на конец 2006 года она превысила 32%.
— Благоприятные условия рынка и наша активная позиция позволили показать цифры существенно выше ожидаемых, — констатирует Виталий Милованов. — По неаудированным данным, на конец года корпоративный кредитный портфель филиала «Уральский» составлял более 7 млрд рублей, по физическим лицам — более 1,5 млрд рублей. Конечно, в течение года мы тщательно следили, чтобы высокие темпы роста клиентской базы сопровождались традиционным качеством обслуживания на европейском уровне.
Потенциал Урала позволяет западным дочерним банкам успешно вести бизнес в регионе, указывает начальник управления развития регионов Международного Московского Банка Кирилл ЖуковЕмельянов: «На сегодня совокупный объем кредитных ресурсов, предоставленных предприятиям Уральского региона, превысил 23 млрд рублей. Розничный кредитный портфель — более 2,5 млрд рублей».
Таким образом, с полной уверенностью можно утверждать: европейские банки уже играют ведущую роль в экономике региона. С течением времени их влияние только усилится.
Дополнительные материалы:
Игрок на базе
В июне 2006 года Европейский банк реконструкции и развития утвердил новую стратегию работы на российском рынке (концепция работы в развивающихся странах пересматривается каждые два года). Об ее особенностях мы говорим с директором Екатеринбургского представительства ЕБРР Артемом Ситниковым
— Артем Александрович, каковы основные итоги работы ЕБРР в России в 2006 году?
— Во многих отношениях это был рекордный год. В объеме операций среди всех стран, где банк ведет деятельность (Центральная и Восточная Европа, страны Балтии и СНГ), доля России составила 38%. В денежном выражении это 2,5 млрд долларов: в два раза больше, чем в 2005 году. Из этой суммы 75% приходится на сделки, заключенные не с иностранными, а с российскими компаниями. Примерно 10% из них — предприятия Уральского федерального округа.
— В чем суть новой стратегии?
— У ЕБРР сегодня четыре приоритетных направления в России, в том числе на Урале. Прежде всего финансирование модернизации генерирующих мощностей: банк является самым крупным западным кредитором российской энергетики, и мы рассчитываем, что портфель обязательств в этом секторе к концу 2008 года достигнет 1,5 — 2 млрд долларов. Банк не только предоставляет долгосрочные кредитные ресурсы, но и участвует в капитале компаний, выделяемых из РАО ЕЭС. Так, в конце 2006 года в ходе размещения дополнительной эмиссии ЕБРР стал акционером ОГК5.
В ближайшие два года значительно больше внимания будет уделено развитию муниципальных образований и инфраструктуры (транспорта, ЖКХ). Эти проекты будут реализовываться на концессионных началах и через создание частногосударственного партнерств. На Урале у нас есть хороший опыт сотрудничества с администрациями Сургута и Сургутского района по комплексному финансированию системы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. До конца первого квартала будет подписан пилотный проект реконструкции жилого фонда Сургута. Также реализуется проект реконструкции теплосетей в Уфе. Надеемся выйти на эффективное взаимодействие с компанией НовогорПрикамье, работающей в Пермском крае.
Безусловно, мы продолжим финансирование корпоративного сектора, при этом новая стратегия предполагает увеличение инвестиций в основной капитал региональных компаний с объемом продаж свыше 100 млн долларов. С этой целью ЕБРР расширяет уже действующие офисы, например, в Екатеринбурге, и открывает новые: в 2007 году представительства появятся в Самаре, Ростове, Красноярске. И конечно, мы будем продолжать оказывать помощь финансовому сектору: достигнута договоренность о приобретении пакета акций СКБбанка, в стадии рассмотрения аналогичный проект с ХантыМансийским банком. Помимо инвестиций в капитал они получат кредитные линии на финансирование малого и среднего бизнеса.
ЕБРР начнет открывать специальные кредитные линии региональным банкам на финансирование ипотечных сделок: первый такой контракт объемом 4 млн долларов в прошлом году заключен с Челиндбанком.
— Каковы принципы отбора проектов?
— Практически все сделки, которые проводит ЕБРР, в той или иной степени знаковые: задача банка — не просто профинансировать проект, а создать прецедент, вывести компанию на новый уровень. Поэтому мы очень щепетильно относимся к деловой репутации партнеров.
— Чем выгодно сотрудничество с ЕБРР региональному бизнесу?
— Предприятия могут получить длинные, от 6 до 10 лет, кредиты. Для энергетики мы выделяем ресурсы на срок уже до 14 лет. На условиях синдикации ЕБРР привлекает к финансированию другие европейские банки: самостоятельно они никогда не рискнули бы предоставить российской компании деньги на длительный срок.
Благодаря такой схеме наступает время участия европейских инвесторов в модернизации не только сырьевых, но и перерабатывающих отраслей России, предприятий ЖКХ, муниципальной экономики, транспорта. Участие ЕБРР в акционерном капитале позволяет повысить стоимость компании в рамках подготовки или в процессе выхода на фондовый рынок, привлечь дополнительные ресурсы, улучшить структуру капитальной базы компании, внедрить лучшие стандарты корпоративного управления.