21.05.2020

5G: революция откладывается

Как пандемия повлияла на развитие телекома и что будет с отраслью после самоизоляции

Индустрия телекоммуникационных услуг оказалась одним из самых устойчивых секторов мировой экономики во время кризиса, вызванного COVID-19. Согласно исследованию International Data Corporation (IDC), введенные многими странами меры по борьбе с пандемией вынудили людей остаться дома и привели к увеличению потребления услуг связи. «Однако экономические последствия от закрытия предприятий, роста безработицы, замораживания туристической деятельности и сокращения потребительских расходов на товары и услуги будут иметь негативные последствия для рынка, — прогнозируют аналитики IDC. — Например, мобильный сегмент, крупнейший сегмент рынка, будет иметь небольшое снижение в 2020 году из-за сокращения доходов от международного роуминга и мобильного интернета».   

По данным IDC, в 2020 году доходы телекоммуникационных компаний сократятся во многих регионах мира — Америке, Европе, на Ближнем Востоке и в Африке, Азиатско-Тихоокеанском регионе (включая Японию): «В первую очередь негативные тренды затронут развивающиеся рынки, где потребители с низким уровнем доходов будут осторожнее относиться к своим тратам».

— Пандемия COVID-19 изменила некоторые тенденции на мировом рынке телекоммуникационных услуг. Операторы быстро адаптировались к изменениям и временно отказались от заявленных ранее приоритетов, — утверждают авторы исследования. — Поскольку революция 5G откладывается из-за пандемии, компании опираются на уже проверенные технологии, которые помогут поддерживать связь потребителей и предприятий в дни глобальной рецессии.

Что происходит на российском рынке и как будет меняться ситуация в ближайшее время, «Э-У» рассказали ключевые игроки и эксперты рынка.

Трафик вырос, доходы упали

Представители отрасли на протяжении двух последних месяцев фиксируют существенный рост трафика и практически полное сокращение выручки от роуминга.

— За последние несколько недель компании этого сектора столкнулись с резким ростом онлайн-потребления: например, трафик видеосервисов к концу апреля вырос более чем на 200% по отношению к началу марта. Также в условиях самоизоляции стабильно рос трафик образовательных ресурсов: в первую неделю самоизоляции он увеличился более чем вдвое по сравнению с началом марта, — анализирует ситуацию генеральный директор NGENIX Константин Чумаченко. — В таких условиях владельцам веб-ресурсов пришлось принимать быстрые решения, направленные на ускорение работы сайтов, обработку дополнительной сетевой нагрузки, повышение доступности.

— Массовый переход на удаленную работу и резкий рост спроса на «тяжелый» контент в период самоизоляции подтвердили намерения сотовых операторов продолжать развитие инфраструктуры, расширять емкости каналов связи, а также подстегнули инициативы по развитию сервисов для удаленной работы, в частности, все облачные продукты, — подтверждает директор по работе с крупным бизнесом компании «ВымпелКом» Алексей Ли. — Рост нагрузки на сеть не сопровождался повышением доходной части: бизнес лишился международного роуминга, при этом предоставлял многие сервисы на бесплатной основе. Важно, что телеком-операторы сплотились и продемонстрировали высокую социальную ответственность, стали практически «кровеносной системой» для экономики в режиме пандемии.

— Основная нагрузка в период пандемии пришлась на операторов фиксированной связи. Именно мы стали базой для разворачивания системы удаленной работы, обучения, «изолированной жизни». Трафик в нашей сети в этом году в сравнении с прошлым годом вырос в два раза. И даже сейчас он снижается незначительно, — комментируют последствия самоизоляции для телекома в пресс-службе «ЭР-Телеком Холдинг» (ТМ «Дом.ru», ТМ «Дом.ruБизнес»).

По мнению аналитика «Фридом Финанс» Валерия Емельянова, краткосрочный эффект карантина на телеком-индустрию — негативный, как и на всю экономику в целом: «Выручка и прибыль компаний снижаются».

Новые тенденции

Игроки внимательно анализируют тренды и поведение потребителей, чтобы скорректировать бизнес-модели.

— Карантин показал, что многие процессы можно перевести в онлайн, автоматизировать и цифровизовать. Так что мы ждем, во-первых, сохранения более высокой нагрузки на сеть в связи с тем, что многие продолжат работать в дистанционном формате, во-вторых, повышенного интереса бизнеса к сервисам автоматизации и удаленного доступа. Ориентир на минимизацию контактов — огромная ниша для развития облачных сервисов и технологии интернета вещей, — констатирует Алексей Ли. — Однако их успех тоже завязан на пропускную способность сети. Так что в первую очередь все операторы возьмут ориентир на наращивание емкости, в том числе и для стандарта NB-IoT, будут инициировать диалог с властями по расчистке частот 5G, а также вкладываться в развитие собственных облачных продуктов и нейросетей.

В ближайшие год-два операторам нужно пересмотреть стратегии с учетом падения собственных доходов, снижения платежеспособности населения

— По итогам карантина отрасль IaaS/PaaS-решений ждет продолжительный рост. В связи с непрогнозируемыми скачками потребления трафика во время самоизоляции модель, при которой обеспечение работы веб-ресурсов осуществляется за счет наращивания количества серверов и сетевой емкости, устарела: она требует существенных капитальных вложений, а скорость развертывания не соответствует требованиям времени. Кроме того, возможен спад трафика после карантина, что ставит под вопрос экономическую целесообразность содержания собственной дополнительной инфраструктуры, — считает Константин Чумаченко. — Поэтому потребление вычислительных и сетевых ресурсов по сервисной модели (IaaS) — очевидный выход для игроков самых различных индустрий, от e-commerce до образовательных порталов: эта модель обладает большей гибкостью, масштабируемостью и управляемостью. Что касается услуг широкополосного доступа (ШПД), карантин выявил предельную нагрузку на сети передачи данных. Качество услуг ШПД стало одним из критических факторов выбора оператора услуги, так как в условиях карантина стабильность работы интернета получила решающую роль для абонента. Предположу, что операторы ШПД, проигравшие в качестве услуги, столкнутся с оттоком клиентской базы в пользу конкурентов. Перед многими операторами, таким образом, встанет вопрос: нужно ли модернизировать инфраструктуру, принимая во внимание сценарии, аналогичные карантину, чтобы не допустить потери абонентов в любых нестандартных ситуациях. Возможная модернизация, в свою очередь, поставит операторов перед выбором: компенсировать затраты через повышение стоимости услуги или снижение маржинальности.

— Безусловный тренд — массовый переход пользователей на удаленку. Люди работают и учатся из дома, тогда как раньше домашний интернет был для многих лишь одним из средств развлечений. От 30 до 50% сотрудников не вернутся в офисы никогда. Сегодня до 65% наших клиентов так или иначе используют интернет для работы из дома. В пять раз увеличилось число подключений к 1С.Бухгалтерия. С 5 тысяч до 250 тысяч выросло количество уникальных пользователей Zoom в нашей сети, — рассказывают в «ЭР-Телеком Холдинге». — Другой тренд — стремительный взлет электронной коммерции. Сегодня даже те, кто раньше ничего не заказывал в интернете, предпочитают делать дистанционные покупки. Концепция телеком-услуг B2B для В2C изменилась. Сегодня В2С для B2В. Раньше было так: «Ты оказываешь услуги компании, которая потом оказывает услуги населению». Сегодня мы оказываем услуги населению, работающему для бизнеса из дома.

— Долгосрочно пандемия ускоряет те позитивные тренды, которые наметились еще до кризиса. Например, уход розничных продаж электроники, которые давно перестали быть рентабельными. Число классических салонов связи сокращается. Их перестраивают в некое подобие шоурумов, где клиенты могут «пощупать» последние технические новинки и заодно изучить преимущества цифровой экосистемы каждого конкретного оператора. В полной мере этот тренд станет заметным по окончании карантинных мер, — убежден Валерий Емельянов. — Второй тренд, связанный с этим, — удаленная идентификация клиентов. Уже сейчас операторы пробуют внедрять виртуальные сим-карты. Пока «для своих» клиентов, но неизбежно придет время биометрии, когда любой новый клиент сможет, просто скачав приложение оператора на устройство, получить новый номер телефона или перенести свой старый. Все это сопровождается снижением спроса на аналоговую связь и ростом интернет-трафика через мессенджеры, видеочаты и видеоприложения. Соответственно у компаний связи две основные стратегии развития. Одни будут наращивать скорости беспроводной передачи данных и превращаться в базовых провайдеров, другие — двигаться в сторону виртуальных многофункциональных сервисов, работающих на «железе» бывших конкурентов.

Что будет дальше

— Телекоммуникационная отрасль, как и многие другие сектора экономики, займет выжидательную позицию. Уже запущенные проекты будут реализованы, а будущие временно поставлены на паузу. Это связно с тем, что новые проекты требуют инвестиций, которые, в свою очередь, должны окупаться, — говорит глава представительства Vertiv в России и Белоруссии Николай Харитонов. — Очевидно, что в период экономического спада и неопределенности проекты двигаются медленнее или откладываются. В то же время операторы будут продолжать работу для поддержания высокого уровня существующих сервисов, востребованных клиентами.

Пандемия COVID-19 изменила некоторые тенденции на мировом рынке телекоммуникационных услуг. Операторы быстро адаптировались к изменениям и временно отказались от заявленных ранее приоритетов

По словам Николая Харитонова, одно из обсуждаемых последствий для телекома — замедление процесса развертывания сетей 5G, технологии, на которую были сделаны большие ставки в 2020 году: «К этому может привести нехватка специалистов, которые необходимы для реализации подобных проектов, задержка с поставками оборудования из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки, а также закрытие границ, что препятствует свободному перемещению специалистов от объекта к объекту. Могут также возникать сложности с тестированием новых сетей. Так как из-за режима всеобщей самоизоляции нагрузка на сети растет, операторы стараются обеспечивать их бесперебойную работу. Любые вмешательства могут привести к сбоям, а во время кризиса это недопустимо. Со временем ситуация стабилизируется и проекты будут набирать темп. Однако сейчас оценить сроки восстановления сложно».

— Учитывая, что проект 5G в России отложен на неопределенный срок, можно предположить, что и обновление оборудования компании производить не будут. В свою очередь, это притормозит распространение IPv6. Надо отметить, что в этом процессе Россия никогда не была в передовиках, в отличие от той же Бельгии или Швейцарии, которые занялись организацией процесса еще до исчерпания IPv4. В конце прошлого года мы много говорили о переходе с IPv4 на IPv6. Четырехбайтные адреса используются с 80-х годов ХХ века и на сегодняшний день являются настоящим дефицитом. Напрямую приобрести их у RIPE NCC нельзя, а с уже имеющимися интернет-провайдерам приходилось потрудиться, — говорит представитель RIPE NCC Максим Буртиков. — Ввиду нехватки и невозможности присвоить каждому устройству уникальный сетевой идентификатор им приходилось разделять один IPv4-адрес на нескольких абонентов. Это дорогостоящая технология. В целом нарушены производственные и логистические цепочки, в результате телеком-оборудование, производимое в основном в Китае, стало менее доступно. Соответственно, это ведет к корректировкам не только планов внедрения 5G и IPv6, но и естественного обновления оборудования на текущих сетях, не говоря уже о развитии сетевой инфраструктуры,

— В ближайшие год-два операторам нужно пересмотреть стратегии с учетом падения собственных доходов, снижения платежеспособности населения. Многое будет зависеть от мер поддержки государства. В случае благоприятного сценария развития диалога с властями крупные игроки будут использовать этот период для развития инфраструктуры, пилотных проектов роботизации производств, наращивания наукоемких технологических решений, — подводит итоги дискуссии Алексей Ли.

Еще в сюжете «Экономика в эпоху коронавируса»

Материалы по теме

Будем здоровы

Настоящее и будущее телекома

Таким мощным телеком ещё никогда не был

14 регионов ввели инвестиционный налоговый вычет для телеком-компаний

Генеральный директор Tele2 Сергей Эмдин про 5G и будущее телекома