Пандемия и ценовая война: слагаемые сценария развития кризиса
Информационный фон на мировых рынках третий день остается жестким. В центре внимания аналитиков — распространение вируса вне Китая и ситуация на рынке нефти. В России к рискам добавляется волатильность рубля
Вирус и спрос
Изначально подтолкнули падение мировых рынков новости о реализации в Италии эпидемиологических мер: с 8 марта до 3 апреля закрыты на въезд и выезд 15 провинций Италии, остановлена работа образовательных учреждений и отменены массовые мероприятия. C 10 марта не работает большинство досуговых заведений.
— На примере Китая подобные меры оказали значительный негативный экономический эффект. Сокращается не только производственная активность, но и спрос, — говорит руководитель аналитического управления «Открытие Research» банка «Открытие» Анна Морина. — В результате композитный PMI в Китае упал ниже 30, потребление нефти по различным источникам сократилось на 15 — 25%. Учитывая, что распространение вируса в сопоставимой стадии (численность заболевших — более 230 человек) в Италии, Франции, Германии и Испании идет существенно более быстрыми темпами, чем в Китае (за исключением провинции Хубэй), с высокой вероятностью можно ожидать применение жестких мер и в других странах Европы.
При совокупном потреблении нефти Китаем и ЕС на уровне около 29 млн баррелей в день даже 10-процентное сокращение приведет к сокращению спроса в объеме 2,9 млн баррелей в день, считает аналитик. Если карантинные меры затронут только ЕС, Китай и ряд других стран, банк Открытие ожидает острого, но краткосрочного шока на протяжении 3 — 6 месяцев. Шок будет сопровождаться падением цен на нефть до 30 долларов за баррель и постепенным ростом к уровню в 45 долларов за баррель к концу 2020 года. Позитивным фактором восстановления экономик будет сохранение экономической активности в США, обеспечивающей экспортный спрос и спрос на нефть.
Более серьезных последствий, по оценкам аналитического управления банка Открытие, можно ожидать, если карантинные меры затронут все крупнейшие экономики, и прежде всего США. В этом случае полностью перестанет действовать фактор внешнего спроса, кризис приобретет затяжной характер. Реализация этого сценария возможна в срок менее месяца, она приведет к сокращению мирового спроса на нефть на 7 — 10% (10 млн баррелей в сутки), падению цен на нефть ниже 30 долларов за баррель и поддержанию цен на этом уровне до конца года. Вероятность реализации сценария — около 50%.
Ценовая война
Ситуацию усугубляет срыв 6 марта сделки ОПЕК+ из-за жесткой позиции России и непримиримости Саудовской Аравии и прекращение с 1 апреля действующего сокращения добычи на 1,7 млн баррелей в день. В выходные Саудовская Аравия объявила о беспрецедентных скидках клиентам. Аналитики полагают, что страна пытается восстановить доли рынка за счет выдавливания конкурентов.
По мнению главного аналитика Промсвязьбанка Екатерины Крыловой, давление на сланцевых производителей в США будет существенным, но затронет преимущественно мелкие компании с высокой себестоимостью добычи, что может привести к ряду банкротств. Основной пресс для котировок нефти — ценовая война между Россией и ОПЕК: «Она продлится как минимум до лета, ее эффект мы оцениваем в 10 — 12 долларов за баррель. В апреле — мае ожидаем сильной просадки нефти в диапазоне 30 — 35 долларов за баррель с восстановлением выше 45 долларов со второй половины года. В итоге в среднем по году цена на нефть Brent составит 40 долларов».
Следующий саммит ОПЕК+ запланирован на июнь. Екатерина Крылова:
— Мы в базовом сценарии верим в восстановление предыдущего соглашения, несмотря на агрессивные планы Саудовской Аравии захватить долю рынка и с апреля нарастить добычу до 10,5 — 11 млн баррелей в день. Вероятно, возврат к прежним договоренностям с минимальным участием в них России произойдет уже на очередном саммите ОПЕК+. Бюджет Саудовской Аравии балансируется при цене нефти 85 долларов за баррель, а бюджет России — 42 долларов за баррель, что несколько ослабевает переговорную позицию первой.
Анна Морина также рассматривает незаключение сделки в рамках ОПЕК как факт давления на рынки, но полагает, что, в отличие от введения эпидемиологических мер, действие этого фактора может оказаться временным: «До окончания текущего соглашения 1 апреля стороны могут провести неоднократные консультации и согласовать продление старого соглашения или прийти к новому, что с высокой вероятностью и произойдет. Впрочем, вопрос исполнения этих обязательств остается открыт».
Курс рубля
Для стабилизации валютного рынка Банк России объявил о приостановке интервенций на валютном рынке. «Сейчас интервенции Банка России в пересчете на ежемесячные объемы составляют 4 млрд долларов в месяц. Впрочем, учитывая падение цен на нефть ниже 30 долларов за баррель, их влияние будет сопоставимо с падением ежемесячной экспортной выручки», — говорит Анна Морина. По ее мнению, Банк России может перейти к внеплановому увеличению ключевой ставки на заседании 20 марта при увеличении доходности ОФЗ выше 8%. Вариант скачкообразного увеличения значений ключевой ставки возможен, но при движении рубля к уровню более 90 — 100 рублей за доллар и роста доходности ОФЗ до двузначных цифр. Но это маловероятно. Во-первых, упреждающие действия могут принять и другие центральные банки, в частности, возможно увеличение объемов ликвидности в ЕС для поддержания расчетов в вероятных условиях роста неплатежей. По оценке Анны Мориной, это может привести к коррекции вниз стоимости евро относительно доллара. Во-вторых, в условиях рекордно низкой инфляции (2,3% год к году по итогам февраля) Банк России выступает бенефициаром умеренной девальвации рубля, по этой причине его реакция если и будет, то не столь сильная и не столь быстрая, как в 2014 году.
Дальнейшая ситуация на мировом рынке, по мнению Анны Мориной, малопредсказуема: «На основе предыдущих кризисов можно сказать, что при преодолении индексом S&P500 отметки минус 20% от предыдущего достигнутого максимума, происходит дальнейшая коррекция рынка от 40 до 50%. Индекс S&P на торгах 9 марта не дошел до этого уровня в 2720 пунктов всего 25 пунктов».
Главный аналитик Промсвязьбанка Богдан Зварич сегодня ожидает коррекционного роста рубля по отношению к основным мировым валютам: «Поводом к покупкам станет динамика рынка энергоносителей, где ближайший фьючерс на нефть марки Brent пытается закрепиться в районе 38 долларов за баррель, а также укрепление валют развивающихся стран. В результате в начале торгов пара доллар — рубль может отступить в район 71 рубля за единицу американской валюты. На горизонте ближайших недель мы ожидаем закрепления доллара в диапазоне 70 — 75 рублей при сохранении высокой волатильности».